ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Александра Павловна Попова

 

    12 сентября, в 1919 году в д. Фоминское Архангельской области родилась девочка Саша Попова. Обычная судьба, как у многих детей того времени: детство, учебные годы. Но в последнем, десятом, классе в ее жизни произошло событие, которое определило всю её дальнейшую и интереснейшую жизнь, столь не похожую на обыденную.
   
  Пришли к нам в класс и спросили о том, кто хочет заниматься в аэроклубе? вспоминает Александра Павловна. Я подумала, почему бы и нет. Совершенно неожиданно меня увлекли занятия, на которых рассказывали о моторах и самолетах.
     Видимо, досконально изучила она эту сложную технику, иначе бы не взяли ее сразу на работу в аэропорт Архангельска. Так началась её трудовая жизнь техника ГСМ и авиамоториста. В 1939 году в Сыктывкаре решили организовать авиаотряд и молодой Александре предложили новую работу. А спустя два года она возглавила коллектив стала начальником аэропорта в с. Объячево, единственной женщиной на этом посту за всю историю развития авиации в нашей республике.
     Мне всегда помогали добрые люди. Подсказывали, если что-то было непонятно, ведь что ни слово
все было ново, особенно в то время, когда я только начинала работать, рассказывает А.П. Попова.
    Но кроме руководства, приходилось и летать. Это были полеты в должности бортмеханика на самолете ПО-2, долгожителе в истории аэрофлота, который в народе называли «кукурузником». Вылетали на санзадания, поиски пожаров. Согласитесь, женщина в составе летного экипажа, даже в наше время, не говоря о том далеком, факт редкостный. Но это лишь свидетельство высокого профессионализма. Нелегко было и с людьми. Тем более в 41-ом.
    Трудное было время. Война, работников не хватало, запчастей тоже, но были хорошие взаимоотношения с колхозом и руководством, которые всегда помогали и шли навстречу. С болью вспоминаю этот период: многие женщины получали похоронки с фронта, и все почему-то шли ко мне с вопросом, что же теперь делать. Чем могла-помогала, старалась приободрить, но настал и в моей жизни этот черный день: я получила похоронку на мужа. И остались мы с доченькой Людочкой одни...
    В 1948-ом их семья пополнилась. Николай Алексеевич Бычков и Александра Павловна поженились. Ее новый супруг сначала работал в Министерстве местной промышленности республики, затем главным механиком в аэропорту Кожвы. Когда же авиаотряд перебазировался из Кожвы в Печору, он был назначен начальником аэропорта.
    Куда иголочка, туда и ниточка. Разумеется, я поехала вместе с мужем. Так мы оказались в Печоре. Начала я здесь авиатехником, потом инспектором по кадрам, начальником штабной работы, в 1974 году вышла на пенсию.
    У Александры Павловны большая семья четверо детей, 10 внуков и уже 7 правнуков. Правда, детей пришлось ставить на ноги одной: муж умер в 1957-ом, тогда самому младшему, Павлику, было всего два года. Но все успевала: и детьми заниматься, и трудиться. Кстати, любовь к своей профессии унаследовали и ее дети. Дочь Инна долгое время работала техником в бюро аэронавигационной информации, ныне она уже на пенсии. Младший, Павел, работает авиатехником в Усинске. Муж старшей дочери Людмилы тоже трудится в аэропорту шофером, и даже супруг внучки работник этой же отрасли.

Оксана Васильева.
© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 12 сентября 2002 года


 

ПАМЯТИ А.П. ПОПОВОЙ
26 марта 2005 года после продолжительной болезни ушла из жизни ПОПОВА Александра Павловна.


    Попова А.П. родилась в 1919 году в Архангельской области.
    Одна из первых женщин-авиаторов Республики Коми, труженик тыла. Работала техником ГСМ Сыктывкарского авиаотряда (1939-1941 гг.), начальником аэропорта Объячево (1941-1951 г.г.), авиатехником аэропорта Кожва, Печора (1951-1957 г.г.).
    С 1957 года возглавляла длительное время работу отдела кадров аэропорта Печора и в дальнейшем Печорского авиапредприятия.
   Внесла весомый вклад в ввод в эксплуатацию аэропорта Печора (1952г.), в развитие Печорского авиапредприятия.
   Александру Павловну отличали профессиональное мастерство, чувство долга и личной ответственности за порученное дело.
   За безупречный труд она поощрялась Главным управлением гражданского воздушного флота, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР, руководством СОАГ, Коми управления ГА и Печорского авиапредприятия.
   Работники Печорского авиапредприятия скорбят по поводу кончины Поповой Александры Павловны и приносят соболезнования детям, родным и близким.

   Коллектив работников аэропорта Печора.

© "Печорское время", суббота, 29 марта 2005 года

 

Они были первыми

   В юбилей республики хочется говорить о достойных людях, которые когда-то помогали и помогают ей сейчас строиться, развиваться и расцветать.
   Одна из таких известных людей в Коми крае и наша землячка Александра Павловна Попова. К сожалению, этой замечательной женщины нет рядом с нами вот уже год, но многие люди — ее родные, знакомые, коллеги — помнят о ней и не забывают.
   Александра Павловна родилась в Архангельской области в 1919 году. Окончила там школу и поступила в авиационное училище. В 1939 году она приехала в республику Коми, да так и осталась здесь навсегда.
   На ее плечи, как и на плечи многих других молодых людей того времени, легла тяжелая ноша Великой Отечественной войны. В военные годы Александра работала начальником Объячевского аэропорта, принимала активное участие в строительстве Кожвинского и Печорского аэропортов, в открытии воздушной трассы Сыктывкар— Ухта— Печора.
   В Печору она переехала в годы строительства аэропорта вместе со своим мужем — Николаем Алексеевичем Бычковым, впоследствии ставшим первым его начальником. Сама же Александра Павловна работала авиатехником, оставаясь долгое время единственной женщиной-авиатором в нашей республике.
   Она была по званию выше своего мужа и носила погоны старшего лейтенанта. В своей бригаде умело командовала мужчинами, учила их работать. В то время Александра Павловна обслуживала самолеты ПО-2, сделанные из фанеры.
   Она никогда не боялась трудностей и, как многие люди того времени, работала честно и самоотверженно. В 1957 году скончался Николай Алексеевич, и жене самой пришлось поднимать четверых детей. Но ни один из них никогда не сетовал на полученное ими воспитание. Все дети Александры Павловны: Людмила, Инна, Марина и Павел пошли по стопам родителей — связали свою жизнь с гражданской авиацией. Они с добротой и теплом вспоминают свою маму, женщину, которую любили и уважали все, кто был с ней знаком.
   По сей день в доме одной из ее дочерей — Инны Николаевны хранятся грамоты, правительственные телеграммы, поздравления и награды, врученные Александре Павловне за время ее работы.


Елена МАЛЮТИНА.
© "Печорское время", вторник, 22 августа 2006 года.

 

 

вернуться