ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Валентин Николаевич Соломатин
 
 

    Родился на Тамбовщине. После окончания Троицкого (Челябинская область) авиационного училища двадцатидвухлетний Валентин Соломатин приезжает на Печору. Было это в 1956 году. Усть-Цильма, Усть-Уса, Печора... Работает техником, инженером, начальником цеха по техническому обслуживанию «По-2», «Ан-2», воздушных судов другой серии. Переучивается на бортмеханика. С конца шестидесятых летает бортмехаником, а с 1972 года — старшим бортмехаником летного отряда на «Ми-4», «Ми-8», «Ми-6». Многие юноши, будущие бортмеханики, познавали практические навыки и знания под началом классного специалиста и грамотного наставника Валентина Соломатина.
    Более 30 лет отдано нелегкому, подчас опасному делу авиатора. Над Припечорьем, над просторами тундры он налетал 13000 часов. Если исходить из нормы, положенной налетать за год, то получается: трудовой стажу В.Н. Соломатина более ста лет.
   Валентин Соломатин — заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР, кавалер орденов «Знак Почета» и Октябрьской революции. Награжден многими медалями, а также Почетными грамотами Верховных Советов Коми АССР и РСФСР.
   Валентин Николаевич Соломатин — отличник Аэрофлота. Живет в Печоре.

 
На земле и в небе
 
 

   За плечами этого человека большой жизненный путь, связанный с гражданской авиацией. Если, конечно, не считать детства. А детство было такое, что, как говорится, не приведи Господь. Валентин был еще совсем маленьким, когда не стало отца и матери. Отца вместе с дедом убили какие-то бандиты, а мать, надорвавшись на рытье траншей и окопов для отступающей Красной Армии в начале страшных сороковых годов минувшего столетия, умерла значительно раньше своих лет.
   — Хорошо, что сестра отца оказалась тетушкой очень сердобольной и забрала меня из села Нащекино Тамбовской области в Краснодар, — вспоминает то тяжелое время В.Н. Саломатин. — Как сейчас вижу идущих там наших понурых, усталых солдат в запыленных шинелях, в обмотках на ногах и почему-то без винтовок.
Именно в Краснодаре Валентин закончил семилетку и пошел работать учеником электромонтера на стекольный завод, одновременно продолжая учебу в вечерней школе, с мечтой о морском училище.
Однако судьба распорядилась так, что вместо моряка В.Саломатин после окончания Троицкого авиационного технического училища в Челябинской области стал авиатором. Притом на всю последующую жизнь.
В Печорское авиапредприятие Валентин Николаевич прибыл по направлению осенью 1957 года, когда оно находилось в стадии становления, так что его трудовая биография совпадает с биографией этого коллектива. Было тогда всего шесть маленьких самолетов-кукурузников По-2 и четыре «аннушки» — Ан-2. В основном перевозили пассажиров, почту и кое-какие малогабаритные грузы по местным авиалиниям. Летали почти во все населенные пункты, даже в крохотные деревеньки огромного в то время Печорского района, частенько приземляясь и взлетая прямо с песчаных приречных кос.
   Что касается В.Н. Саломатина, то он, работая авиатехником, занимался обслуживанием самолетов, в основном Ан-2. В 1961 году на печорском аэродроме приземлился первый большой самолет Ли-2, который выполнял рейсы до Сыктывкара и обратно. А потом появились вертолеты Ми-4, Ми-2, так что Валентину Николаевичу надо было переучиваться на новую технику, чтобы грамотно, четко и в положенные сроки готовить ее к полетам.
   Одновременно с этим росло профессиональное мастерство В.Н. Саломатина и шел подъем по служебной лестнице от рядового техника до сменного инженера и начальника участка. Все бы, наверное, шло своим чередом, но, когда в Печорском авиапредприятии в 1966 году появился первый вертолет Ми-8, Валентин Николаевич принимает твердое решение перейти на летную работу. Для достижения намеченной цели он поступает на курсы бортмехаников и после успешного завершения их в 1967 году летает на вертолетах Ми-8 и Ми-4 по обслуживанию буровиков, сейсмиков, оленеводов, выполнению санитарных и многих других заданий.
   А чуть позже, с появлением мощного большого вертолета Ми-6, один полетный вес которого составляет 42 тонны, а экипаж из пяти человек, В.Н. Саломатину снова пришлось переучиваться. Этого требовала каждая новая машина. И когда в 1968 году Валентина Николаевича назначили старшим бортмехаником летного отряда в Печорском авиапредприятии, никого не удивило, потому что он давно и основательно был подготовлен к такой ответственной и нелегкой должности.
   За 28 лет работы бортмехаником В.Н. Саломатин налетал 13 тысяч часов, всегда выполняя свои обязанности, говоря учительским языком, на «отлично», за что награжден орденами «Знак Почета», Октябрьской Революции, медалью «За доблестный труд» и знаком «Отличник Аэрофлота», не считая многочисленных Почетных грамот и благодарностей.
   По стопам отца пошел и сын Николай, который закончил Московский авиационный институт и сейчас работает в Печорском летном отряде бортинженером-инструктором.
   15 марта 2004 года, В.Н. Саломатину исполняется 70 лет. Так что с юбилеем Вас, Валентин Николаевич, крепкого здоровья, благополучия и счастливого долголетия!

Евгений Лазарев.
© "Печорское время", суббота, 13 марта 2004 года

Валентин Николаевич Соломатин является почётным гражданином города Печора.


вернуться