ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Авенир Владимирович Леготин
 

 
 

"Призвание - это прежде всего труд"

   Неслучайно говорят, что земля дает жизнь всему. Она — матерь человеческая. Люди от земли — большие мастера и труженики. Дед Авенира Леготина был крестьянином. А вот отец Авенира стал лесорубом, потому что землепашцы, особенно зажиточные, в то время попали в опалу. Чтобы выжить, отцу пришлось отрываться от своих корней и бежать, куда глаза глядят. Так что Авенир Леготин уже не крестьянский сын. Лесоруба. Работы он не боялся. После окончания семилетки пошел на лесозаготовки — надо было помогать родителям поднимать пятерых детей. Авенир — старший. Когда ему исполнилось восемнадцать, он задумался: что же делать? Хотелось испытать себя в каком-нибудь интересном, новом деле. О железной дороге он не думал. Больше того, она казалась ему чудом, а потому недосягаемой. Паровозы видел лишь в кино, и тогда он и другие ребята, сидевшие зачастую перед экраном на полу, испытывали что-то невероятное: вот мощный паровоз, громыхая тяжелыми колесами, безудержно рвется вперед; кажется, еще мгновение — и он подомнет под себя всех сидящих в зале людей... Но сменялись кадры. Поезд уходил вдаль. Авенир и подумать не мог о том, что этим пародышащим чудовищем управляет человек.
   Как-то в кругу своих сверстников он прослышал, что где-то в Микуни есть железнодорожное училище.
   — Поеду в Микунь, — сказал Авенир родителям. И уехал учиться на железнодорожника.
   Иногда можно услышать: «Человек нашел свое место, откопал призвание». Авенир Владимирович Леготин, который прожил уже большую, яркую жизнь, считает, что призвание — это прежде всего труд. Работать с душой, на совесть и есть самая важная задача человека. Трудно, непривычно, но надо выполнить порученное дело. Этим самым «надо» он руководствуется всегда, всю жизнь. И когда работал кочегаром паровоза, а потом помощником у машиниста, уже тогда известного «капитана стальных рысаков» Леонида Ивановича Пыльникова, позже награжденного орденом Ленина. Крепкое оказалось плечо машиниста. Надежная была опора для молодых. Леонид Иванович умел и любил делиться с ними опытом, опекал их. Может, еще не один год проработали бы они вместе, если бы не случай.
   В локомотивном депо Печора создавалась комсомольско-молодежная паровозная бригада. Машинист Г.И. Канунников попросил, чтобы в помощники ему дали Авенира Леготина. То был год начала вождения тяжеловесных и сверхтяжеловесных поездов. Григорий Иванович Канунников — человек смелый и решительный. Он знал народную мудрость: «Нового бояться — за дело не браться». Бывало, берет он железнодорожный состав в пять тысяч тонн. На станции сомневаются, дескать, не доведет. А Григорий Иванович улыбнется и делает свое дело: еще раз все просмотрит, проверит. Конечно, и с помощника многое требовал... Гремела паровозная бригада Г.И. Канунникова по всему Воркутинскому отделению дороги. Тогда же в трудовой книжке Авенира появились записи о первых поощрениях. А машинист говорил о своем помощнике:
   — Далеко пойдет. От паровоза его теперь никакой силой не оторвать. Настойчивый. Задумает что — сделает, своего добьется.
   Да, настойчивости и принципиальности Авенира Владимировича можно позавидовать. А некоторых она приводила в испуг, когда на пороге кабинета появлялся машинист Леготин. Напрасно он никогда не побеспокоит, значит, есть у него серьезный вопрос. По производственной лестнице он упорно поднимался сам. Много учился. Подготовился и сдал экзамен на машиниста. Три года ходил в вечернюю школу. Вернется, бывало, из поездки, глаза красные, слипаются от усталости, хочется завалиться в постель и уснуть. Но нет. Умывался холодной водой — и за учебники. Учился не для анкеты. Авенир Владимирович говорит, что рабочие, обслуживающие современные машины и оборудование, должны иметь хорошую техническую подготовку, чтобы качественно «лечить» локомотивы и водить поезда. Он самостоятельно изучал схему за схемой, одну марку тепловоза за другой. Сдавал экзамены. Поднимаясь по ступенькам классности, достиг потолка в избранной профессии...
   В одну из встреч с А.В. Леготиным я спросил его, может, за многолетнюю работу машинистом был какой-нибудь случай, когда ему пришлось проявить и смелость, и выдержку, чтобы предотвратить аварию. Он улыбнулся, ответил:
   — Понимаю. Вам, журналистам, «гвоздь» нужен. Но в моей работе не было ничего такого. И думаю, что к лучшему. По-моему, надо все делать добротно и своевременно. И тогда рисковать и проявлять безрассудную смелость не придется. Конечно, в пути может произойти всякое. Но именно добросовестная предварительная работа и направлена на предотвращение «случайностей». Закавычьте это слово, потому что случайностей в поездке не должно быть. А если что-либо произошло, значит, какая-то служба оказалась не на высоте...
   Труд знатного машиниста локомотивного депо Печора А.В. Леготина отмечен многими наградами разного уровня. Есть ордена и медали, Почетные грамоты и благодарности. Он был делегатом XXIV съезда партии, депутатом Верховного Совета СССР в 1974— 1979 г.г. Вот об этой стороне жизни, о депутатской деятельности люди помнят. Добрые дела не забываются.
   Все это было: и время горячее, и стремление сделать больше и лучше. Сегодня за дела отцов и матерей берутся дети.
   В семье Леготиных сын Алексей продолжил династию железнодорожников во втором колене. Правда, он не водит тепловозы, а «лечит» их в электромашинном цехе депо. Еще в детстве Алеша мечтал об этом. Окончив среднюю школу, поступил учеником слесаря в электромашинный цех депо. Через два года он — слесарь третьего разряда. Потом призвали в армию. Отслужив, вернулся в свой родной коллектив...
   Я побывал в цехе, где пятнадцать лет работает Алексей. Цех огромный, заставленный крупными металлическими блоками. Между ними — проходы; поверх них маячат головы людей. Рабочих почти не видно, они как бы растворились среди темных массивных глыб. С верхотуры, где расположена конторка старшего мастера, обзор хороший; отсюда можно наблюдать жизнь всего цеха. Руководство довольно работой Алексея Леготина, говорит:
   — Это слесарь высокого класса. Ему можно доверять все. Не подведет, выполнит работу надежно и в срок.

Василий Жёлтый

 

вернуться