ЛЮДИ ГОРОДА ПЕЧОРА И РАЙОНА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
Александр Макарович Зайцев
 
 

"Пароходы как люди"

   Было когда-то в пос. Щельяюр Ижемского района ремесленное училище. Занимались в нем будущие «речные волки» — мотористы, рулевые, помощники капитанов. Со временем оно перебазировалось в г. Печору (сейчас это ПУ № 4). Можно с уверенностью сказать, что это была и есть поистине кузница кадров речного флота.
   Учился в Щельяюрском училище в 1941-1944 годах и Александр Макарович Зайцев, уроженец деревни Сизябск Ижемского района. Не очень любит он вспоминать те годы. Оно и понятно. Память хранит все моменты человеческого бытия, но трудности, оставшиеся в прошлом, не всегда хочется извлекать из ее глубин.
А их в те суровые годы хватило на всех с лихвой. Учились курсанты училища только зимой, а все лето работали. Учащихся распределяли на пароходы, и ходили они всю навигацию от ледохода до ледостава не учениками, или практикантами, а в основном составе. Практиковаться было не у кого, да и некогда: всем премудростям профессии их научила сама жизнь.
   — Нравилось нам на пароходах. Самостоятельные, а от этого сами себе казались взрослыми. Правда, недоедали, хлеба-то давали 500-700 гр, но по сравнению со 150 граммами блокадного Ленинграда это было роскошью. Хорошим подспорьем всю навигацию была рыба, которой так щедра река Печора. Мы, кроме прочего, еще и деньги получали к осени — 500-600 рублей. Зарабатывали мы больше, но часть денег удерживали на питание, часть — на обмундирование, были отчисления непосредственно и на нужды училища.
— Пароходы, они ведь, как люди, проживают всю жизнь в трудах да в походах, а потом их списывают. Лет 5-6 бороздит он просторы родной реки, а потом изнашивается так, что ремонт стоит дороже постройки нового. Вот таким образом флот постоянно обновлялся, — продолжает Александр Макарович, — только вот пароход «Путеец» стал «долгожителем»; 14 лет ходил я на нем.
   Я сама вижу, что этот пароход был очень дорог Александру Макаровичу. Уже выйдя на пенсию, он своими руками в домашней мастерской сделал макет — уменьшенную точную копию парохода «Путеец» с палубой, с каютами, с иллюминаторами, с трапом. Все до последнего винтика собрал сам. И стоит он у него в квартире на самом видном месте живым напоминанием не столько о молодости хозяина, сколько об истории Печорского речного пароходства.
Вообще-то в квартире Александра Макаровича очень много вещей сделано его умелыми руками: корпус часов, рамки для картин, тумбочки, стулья, табуретки. Ведь, помимо профессии рулевого, он освоил еще специальность столяра, и все зимы работал в столярке, изготовляя оконные и дверные блоки для строящихся домов.
   — Всю навигацию река работала. Работала без выходных и праздничных дней и без перерывов на обед, По сути, она в войну была главной транспортной магистралью этого края. По реке сплавляли лес: «экспортный» — до Нарьян-Мара и «деловой» — до Кожвы. Очень много возили угля. Ведь в годы войны юг Украины (Донецкий угольный бассейн) был оккупирован фашистами. Основными поставщиками угля, на котором ходили все пароходы и паровозы, оставались Воркута и Инта.
   В 1944 году, после окончания училища, А.М. Зайцев был направлен на работу в Верхне-Печорский техучасток бассейнового управления пути, где проработал до 1996 г. Вырастили и воспитали они с женой троих детей. Но сейчас он живет один (в 1986 году жена умерла). Привык уже. Пока сила есть, со всеми домашними делами управляется сам.
   И ведь не отпустил меня так сразу: на дорогу угостил конфетами. Это характерная черта всех людей того поколения — гостеприимство, радушие, доброта.

Жанна Владимирова.
© "Печорское время", суббота, 26 марта 2005 года

вернуться