ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 

Александр Владимирович Шевчук

 


 
 
 

Профессия — летчик

   Александр Владимирович Шевчук вспоминает, что желание стать летчиком появилось еще в раннем детстве. Конечно, тогда многие мальчики мечтали об этой романтической профессии. А он верил. И когда после вступительных экзаменов мальчик из украинской деревни узнал, что все-таки поступил в летное училище, сразу же решил для себя: его призвание — вертолет. После учебы, в 1978 году, ему как обладателю красного диплома предоставили право выбора, где работать. А друзья позвали на Север, в Коми АССР, и в октябре 1978 года Александр Шевчук прибыл в Печору.
   В те годы руководство страны любило проводить различные эксперименты. В Аэрофлоте задались вопросом: «А смогут ли освоить тяжелую технику те, кто только что окончил училище?». И вот 19-летнего выпускника, имеющего только 61 час налета, отправили учиться управлять вертолетом, к которому до этого допускали только очень опытных пилотов. Александр не только освоил его, но и стал впоследствии самым молодым командиром экипажа Ми-6 в СССР — ему было 25 лет.
   Ставший родным большегрузный вертолет Александр называет ласточкой. И не удивительно. Профессия летчика, по его словам, — самая лучшая. Александр сравнивает себя с известным киногероем Мимино — он ему очень близок. Бывало, в день совершали по 40 взлетов и посадок. Иной раз налетаешься, думаешь, хоть бы завтра погоды не было. Но наутро встаешь, первая мысль — какая погода? И с радостью спешишь на работу. В умелых руках вертолет — сказочная машина. Сколько пролетал — ни о чем не жалею. Это настоящая мужская работа». Сам себя Александр Шевчук называет романтиком, однако он очень серьезный, вдумчивый человек, где-то даже дотошный — к этому приучила его профессия. В ней не бывает мелочей, ведь порядок во всем — основа безопасности. Так его учили.
   С большой теплотой и благодарностью Александр Владимирович вспоминает своих старших товарищей, руководителей, которые учили его летать: «Сами умели и смогли научить. Спасибо им огромное и низкий поклон до самой земли», — говорит Александр Шевчук и называет имена людей, давших ему очень много, — М.С. Гошка, В.А. Павлов. Они научили его быть не только летчиком, но и командиром. Потому что это большая ответственность. В любой ситуации звучит вопрос экипажа: «Командир, что будем делать?». И командир должен принять решение. И неважно, что он — самый молодой в экипаже. Полное и безоговорочное понимание среди членов экипажа многого стоит. «Экипаж — это больше, чем семья. Здесь не уйдешь и не хлопнешь дверью в случае чего. Либо побеждать вместе, либо погибать вместе», — говорит Александр Владимирович. В 1986 году его экипаж МИ-6 был признан лучшим Министерством гражданской авиации. На часах — подарке министра — выгравировано: «Лучшему командиру вертолета Ми-6 от министра».
   У Александра есть замечательное хобби, неразрывно связанное с делом всей его жизни — авиацией. Он с удивительным мастерством выжигает по дереву самолеты и вертолеты. На его картинах — а по-другому их не назовешь, — с поразительной точностью прорисованы самые мельчайшие детали, каждая черточка. Десятки и сотни его произведений разошлись среди друзей и коллег, разъехались в разные страны. Свой любимый Ми-6 Александр воссоздавал на дереве 16 раз, и все подарил. Четко прорисованную технику можно часами рассматривать, подмечая все новые детали.
   Александр Владимирович не устает познавать новое, много читает. Он очень веселый человек, замечательный рассказчик. Сейчас он уже не летает. Но продолжает работать, конечно же, в родном авиапредприятии. Александр Владимирович — инженер по организации авиационных работ. «Помогаю людям летающим летать», — улыбается он. Человек летающий — это для него особое понятие, высшая степень развития человека.
Вертолеты и самолеты — они как люди, у каждого своя судьба, у одних — длинная и интересная, другие — мелькнут и уходят в небытие. Говоря об этом, Александр с грустью вспоминает судьбу Ми-6, снятого с эксплуатации. На территории аэропорта под открытым небом есть стоянка авиатехники, отслужившей свой срок — есть там самолеты Ан-2 и вертолеты — Ми-2, Ми-8, есть и два вертолета Ми-6. Грустное зрелище. «Иной раз работаю у себя в кабинете, — говорит Александр Владимирович, — на улице темно, ничего в окно не видно. Но я знаю, что где-то там, у меня за спиной, стоят два друга».

Елена Мишенёва.
© "Добрая газета", 30 октября 2009 года.

 

 

вернуться