ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Василий Иванович Федосеев
1910-1979




 

   Один из представителей славной династии речников Федосеевых. Более сорока лет отдал речному транспорту, реке Печоре. Масленщик, кочегар, токарь, начальник порта, председатель баскомфлота, секретарь парткома пароходства — таков путь, пройденный Василием Ивановичем.
    В 1953 году Указом Президиума Верховного Совета СССР В.И. Федосеев был награжден высшей наградой СССР   орденом Ленина. В 1974 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».
   Будучи уже на заслуженном отдыхе, он не порывал связи с речниками, всегда был информирован о жизни и делах пароходства, жил интересами города и горожан.
    Василий Иванович является почётным гражданином города Печора.
 

Автобиография Федосеева Василия Ивановича.

   Родился в 1910 году 12 февраля в селе Курья, Троицко-Печорского района, Коми АССР в семье механика парохода "Красноармеец" Федосеева Ивана Гавриловича.
   Отец в 1900 году нанялся работать механиком парохода "М.Черных"("Красноармеец") к чердынскому купцу Черных, который в это время имел 4 парохода, плавающих в бассейне реки Печоры.
На этом судне отец работал 23 года по день своей смерти (1900-1923).
   Мать – Афанасья Егоровна домохозяйка умерла в 1964 году. Семья состояла из 7 братьев и одной сестры.
Ввиду трудного материального положения мои братья и я сам довольно рано пошли работать на суда Печорского бассейна. Николай, Анатолий, Виктор с 12-13 летнего, я, Пётр, Павел, Александр с 14-15 летнего возраста.
   Флот судовладельцев в основном зимовал в верховьях реки Печоры, но из-за низких горизонтов воды не всегда доходил до места зимовки (с.Курья) и был вынужден очень часто зимовать в случайных затонах, где в деревнях отсутствовали школы. А поэтому родители старших братьев и меня отправляли к родственникам в город Добрянку, Пермской области, для получения начального образования. Я, в частности, у родственников прожил 11 лет, за этот период окончил I ступень и 2 класса II ступени. Возвратился в Печору в начале 1926 года, а 4 июля того же года поступил работать в качестве ученика на пароход "В.Виноградов" Печорского речного пароходства. В летнее время плавал, а в зимний период обучался токарем по металлу при Щельяюрских мастерских.
   В марте месяце 1928 года окончил ученичество, сдал пробу на токаря 5 разряда.
   В навигацию 1928-29 годов плавал на судах кочегаром, а зимой работал токарем при Щельяюрских мастерских.
   С 1930 года был зачислен в постоянный штат токарем, работал до февраля 1932 года.
   В феврале 1932 года был избран председателем завкома затона Щельяюр, одновременно являлся членом Президиума Райкомвода (баскомфлот) профсоюза рабочих морского и речного флота.
С октября месяца 1932 года по май месяц 1933 года обучался на курсах райпартактива при Северном Крайкоме КПСС г.Архангельск.
   С мая месяца 1933 года по октябрь 1936 года – инструктор при парторге ЦК КПСС по Печорскому речному пароходству. Одновременно работал секретарём парткома затона Щельяюр.
   С октября 1936 года по ноябрь 1938 года – токарь по металлу затона Щельяюр.
   С ноября 1938 года по март 1939 года – нормировщик затона Щельяюр.
   С марта 1939 по апрель 1940 года – инструктор политотдела Печорского речного пароходства.
   С апреля 1940 по июнь 1943 года – заместитель начальника политотдела Печорского речного пароходства и заместитель начальника Печорского БУП. В период работы, одновременно, учился в Печорском речном техникуме – окончил II курса.
   С июня по сентябрь 1943 года – служба в рядах Советской Армии (33 строевой полк г.Архангельск).
С сентября 1943 года по февраль 1944 года – начальник пристани Троицко-Печорск, Печорского речного пароходства.
   С февраля 1944 года по июль 1950 года – начальник Печорского речного порта, Печорского речного пароходства.
   С июля 1950 года по февраль 1958 года – начальник отдела кадров Печорского речного пароходства.
   С февраля 1958 года по февраль 1962 года – председатель Печорского баскомфлота профсоюза рабочих морского и речного флота.
   С февраля 1962 года по сентябрь 1962 года – старший инспектор кадров Верхне-Печорского технического участка затона Путеец.
   С сентября 1962 года по сентябрь 1974 года – старший товаровед отдела материально-технического снабжения Печорского речного пароходства.
   С 18 сентября 1974 года нахожусь на пенсии по возрасту.
   В 1927 году в сентябре месяце вступил в ряды Ленинского комсомола, а в 1928 году 8 февраля, когда из сельской комсомольской организации села Щельяюр выделилась комсомольская организация речников (которая составляла всего 12 комсомольцев), была создана самостоятельная ячейка ВЛКСМ, я был избран секретарём ячейки.
В январе 1931 года вступил в ряды коммунистической партии Советского Союза.
   Участие в общественно-политической жизни:
   В декабре 1931 года на IV Ижемской партконференции избран членом Ижемского РК КПСС и делегатом на XII Коми Областную партконференцию.
   В декабре 1931 года на XII Коми Областной партконференции избран членом Коми Обкома КПСС и делегатом на III Северную Краевую партконференцию.
   В декабре 1931 года на первом съезде профсоюза Печорских речников избран членом Печорского райкомвода (баскомфлот).
   В декабре 1933 года на V Ижемской партконференции избран членом и членом бюро Ижемского райкома КПСС.
   В марте 1943 года на IV Усть-Усинской партконференции избран кандидатом в члены Усть-Усинского РК КПСС.
   В апреле 1945 года на II Кожвинской партконференции избран членом РК и членом бюро Кожвинского РК КПСС.
   В августе 1947 года на III Кожвинской партконференции избран членом РК и членом бюро Кожвинского РК КПСС.
   В 1949 году на первой городской и последующих городских партконференциях избирался членом Печорского Горкома КПСС до 1962 года.
   Принимал участие в работе советов:
   В 1945 году избран депутатом Канинского поселкового Совета депутатов трудящихся, избирался депутатом и являлся членом Печорского городского исполнительного комитета депутатов трудящихся созывов 1947г., 1950 г., 1953г. В 1955 году избран депутатом Кожвинского Совета депутатов трудящихся.
   Избирался членом и членом Президиума Печорского бассейнового комитета профсоюзов рабочих морского и речного флота с 1946 по 1962 год (в 1958-1962 годы был председателем).
   Избирался с 1958 по 1962 год членом Коми Совета профессиональных союзов.
   Начиная с 1950 года по 1971 год был бессменным членом бюро парторганизации Управления Печорского пароходства. В это период 10 раз избирали секретарём партбюро. За весь период пребывания в партии партийным взысканиям не подвергался.
   За 48-летнюю работу в системе Печорского пароходства имею поощрения как по общественной, так и по хозяйственной работе:
   В 1967 году награждён Почётной грамотой Коми Обкома КПСС.
   В 1974 году награждён Почётной грамотой Коми Обкома КПСС.
   В 1953 году награждён Орденом Ленина.
   В 1945 году медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
   В 1970 году награждён медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина".
   В 1960 году награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР.
   В 1964 году присвоено звание "Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР".
   В 1964 году награждён Почётной грамотой Совета Министров Коми АССР.
   В 1960 году награждён Почётной грамотой Коми Областного Совета профсоюзов.
   В 1969 году награждён Почётной грамотой Коми Обкома ВЛКСМ.
   В 1935 году награждён значком "Ударнику водного транспорта" Наркомводом СССР.
   В 1946 году награждён значком "Отличнику социалистического соревнования МРФ" Министерством речного флота СССР.
   В 1975 году награждён медалью "Ветеран труда".
   Неоднократно награждался Почётными грамотами: Министерства речного флота, ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, Печорского Горисполкома депутатов трудящихся, Управления пароходства и баскомфлота, парткома пароходства и БУП.
   Многократно премировался Министерством речного флота, пароходством.
15 января 1974 года Печорским городским исполкомом трудящихся присвоено звание "Почётный гражданин города Печоры".
   Семейное положение: женат с 1934 года. Жена Федосеева Валентина Константиновна – пенсионерка, работала зубным врачом в Печорской районной поликлинике. Вырастила пятерых детей, все получили высшее образование. Старшая дочь Лейченко Маргарита Васильевна замужняя, имеет двоих сыновей, работает преподавателем в школе №4; вторая дочь Матюкова Эльза Васильевна замужняя, имеет дочь, работает старшим научным сотрудником при опытной сельскохозяйственной станции при Министерстве сельского хозяйства Коми АССР город Сыктывкар; сын Федосеев Рудольф Васильевич работает начальником конструкторского бюро Управления Печорского пароходства, женат, имеет двух детей. Сын Федосеев Владимир Васильевич женат, имеет дочь, работает в Ленинграде "Ленгипроречтрансе" главным инженером по строящимся транспортным объектам в Восточно-Сибирском речном бассейне.
   Дочь Федосеева Людмила Васильевна замужняя, работает инженером-экономистом финансового отдела Печорского речного пароходства.
   С 18 сентября 1974 года нахожусь на пенсии, но принимаю посильное участие в общественной жизни: член парткомиссии при Печорском Горкоме ВЛКСМ; член организации ветеранов труда и войны речников при парткоме пароходства и БУП.
   Почётный пионер города Печоры и школы №5. принимаю участие в школьных, в городских встречах со школьниками-пионерами.

20 июня 1976 г. В.И.Федосеев


Славная династия Федосеевых
 
 
На фото, слева на право:
И.Г. Федосеев, В.И.Федосеев и В.В.Федосеев.
 
 

   В далеком 1903 году из Чердыни на Печору прибыл уроженец Пермской губернии потомственный речник Иван Гаврилович Федосеев, где стал работать на пароходе «Михаил Черных». Пароходовладельцу Черных необходимы были смышленые и мастеровые специалисты. Иван Гаврилович стал механиком и проплавал бессменно до 1923 года. Начатое дело речника попало в надежные руки. С малых лет приученные к труду, семеро сыновей и дочь подхватили дело «патриарха» Печорского пароходства.
   Тринадцатилетним пареньком начал свою трудовую жизнь на реке старший сын — Николай Иванович Федосеев. Работал масленщиком, пом. механика, механиком. А когда нужно было, становился токарем, мотористом, медником, кровельщиком. Активно участвовал в гражданской войне, национализации флота. В 1928 г. Николай Иванович, единственный из речников, был удостоен почетного в то время звания «Герой труда». Как бывалого мастера в 1932 году Николая Ивановича переводят в школу фабрично-заводского обучения в нос. Щельяюр инструктором производственного обучения. В 1961 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР». В 1980 году Николай Иванович и Антонина Степановна отпраздновали золотую свадьбу. Валерий Николаевич живет в Сыктывкаре, пенсионер. Дочь Надежда в Щельяюре. Николай Иванович был прекрасным рассказчиком, умным собеседником.
   Смекалистым парнем рос Анатолий Иванович. Рано приобщился к слесарному делу. Был механиком. Но его способности особенно проявились, когда он стал в 1943 году главным инженером в Щельяюрских мастерских. После окончания приходской школы впервые на палубу парохода ступил Виктор Иванович Федосеев в должности масленщика. А в 1933 году ему, выпускнику Великоустюгского техникума, вручили диплом механика парохода. В годы войны он назначается линейным механиком Нижне-Печорского технического участка. В этой должности трудился до выхода на пенсию. За долголетнюю безупречную работу Виктор Иванович награжден орденом Ленина.
   С 1926 года началась трудовая деятельность Василия Ивановича. В годы войны работал в должности начальника Печорского порта. При его участии строили двухэтажные дома по ул. Речной и ул. Ленинградской, по Печорскому проспекту. Десять раз избирался вожаком партийной организации пароходства.
   За заслуги перед Родиной Василий Иванович награжден орденом Ленина в 1953 году и четырьмя медалями, Почетными грамотами президиума Верховного Совета Коми АССР, Коми обкома КПСС, Совета министров Коми АССР, горкома КПСС и Печорского горисполкома, знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства речного флота». В его честь названа одна из улиц Печоры. Ему присвоены звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР», «Почетный гражданин города Печоры».
   После окончания Великоустюгского техникума судоводителем работал и Павел Иванович Федосеев. Позже находился на преподавательской работе в Щельяюрском фабрично-заводском ученичестве и речном техникуме. В годы Великой Отечественной войны погиб на фронте.
   Большой трудовой путь пройден младшим сыном Ивана Гавриловича — Александром Ивановичем. Начинал он на пароходе в должности масленщика, работал токарем в затоне Щельяюр. В годы второй пятилетки получил первую грамоту «Ударнику. Герою пятилетки». В 1936 году, как стахановцу, ему была оказана честь — пригласили участвовать в шлюпочном походе Усть-Уса — Москва.
   Александр Иванович закончил профессионально-техническую школу в Ижме, Щельяюрский речной техникум и всю трудовую жизнь связал с рекой Печорой. С 1945 года возглавил Щельяюрское ФЗО, ремесленное училище № 4 речного флота, на посту руководителя бессменно был 28 лет до выхода на заслуженный отдых. Многие речники с благодарностью вспоминают этого замечательного, прекрасного человека. Весь свой талант, мастерство, умение он отдал делу воспитания молодого поколения, настоящих мастеров, речников. До конца дней своих Александр Иванович проводил активную воспитательную работу с молодежью, охотно делился своими впечатлениями ветерана, опаленного временем Великой Отечественной войны.
   Дело, начатое именитым дедушкой и не менее именитым отцом, подхватили сыновья и внуки. Сын Василия Ивановича, Рудольф, успешно закончил Ленинградский институт водного транспорта. Работал на Печорской ремонтно-эксплуатационной базе на судах пароходства — в основном на т/х «Тбилиси», — на береговом производственном участке, в ОТЗ управления пароходства занимался научной организацией труда. Жена, Нелли Дмитриевна, работала на Печорской РЭБ в плановом отделе. Получила высшее экономическое образование. Рано ушедший из жизни Рудольф Васильевич оставил жену и двух замечательных детей. Василий закончил электротехнический университет им. Бонч-Бруевича в Ленинграде. Работает в жилкомхозе. Дочь Наталья Рудольфовна — художник-оформитель.
   Дочь Василия Ивановича, Людмила, закончила ЛИВТ и тоже работала в управлении пароходства, возглавляла профсоюзную организацию. Старшие дочери не пошли по стопам родителей. Маргарита была преподавателем в школе № 4. На пенсии. Эльза закончила сельскохозяйственный институт. Работает агрономом в Сыктывкаре.
   Дети Николая Ивановича не продолжили дело речников. Сын Валерий живет в Сыктывкаре — пенсионер, дочь Надежда — в Щельяюре.
   Печорское речное пароходство в этом году отмечает свое 75-летие. Славные дела основных представителей династии Федосеевых сыграли большую роль в развитии речного транспорта Печоры и Республики Коми в целом.
 

Анастас СЕМЕНОВ,
председатель совета ветеранов
ОАО «СК «Печорское речное пароходство»
© "Печорское время", пятница, 8 сентября 2006 года.

 

 

 


вернуться