О ЛЮДЯХ/КАМПАНЕЛЛА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
 
Томмазо Кампанелла
 


 

   КАМПАНЕЛЛА, Томмазо (до пострижения в монахи — Джованни Доменико) (1568—1639) — итальянский мыслитель, один из ранних представителей утопического коммунизма. Родился около Стило в Калабрии. В 1582 г. вступил в орден доминиканцев. С юных лет занимался изучением философии. За выступления против схоластики и иезуитов («Философия, доказанная чувствами», 1589, изд. 1591, «О смысле вещей», 1590, изд. 1620) подвергался преследованиям со стороны инквизиции. Кампанелла активно участвовал в борьбе за освобождение Южной Италии от гнёта испанской монархии. В 1598 году он был арестован по обвинению в заговоре и после многократных пыток приговорён к пожизненному заключению. Освобождённый в 1626 году, последние годы своей жизни провёл во Франции. Пытки и 27-летнее заключение не сломили Кампанелла, — в тюрьме он написал большую часть своих произведений, в том числе переведённый на многие языки и многократно переиздававшийся знаменитый диалог «Город Солнца» (1602, изд. 1623). В этом выдающемся произведении отобразились стремления народных масс Италии к освобождению от гнёта эксплуатации. «В Неаполе, — писал Кампанелла, — семьдесят тысяч душ населения, а трудятся из них всего какие-нибудь десять или пятнадцать тысяч, истощаясь и погибая от непосильной и непрерывной работы изо дня в день. Да и остальные, пребывающие в праздности, пропадают от безделья, скупости, телесных недугов, распутства, ростовщичества и т. д. и множество народа портят и развращают, держа его у себя в кабале, под гнетом нищеты...» (Кампанелла, Город Солнца. 1947, стр. 61). Напротив, в Городе Солнца — коммунистическом государстве, о котором рассказывает смотрителю гостиницы вернувшийся из плавания генуэзский мореход, нет частной собственности; нет «праздных негодяев и тунеядцев»; все трудятся; все всесторонне развиты — и физически, и умственно; «художества, труды и работы распределяются между всеми»; каждый получает по потребностям; для подготовки к охране страны от внешних нападений мужчины и женщины проходят военное обучение; народ избирает правителей государства и т. д. Таким образом, характеризуя коммунистический строй, Кампанелла вслед за Томасом Мором высказал немало гениальных догадок. Историческая ограниченность взглядов Кампанелла проявилась в том, что он приписал коммунистическому обществу в корне чуждые ему черты (власть своеобразной духовной аристократии — правителей-священников; мелочная регламентация быта; отсутствие семьи; черты уравнительности; использование магии и т. д.). Кампанелла, как и все передовые мыслители того времени, был мыслителем-одиночкой; вопроса о том, каким путём, какими средствами достигнуть справедливого общественного строя, он вовсе не ставил.
   В своих философских взглядах К. сочетал унаследованные им от итальянского философа эпохи Возрождения Б. Телезио элементы материализма и вражду к схоластике с христианской мистикой, астрологией и каббалистикой. Кампанелла считал, что природа — «скульптурный образ бога», его эманация; все вещи одушевлены, ибо из мёртвого не может возникнуть живое; все они стремятся сохранить своё существование и вернуться к первоисточнику — богу. В этом стремлении — основа религии. По утверждению Кампанелла, источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса» природы; познание основано на чувственном опыте, на ощущениях. Кампанелла не сумел полностью преодолеть традиционные для того времени религиозно-идеалистические взгляды и сочетал передовые материалистические тенденции с отсталыми идеями. Тем не менее Кампанелла был передовым политическим деятелем, патриотом, мужественным борцом за интересы обездоленных масс.

   Соч. К.: Campanella Т., Opere. Scelte, ordinate ed annotate da A. d'Ancona, v. 1—2, Torino, 1854; Le роеsie, v. 1—2, Lanciano, 1913; Lettere, Bari, 1927; Discorsi ai principi d'ltalia, Torino, 1945; Philosophia sensibus demonstrata, Napoli, 1591; Apologia pro Galileo, Franco-furti, 1622; Philosopnia rationalis, Parisiis, 1638; Universails philosophiae partes tres, Parisiis, 1638; Atheismus triumpnatus. Parisiis, 1636; De monarchia hispanica, Amstelodami, 1653; в рус. пер.— Город Солнца, со вступ. ст. акад. В. П. Волгина, М.—Л., 1947.
   Лит.: Л а ф а р г П., Томас Кампанелла, пер. с франц., М.—Л., 1926; AmabiIe L., Fra Tommaso Campanella, la siia congiura, i suoi processi e la sua pazzia, v. 1—3, Napoll, 1882; его же, Fra Tommaso Campanella ne' castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi, v. 1—2, Napoli, 1887; Firpо L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940.

 

вернуться