ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Матеоз Леванович  Гасишвили



Матеоз Леванович среди фотографов "бытовки"
(третий справа во втором ряду)
 
 

   Мне очень понравилась история, рассказанная на прощание четой Гасишвили, о варенье из лепестков роз. Как-то раз зимой, в годах 70-х, в маленькое фотоателье г. Печоры, где работали тогда супруги Матеоз Леванович и Альбина Ивановна, вместе с клубами морозного пара не зашла, а скорее, ввалилась группа молодых людей, среди которых белой хризантемой выделялась невеста в свадебном наряде, а рядом с ней — жених.
   Сказать, что они замерзли — значит ничего не сказать. Невеста в наброшенном на плечи пальто дрожала так, что не могла говорить. Пока фотограф — а это был Матеоз Гасишвили — усаживал девушку перед включенным камином, потому что в помещении ателье также было холодно, Альбина быстро заварила чай и стала отпаивать молодоженов горячим чаем. К нему она подала варенье из роз.
   Отогревшись, на память сфотографировавшись, молодожены вместе с друзьями уехали. А когда через несколько дней пришли получать фотографии, молодая женщина призналась Альбине и Матеозу, что их чай и варенье из роз она
запомнит на всю жизнь, потому что в тот миг они согрели их не просто чаем, а теплотой своих сердец.
   «Из-за дикого холода я все как-то смутно помнила, — рассказала она Альбине, — а вот вкус и аромат вашего варенья никогда не забуду».
Сильны своими детьми
   Сейчас Матеоз Леванович и Альбина Ивановна дома, на пенсии, пожинают плоды своих трудов. И плоды эти — благодатные: дом — полная чаша, уютное гнездышко, сотворенное их руками, но самое главное — четверо детей. «Мы сильны своими детьми», — с материнской гордостью сказала Альбина Ивановна в разговоре с нами.
   В это веришь безоговорочно. Старшей Наталье — 37 лет, у нее уже свои дети. Младшему Левану — 13. А между ними еще два старших сына — Артур и Роман.
   Артур после ПРУ занялся фотографией, можно сказать, пошел по стопам родителей — у него это бизнес. Роман закончил Международный университет бизнеса и новых технологий в Ярославле. Вместе с женой поступили в аспирантуру. Наташа увлеклась туристическим бизнесом. Одним словом, каждый из них определился и выбрал для себя то, что ему интересно, за исключением, может быть, младшего Левана, который пока учится в 8-м классе гимназии № 1 и танцует в хорошо известном в городе эстрадно-танцевальном коллективе «Стиль». У него еще все впереди, зато с ним каждую минуту родительская любовь, внимание, обожание.
   Повезло тем детям, чьих родителей природа одарила добротой, состраданием, пониманием и умением прощать человеческие слабости. Каждому из нас в течение жизни и не один раз приходилось попадать в объектив фотоаппарата, но многие ли, сидя перед камерой, чувствовали на себе живой, внимательный и по-доброму пристальный взгляд фотографа? Кстати говоря, у Матеоза Левановича он по-прежнему именно такой, хотя в этом году ему исполнилось 70 лет.

НЕУЖЕЛИ Я ТАКАЯ КРАСИВАЯ ?

   «Если фотограф хороший, — говорит Альбина Ивановна, — человек может всю жизнь помнить слова, сказанные им перед камерой». Хороший фотограф, как хороший психолог, поможет человеку расслабиться, снять напряжение, заставит его улыбнуться. «Надо уметь разговаривать, шутить, чтобы лицо у человека засияло. Тогда можно и щелкнуть», — объясняет Матеоз свои профессиональные секреты, а попросту говоря, секреты человеческого общения.
   В доме, где живет фотограф, не может не быть фотографий. Они везде: на стенах, на полочках, в альбомах. Никто не возьмется подсчитывать, сколько снимков вышло из рук Гасишвили! Портретные, пейзажные, репортажные, сувенирные...
   Но больше всего ему нравилось делать портреты женщин. И все ради того, чтобы увидеть в их глазах настоящий восторг: «Господи! Неужели это я такая красивая?»
   Однажды к нему пришла молодая девчушка, все лицо которой было усеяно веснушками. Попросила сфотографировать ее так, чтобы веснушек не было видно.
   Долго ломал голову Матеоз, однако прежде побывал на одном из конкурсов в Риге. Он всегда очень внимательно смотрел на то, как снимают старые, известные мастера. И спросил у одного из них, каким образом снять так, чтобы веснушки с фотографии исчезли? И тот ответил: «Пусть 3 дня клиент поголодает». Вернувшись в Печору, он пригласил девушку. Три дня она голодала. На четвертый он ее сфотографировал решал — веснушек на лице не было. Надо было видеть ее радость! Она заказала в тот раз 25 фотографий!
   Матеоз начал заниматься фотографией еще у себя на родине — в Южной Осетии. Занятие это так увлекло его, что он, служа в армии, в части предложил свои услуги фотографа. Сегодня Матеоз Леванович вспоминает: «В первый раз, как ретушируют фотографию, я увидел в армии. Фотограф делал это специальным, тонко заточенным карандашом «Кохинор». Он мне так понравился... Смотрю, не могу насмотреться. Еду в поезде — у меня перед глазами этот карандаш. Ведь ретушь — великое дело: с помощью этого карандаша можно убрать морщины, прыщик на лице — все, что мешает эстетическому восприятию».
   По национальности он осетин. Спасибо дяде Матеоза, который после службы в армии остался в Печоре и, приехав домой в гости, пригласил племянника посмотреть республику и город. Тот определил срок — одного месяца для романтического путешествия далеко на Север ему хватит, но Матеоз ошибся: Печора и Коми республика стали его второй родиной. Здесь он живет вот уже 47 лет, почти полвека, и очень счастлив.

КИНО И НЕМЦЫ

   Когда я попросила рассказать его о первой встрече с Альбиной, он засмеялся и с небольшим грузинским акцентом сказал фразу, которая развеселила всех еще больше: «Это кино и немцы».
   Одно время он работал в фотоателье на Левом берегу. Матеозу было уже 30 лет, и он был холост. На вопросы друзей и знакомых: «Когда женишься?» — отшучивался: «Не созрел еще». В 1960-1970-е годы люди, в особенности школьницы, молодежь, частенько заглядывали в фотоателье. Повод для этого всегда находился: новая прическа, новое платье, день рождения, приезд друга или подружки. Да и недорого это было. По словам Гасишвили, один раз в квартал — с такой периодичностью население посещало их ателье.
   Перед Матеозом проходила масса девушек. А он заметил ту, что ни разу не зашла к нему, — черненькую девочку с косой, которая частенько пробегала мимо окон их мастерской. А характер у парня был такой: если он чего-то захочет, добьется.
   На следующий день Альбина с подружкой появилась в ателье. И больше они уже не расставались, несмотря на разницу в возрасте 15 лет. Она стала для него не только женой, другом, но помощницей, коллегой. Он многому научил ее. Но, кроме работы, в мастерской на ней лежали все заботы по дому, особенно когда Матеоз уезжал в очередную командировку. «Он учил меня делать портреты, — вспоминает Альбина Ивановна. — Особенно сложно было делать фотографии на партбилеты. Голова на фото должна быть размером точно с копейку. Всяческое отклонение в ту или иную сторону считалось браком».

СНОВА СТАЛ БЫ ФОТОГРАФОМ

   До встреч с Альбиной молодой осетин первое время работал в депо, а по вечерам учился у известного тогда в городе мастера-фотографа. Их мастерская находилась в то время на площади им. Горького. Не сразу мастер поверил в своего ученика. Ему казалось, что молодой человек не добьется успеха. Он понял свою ошибку, когда, вернувшись из поездки, увидел, что Матеоз не посрамил его и отлично справился с работой. Через некоторое время его направили в Москву на курсы повышения квалификации. После Москвы он долгое время работал в мастерской на ул. Гагарина, потом на Левом берегу, где находился основной павильон.
   Он постоянно учился, повышал свое мастерство, участвовал в конкурсах разных уровней — от городского до регионального. Много раз занимал призовые места. Был в числе первых, кто в начале 1980-х занялся цветной фотографией (на ул. 8 Марта). Альбина с детьми была тогда в отпуске, а он пропадал там днями и ночами. Когда она вернулась, то, конечно, пошла к нему на цветное фото. «Где он, там и я».
   «Если начать все сначала, снова стал бы фотографом. Мне это очень нравится». Это слова М.Л. Гасишвили. «Сидим в автобусе, — говорит Альбина Ивановна, — вижу, муж о чем-то глубоко задумался. Спрашиваю: «О чем думаешь?». Отвечает: «О фотографии».

Тамара ЮРЧЕНКО.
© "Печорское время", суббота, 30 сентября 2006 года.

 

вернуться