ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-porta.ru, 2002-2006 г.г.
 

Козориз Дмитрий Николаевич
 

На фото:  Дмитрий Николаевич в спектакле народного театра
"Шельменко-денщик" (Д.Козориз и Т.П.Перевалова.).
Фотография сделана в старом РДК, который сгорел в 1959 г.
Декорации художника В.Тимофеева.
© Реставрация фотографии Игорь Дементьев.

Театр и его поклонник

 

   2 ноября Дмитрию Николаевичу Козоризу, заслуженному работнику культуры Коми АССР, художнику-постановщику Печорского народного театра, исполняется 75 лет. Более 50 лет своей жизни он отдал работе в культуре, из них 45 лет — театру.
   Все декорации, оформленные Дмитрием Николаевичем к спектаклям народного театра, получали высокую оценку специалистов. Многие из них были отмечены дипломами I степени на смотрах театральных коллективов.
   — Дмитрий Николаевич, вы помните, каким был первый день вашей работы?
   — Жизнь была тяжелая, шел 1949 год. Мать одна, нас двое детей. Надо было идти работать. И я устроился на стройку маляром. 6 лет там проработал.
   — Как вы оказались в культуре?
   — Когда строительную организацию расформировали, нас передали в РЭБ. Я хотел быть маляром. Как раз в то время заключенные заканчивали работу по строительству здания, где сейчас находится «Досуг». Оставались только отделочные работы, для которых приглашали свободных трудящихся. И меня направили туда. Потом я красил баржи в РЭБе, там сильно заболел, лежал в больнице. Больше я туда не вернулся. А где работать, не знал. В те годы я танцевал, чуть-чуть пел. Мне сказали, что есть свободное место инструктора-массовика в Доме культуры, который раньше на берегу располагался. Думал, устроюсь туда, полгодика поработаю, а потом перейду в другое место. Если не ошибаюсь, в марте 1956 года я туда пошел на время, случайно. И это «случайно» растянулось на десятилетия.
   Так как неплохо танцевал, меня неоднократно отправляли на семинары балетмейстеров в Сыктывкар. Москву. Играл параллельно в спектаклях драмкружка, который был при Доме культуры. А когда театру дали звание народного (в 1962 году), нужен был заведующий постановочной частью. Я перешел на эту должность. На базе МХАТа учился уже как зав-пост, каждый год вызывали на учебу в Сыктывкар. Потом мне там ребята говорили, что уже не тебе к нам надо идти учиться, а наоборот. С тех пор тружусь в культуре. Мне нравилась самодеятельность. Каждый спектакль это новая работа. Надо по-другому думать, по-другому решать.
   — Отразилась ли работа на вашем характере?
   — Я ничуть не жалею, что работаю в театре, что постоянно участвовал в художественной самодеятельности. Частые поездки по республике, России расширяли кругозор. Например, когда было 50 лет Коми АССР, в Москве проходила декада нашей республики. Из нашего хора пригласили ребят, в том числе и меня, выступать в ансамбле «Асъя кыа». Мы месяц там жили, репетировали концерт, записывали на пластинки.
   Как-то были на смотре коллективов Северо-Западной зоны в Ленинграде. Мы первый день выступили, а потом все остальные пятнадцать смотрели на другие коллективы и ходили на экскурсии. Все это развивает. Я рад, что попал в самодеятельность, поэтому всегда говорю детям, что надо идти туда. Это дает большое развитие, и умственное, и духовное.
   — В свободное время вы как любите отдыхать?
   — У меня почти нет свободного времени. А если бывает, то иду в свою мастерскую и перебираю старые бумаги, вещи, декорации. Вспоминаю, как было раньше. Люблю отдыхать на даче. Сейчас мастерская находится в подвале, а хочется свежего воздуха. Как выдается свободное время, стараюсь уехать за город. Там что-нибудь поделать, походить. Ни рыбалкой, ни охотой не занимаюсь, в лес не хожу. А рыбку ребята поймают, так угостят.
   — Как семья относится к вашей работе?
   — Семью я приучил. Жена понимает, сама работала киномехаником. У нас первый сын вырос в киноаппаратной. Негде было оставлять, нянек не было. Она его в угол на кошму положит и работает. Однажды неожиданно приехали из Сыктывкара с проверкой. Что будет? Куда девать ребенка? К директору на стол положила, а комиссия пошла не в киноаппаратную, а как раз к директору. А сын там лежит... Так и вырос на руках. Я часто уезжал то на концерты, то на одну учебу, то на другую. Как начиналась весна, мы ездили с концертами вверх по Печоре, зимой — по лесопунктам (Каджером, Зеленоборск, Талый, Рыбница и т.д.). Когда приезжаешь, для них это радость. В Каменке как-то пришлось дать два концерта подряд. Выступили вначале перед одними, потом вторая смена с делянок пришла, и они нас не выпускали из Дома культуры до тех пор, пока не дали второй концерт. Всегда в разъездах. Жена привыкла. Что поделаешь, такая работа. В феврале будет 50 лет совместной жизни.
   — Какие у вас любимые роли?
   — Я уже перестал играть, память не та. Вот, например, в спектакле «Шельменко-денщик» Г. Квитка-Основьяненко, в «Стряпухе» А. Софронова играл. Там большие роли, учитывая, что надо было выполнять и основную работу. Это сейчас есть электрик, есть звукорежиссер. А раньше я и на звуке сидел, и свет делал, и декорации переставлял. Конечно, спасибо, ребята помогали. Дружный коллектив был, да и сейчас тоже. Я ни о чем не жалею.

Беседовала Елена ФИЛИППОВА.
"Печорское время", 2 ноября 2007 г.

 

вернуться