О ЛЮДЯХ/КРЫЛОВ


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
 
Иван Андреевич Крылов
 

© Гравюра на стали с портрета работы К.П. Брюллова.

   КРЫЛОВ, Иван Андреевич (1769—1844) — великий русский писатель-баснописец. Родился в семье бедного армейского офицера. Детство Ивана прошло среди тревог и волнений походной боевой жизни в дальних гарнизонах, где служил его отец, а затем в Твери. После смерти отца семья оказалась в крайней нужде, и юный Крылов вынужден был служить в мелких канцелярских должностях. В 1782 году он переехал в Петербург. Вскоре им были написаны комическая опера «Кофейница» (1783—84, изд. 1869), в которой даны резко обличительные картины помещичьего произвола и насилия, трагедия «Филомела» (1786, изд. 1793), комедии «Сочинитель в прихожей» (1786, изд. 1794), «Проказники» (1788, изд. 1793) и др. Ни одна из этих пьес не была поставлена.Тем не менее Крылов, завязавший знакомства в литературных и театральных кругах, решил бросить чиновничью службу и всецело отдаться литературе. В 1789 он начал издавать сатирический журнал «Почта духов». Несколько позднее, в компании с актёром И. А. Дмитревским, литератором А. И. Клушиным, актёром и драматургом П. А. Плавильщиковым, Крылов завёл собственную типографию, в которой издавал журналы «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Помимо драматургических произведений, Крылов пишет в это время стихи, повести, очерки, театральные рецензии, отмеченные одной общей чертой — резко отрицательным отношением к феодально-крепостнической действительности. С особенным блеском огромное сатирическое дарование и боевой темперамент  Крылова проявились в его сатирической прозе, печатавшейся на страницах «Почты духов» и «Зрителя». «Духи» в своих письмах зло и едко высмеивали представителей правящей верхушки — «жестокосердых вельмож», «кукол в золотых кафтанах», взяточников-чиновников, судей Тихокрадовых, купцов Плуторезовых. С величайшим презрением Крылов обличал дворянских космополитов. В отличие от А. Н. Радищева, он не призывал к революционному переустройству общества, к народному восстанию, но острота и резкость его сатиры достигали порой почти радищевской силы. Недаром многие исследователи долгое время ошибочно считали, что некоторые письма «Почты духов» принадлежали самому Радищеву. Ещё большей социальной остротой отличались произведения Крылова, опубликованные в «Зрителе»: повесть «Каиб», смело обличавшая самодержавный строй, и «Похвальная речь в память моему дедушке» — язвительная сатира на крепостников-помещиков.
   Литературная деятельность Крылова привлекла внимание властей. В 1792 в типографии был произведён обыск, а за Крыловым установлен тайный полицейский надзор. Все три журнала прекратили своё существование не по воле издателя. Сам Крылов вынужден был уехать из Петербурга. Его литературная деятельность прервалась на много лет. Только однажды, в 1800, снова ярко вспыхнуло сатирическое дарование Крылова: для любительского спектакля он написал «шуто-трагедию» «Подщипа» («Трумф», изд. 1871, пост. 1910), где, пародируя жанр придворной трагедии классицизма, высмеял Павла I и его окружение. «Подщипа» получила широкое распространение в списках; её острую политическую оппозиционность оценили декабристы и молодой Пушкин.
    Возобновить свою литературную деятельность Крылов смог только в годы, когда новый царь Александр I стал лицемерно играть в либерализм. В 1802 переиздаётся «Почта духов»; тогда же на петербургской сцене была поставлена новая комедия Крылова «Пирог», в которой высмеивались «чувствительность» помещиков-крепостников, карамзинский сентиментализм. Но полное возвращение Крылова к литературе относится к 1806 году, когда он, снова приехав в Петербург, выступил со своими баснями. В 1806—1807 годах Крылов написал ещё две комедии — «Модная лавка» и «Урок дочкам», в которых высмеивал рабское подражание иностранцам, и сказочную народно-патриотическую оперу «Илья-Богатырь». Все три пьесы шли на сцене в 1807 году с шумным успехом. В 1812 году Крылов, поступил библиотекарем в петербургскую Публичную библиотеку, где оставался почти до самой смерти.
    Крылов выступил как непревзойдённый мастер басенного жанра. Басни Крылова печатались в журналах и выходили отдельными изданиями, общий тираж которых достиг еще при жизни автора небывалой для того времени цифры — около 80 тыс. экз. Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широким демократизмом, доходчивостью, общедоступностью. «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети», — говорил он. В то же время «эзоповский язык» басен давал возможность Крылову высказывать свои оппозиционные взгляды и убеждения. Басни явились творческим итогом, венцом всей долгой и разнообразной его литературной деятельности — драматурга, сатирика, поэта. В. Г. Белинский писал: «басни Крылова — не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня» (Собр. соч., т. 2, 1948, стр. 713). Крылов едко высмеивал т. н. общечеловеческие пороки, порождённые эксплуататорским строем, — зависть, скупость, лживость, лесть, невежество, эгоизм.
    Многие его басни дают блестящие образцы бытовой сатиры. Нередко Крылов от обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы» и др.). Несмотря на относительную умеренность политических убеждений Крылова, его басням, отражавшим взгляды на жизнь, чаяния и интересы широких трудовых масс народа, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «волками» и «овцами» — народом и его обидчиками — Крылов всегда на стороне народа. Пользуясь приёмом басенного иносказания, дававшего возможность говорить «истину вполоткрыта», Крылов неустанно нападал на малых и больших хищников — тигров, медведей, алчных волков, хитрых лисиц. Порой он решался и на большее: направлял остриё своей гневной иронии против самого «царя зверей» — льва, т. е., по сути дела, против российского самодержца. Великий народолюбец Крылов не только рисовал в баснях бесправие и угнетение народа, но и выражал свою глубокую веру в трудовой народ, убеждение, что именно ему принадлежит главная роль в жизни страны; это самое горячее, самое задушевное убеждение Крылова является основным тоном его басенного творчества («Листы и корни» и др.).
   Народность поэзии Крылова особенно ощутимо проявилась в баснях, написанных в связи с Отечественной войной 1812 («Раздел», «Кот и повар», «Ворона и курица», «Обоз», «Волк на псарне»); в них нашла яркое художественное выражение народно-патриотическая точка зрения на войну. В. Г. Белинский отмечал уменье баснописца «чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии...» (там же, стр. 714). Меткой издевкой, «самобытной иронией» проникнуты и басни о войне 1812. Но вместе с тем в них звучит твёрдо, энергично выраженное «мнение народное» о долге перед родиной, о справедливом возмездии хищному захватчику. Наряду с острым сарказмом, с резкой сатиричностью, басни Крылова содержат и выражение положительных народных воззрений, народных идеалов. Любовь к родине, верность, доброта, скромность, высокое уважение к труду, к деятельности на пользу народа— вот моральная атмосфера басен Крылова Этому древнему жанру поэт сумел придать ярчайшее национальное своеобразие; даже переведённым им басням присущ характерный русский колорит. Полностью сохраняя традиционные значения басенных зверей (лиса — хитрость, осёл — глупость, волк — алчность и т. д.), Крылов, взамен застывших условных масок, рисует образы, столь яркие и полные жизни, разработанные с такой меткой индивидуализацией и одновременно широтой художественного обобщения, что перед читателем его басен развёртываются живые, реалистически схваченные картины действительности.
    Басни поэта народны и по своей форме, по своему художественному материалу — слову, языку. Первым в русской литературе до Пушкина Крылов полностью слил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни «крылатыми» выражениями, пословицами, поговорками. Множество образов и отдельных строк из басен Крылова в свою очередь стали пословицами, получили широчайшее распространение.
   Значение Крылова не ограничивается созданием реалистической басенной традиции, нашедшей своё продолжение в лучших произведениях советского басенного творчества; Крылов оказал глубокое воздействие на всё дальнейшее развитие русской литературы. От него тянутся прямые нити к творчеству А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Басни Крылова пользуются мировой славой, они переведены более чем на 50 языков. И это закономерно: у великого русского баснописца были выдающиеся предшественники в русской и мировой литературе, но ни одному из них не удалось внести в свои басни столько народности и реализма, придать им такую высокую художественную форму, такое несравненное совершенство.

   Соч. К.: Полное собрание сочинений, под ред. Демьяна Бедного, т. 1—3, М., 1945—46.
   Лит.: Белинский В. Г., И. А. Крылов, Собрание сочинений в трех томах, т. 2, М., 1948; В л а г о и Д. Д., Великий русский баснописец И. А. Крылов, М., 1944; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество, М., 1949; И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н. Л. Бродского, М., 1947; Б е р к о в П. Н., История русской журналистики XVIII века, М. —Л., 1952 [Акад. наук СССР. Институт литературы. (Пушкинский дом).

 

 

вернуться