ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.


Балетмейстер Альберт Бойсов.
Из истории печорской хореографии

 

   До сих пор в Печоре многие считают, будто основателем знаменитого прежде на всю страну ансамбля народного танца «Северянка» ДКР является балетмейстер Виктор Верболаз, но это не совсем так. На самом же деле его фундамент был заложен другим замечательным балетмейстером — Альбертом Митрофановичем Бойсовым. За всю историю Печоры это был единственный балетмейстер со специальным хореографическим образованием. Он вместе со своей женой Лидией закончил балетное училище. У всех же последующих руководителей городских танцевальных коллективов за плечами были либо культпросветучилище, либо институт культуры. А бывало, что и вообще ничего, как, например, у Виктора Верболаза, талантливейшего хореографа-самоучки. Созданный Альбертом Бойсовым в 1968 году танцевальный ансамбль ДКР еще несколько лет не имел своего имени. «Северянкой» он назван при Валерии Мильгунове, который стал руководить этим коллективом после того, как Альберт Митрофанович уехал из Печоры, отработав в ней более 3 лет. А прибыл он к нам из Запорожья вместе с женой и дочерью Людмилой, такой красавицей, что все печорские парни в ту пору ходили за ней гужом. Но папа держал ее в ежовых рукавицах, так что воздыхателям Милы приходилось обходиться платонической любовью. Эта семья приехала в Печору по приглашению ДКР с предоставлением ей благоустроенной двухкомнатной квартиры. В те далекие времена такой чести удостаивались только или высококлассные специалисты, или те, кто имел в городской власти, а иногда — в профсоюзе волосатую лапу. Ведь квартирами тогда не торговали, их можно было только получать бесплатно. Но бывало, что люди ждали своей очереди до гробовой доски.
   Мне за свою жизнь в Печоре довелось поработать в качестве концертмейстера почти со всеми бывшими балетмейстерами, появлявшимися на ее горизонте с начала 60-х годов. Счет я вел до сорока, а потом со счету сбился, но думаю, что в общей сложности их было не меньше шестидесяти. Но только двое из них, как яркие творческие личности, оставили в моей душе намять на всю оставшуюся жизнь. Это Альберт Бойсов и Виктор Верболаз. С этим наверняка согласятся все, кто в свое время прошел танцевальную школу Дома культуры речников. Оба они были до того оригинальны и талантливы, что забыть их просто невозможно.
   Альберт Бойсов в качестве балетмейстера-постановщика отличался буйной творческой фантазией. Создав танцевальный ансамбль практически на пустом месте, спустя 3 года, в 1971 году выступлением своего коллектива на республиканском хореографическом фестивале, проходившем в Сыктывкаре, он сразил наповал как жюри, так и зрителей. Именно тогда за всю историю печорской хореографии каждый танцор ансамбля Альберта Бойсова (а их было около 30 человек) получил отдельный диплом лауреата, внешним видом почти ничем не отличавшийся от институтского диплома. Также впервые был удостоен отдельного диплома за оригинальные музыкальные обработки сюжетных танцев и концертмейстер этого коллектива. Стоит напомнить, что в те годы еще никакой «фанерой» даже не пахло, любое музыкальное сопровождение звучало только «вживую». Но востребованность такого сопровождения постановочных работ Альберта Бойсова тоже была очень своеобразной. Например, в танце «На полубаке», имевшем на вышеуказанном фестивале огромный успех, размер тактов в «Песне о Нарьян-Маре» он попросил поменять с двух четвертей на три, а знаменитая песня «Священная война» в танце «Памятник славы», наоборот, звучала в размере на четыре четверти.
   Фрагменты различных танцев, как рассказывала его жена Лидия, Альберту часто являлись во сне. В таких случаях он среди ночи вскакивал с постели, стаскивал оттуда свою «половину» и начинал с нею немедленно отрабатывать приснившееся движение. Альберт Митрофанович (друзья часто называли его в шутку Микрофонович) обладал могучим здоровьем и весил под 90 килограммов. Он никогда не курил, но мог выпить литр водки, закусывая одним лишь репчатым луком, и выглядеть совершенно трезвым. Со спиртным он все время был на короткой ноге, но никто никогда не видел его пьяным. Питался Альберт Митрофанович тоже весьма своеобразно. Один раз в день он собственноручно готовил себе очень наваристый суп-харчо, обильно приправленный зеленью. Ел его он тоже один раз в день, а в остальное время суток употреблял только крепкий чай да водку с луком. В любые морозы южный человек, балетмейстер Бойсов, ходил в свитере или демисезонном пальто. И только жена да несколько близких друзей знали, что под них он надевал парочку нижних рубашек с начесом, а сверху прикрывал их тельняшкой. Пустить пыль в глаза Альберт Митрофанович был большой мастак.
   Любил он также различного рода розыгрыши, тоже отличавшиеся только ему присущей оригинальностью.
   В начале 70-х годов бытового газа и горячей воды в водопроводных трубах в Печоре еще и в помине не было. Правда, в домах-хрущевках у некоторых жильцов в ванных комнатах стояли водогрейные приспособления, так называемые титаны, которые работали на дровах в виде коротких чурочек или дощечек. Был такой титан и в квартире Альберта Бойсова. Столяром-плотником в ДКР в ту пору работал дядя Вася Марков, выполнявший свою деревянную работу со свойственной ему добросовестностью. Альберт Митрофанович в силу своего городского происхождения понятия не имел, откуда берутся дрова для таких водогрейных приборов, а принимать ванну после потных репетиций он очень любил. И вот вскоре работники ДКР стали замечать, как их одевавшийся по моде балетмейстер часто чинно шествует к своему дому со связочкой тщательно выструганных дощечек, чем-то напоминавших паркет. Оказалось, что находчивый балетмейстер повесил дяде Васе лапшу на уши, будто он затеял в своей квартире ремонт и ему понадобилась для определенных целей уйма гладких коротких дощечек, одинаковых по размеру. Наш плотник был человеком очень доверчивым, потому стругал и пилил дощечки на совесть. Откуда ему было знать, что, придя домой, Альберт Митрофанович использовал их в качестве топлива для подогрева воды.
   До сих пор еще есть свидетели его знаменитого пари с Дмитрием Унгурьяном, десятки лет руководившим жилконторой Печорского пароходства. Кстати, мало кто знает, что этот известный в те годы всему городу человек не только пел в хоре, был артистом Печорского народного театра, но иногда танцевал эпизодические роли в ансамбле Альберта Бойсова. Например, в танце «На полубаке»Григорий Дмитриевич был боцманом, но в силу того, что в армии не служил, на ответственном концерте в Сыктывкаре честь своим матросам он отдал левой рукой, за что потом подвергался постоянным издевкам со стороны балетмейстера.
   А спор, возникший между ними, заключался вот в чем. Как-то на одну из репетиций ансамбля Григорий Унгурьян принес новые импортные туфли, которые были тогда большим дефицитом. Стоили они 40 рублей, по тем временам деньги немалые. И стал Григорий Дмитриевич их нахваливать, мол, век им износу не будет. Балетмейстер долго слушал это хвастовство, наконец не выдержал, спросил какого размера эти туфли и предложил пари. Если он в течение десяти минут поотбивает в них чечетку и те не развалятся, то с него пара бутылок армянского коньяка. А если туфли выдержат испытание, то литр коньяка будет пить товарищ Унгурьян. Заказав концертмейстеру играть «Крутится, вертится шар голубой», Альберт Митрофанович приступил к эксперименту. Он что есть силы топал в этих туфлях, высоко подпрыгивал, а опускаясь на пол, старался взять их подошвы на излом. И вот не прошло и пяти минут, как хваленая импортная пара обуви «запросила каши», то есть подошвы на ней почти отвалились. Потом оба спорщика сидели за бутылкой коньяка. Один праздновал победу над импортом, а другой справлял по туфлям поминки.
   Заслугой балетмейстера Бойсова является также создание первой в Печоре студии бального танца, воспитанники которой вскоре одержали несколько блестящих побед на конкурсах как республиканского, так и всероссийского масштаба. Особенно прославилась тогда танцевальная пара в составе Натальи Портнягиной и Владимира Калинина, занявшая на Всероссийском конкурсе бального танца в Северо-Западной зоне (а в нее, кроме северных областей, входила и вся Прибалтика) 3-е место. Конкурс этот проходил в Ленинграде. Участницами студии бального танца Альберта Бойсова были многие известные сейчас в нашем городе люди. Кроме Владимира Калинина, это Дмитрий Козориз, Александр Цыкунов, Анатолий Быковский, Виктор Бекетов, Степан Данилевич и некоторые другие. А в ансамбле народного танца Альберта Бойсова начинали танцевать Светлана Мингалева, Татьяна Маевская, Михаил Петухов — один из лучших печорских танцоров за всю историю хореографии нашего города. Очень много талантливых воспитанников оставил после себя Альберт Бойсов, и они до сих пор с благодарностью вспоминают своего первого учителя танцев. А таланты эти он выискивал везде: в городских школах, в профучилищах, рабочих общежитиях, и с людьми самого разного возраста он всегда умел находить общий язык. Потому и память об Альберте Бойсове среди печорцев оказалась такой долговечной.


Юрий Соловьёв.
© "Печорское время", среда, 3 сентября 2003 года

 

вернуться