КНИГИ О ГОРОДЕ ПЕЧОРА/ВАСИЛИЙ ЖЁЛТЫЙ/ПЕЧОРА


© www.pechora-portal.ru, 2002-2007 г.г.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2003 г.
 

Василий Васильевич Желтый
ПЕЧОРА

Василий Васильевич Желтый. ПЕЧОРА.
Редактор М. Соловьева. Техн. редактор Д. Вишнева
Сдано в набор 29/Х-1965 г. Подписано в печать 6/ХП-1965 г. Формат бОХ84 1/16 2,0 печ. л. 1,0 бум. л. (Уч.-изд. л. 1,68). Цена 5 коп.
Зак. № 5133. Тираж 3500. Ц01665. Коми книжное издательство. Дом печати.
г. Сыктывкар, Республиканская типография Управления по печати при Совете Министров Коми АССР.


 


1   2


   Печора — один из самых молодых городов Коми республики. Недавно он отмечал свое пятнадцатилетие. Руками советских людей там, где еще совсем недавно шумело «зеленое море тайги», — построены кварталы красивых домов, пролегли широкие улицы, выросли промышленные предприятия. Эта брошюра рассказывает о городе и его людях, о первых трудностях и победах, о сегодняшнем дне Печоры и печорцев.
   В работе над брошюрой автор использовал документы архива и другие материалы официальных источников, а также беседы со старожилами города.


ВМЕСТО ПРОЛОГА


   «Придет время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».

В. А. Русанов.


 
   В августе 1964 года из здания Печорского городского комитета партии вышли два молодых человека. Остановились. Закурили. Теплый ветер слегка клонил к земле красноголовые маки и синеглазые васильки, выросшие на клумбах; ровной лентой уходила по Ленинградской улице асфальтированная дорога, по бокам окаймленная разноцветным ковром газонов и молоденькими березками. А дальше дорога как бы обрывалась — там начиналась река, откуда доносились гудки пароходов.
   — Знаешь, Валентин, — обратился один молодой человек к другому.— Печора мне нравится. Молодостью от нее веет, все просто и хорошо.
   — А мне, думаешь, нет? — ответил другой, затем, вдохнув воздух полной грудью, продолжал: — Ровесница она нам, Печора. Вот ты можешь не поверить — дело твое, а мой отец четверть века назад здесь оленей пас. Вот на этом месте, где Здание горкома стоит, Дом культуры речников, вторая школа, — тысяча оленей копытами мох из-под снега добывали. А теперь... А ты, говоришь, нравится. Слово не то. Люблю я Печору и весь край наш, люблю так, как свою жизнь...
   Валентин — сын знатного оленевода Печорского района Лазаря Никифоровича Филиппова, награжденного орденом Трудового Красного Знамени за успехи в развитии оленеводства, — долго еще говорил о Печоре. Хотя он в городе бывает очень редко, т. к. находится все время в тундре, но город для него — это отцовская юность и его, Валентина, ровесник.

КАНИН-НОС

   От села Подчерье река Печора, вобрав в себя воды многих речек и речушек, расширяется, становится глубже. Даже в самые засушливые годы до Подчерья ходят пароходы, и река в этих местах судоходна всю навигацию. Днем и ночью идут по Печоре пассажирские суда, баржи с грузами, плоты.
   Километров 120 ниже Подчерья река делает крутой поворот, образуя как бы петлю, которая захватывает кусок суши с высокими крутыми берегами. Это — Канин-нос. Кто и когда дал такое название, старожилы не знают. Умалчивает об этом и «Большая Советская Энциклопедия». Канин-нос славится красивым сосновым бором. Вековые медно-ствольные деревья подступают почти к самой воде. Эти места издавна привлекали человека. Здесь паслись олени, то тут, то там можно было встретить затерявшиеся в буреломе охотничьи избушки. Хозяевами этого красивейшего уголка были оленеводы и охотники. И только гудки пароходов, проходящих по реке в Нарьян-Мар или Троицко-Печорск, нарушали таежную тишину.
   Но жизнь, полная больших планов и свершений, проникла и в эти отдаленные уголки. Изыскательские работы, проведенные геологом Г. А. Черновым в 1930—31 годах, показали, что в долине реки Воркуты имеются залежи угля. В 1932 году была заложена первая шахта, которая через два года была сдана в эксплуатацию. На печорский угольный бассейн стали смотреть, как на возможную коксовую базу металлургии Севера страны. Планировалось строительство Печорской магистрали.
   В конце 30-х годов шахты Воркуты уже давали уголь. А железной дороги до Воркуты еще не было. Встал вопрос: каким путем доставлять уголь промышленным предприятиям Ленинграда, Архангельска, Мурманска и других городов Северо-Запада страны? Вот тогда-то и было решено в районе Канина-носа построить речной порт, чтобы уголь, поступающий из Воркуты по реке Усе в баржах, перегружать в железнодорожные вагоны и направлять его потребителям. Имелись в виду и другие обстоятельства. С вводом в эксплуатацию железной дороги от Канина-носа до Воркуты воркутинский уголь до речного порта будет поступать в вагонах, здесь перегружаться в баржи и идти уже по воде в, речные порты и районы Коми республики, расположенные по реке Печоре.
   В начале 1941 года ожил Канин-нос. Началось строительство речного порта. В затоне тогда зимовало несколько самоходных и несамоходных судов. Члены судовых команд жили на баржах, дебаркадерах и в землянках. Управление порта размещалось тоже в землянке. Об этом трудном времени, о первых невзгодах и радостях рассказывают очевидцы, участники битвы за преобразование северного края.
   — В то время в порту было два маломощных транспортера, — вспоминает печорский старожил А. Безумов. — Портовики работали, не считаясь с трудностями, знали, что уголь нужен Родине для победы над врагом. 50 процентов угля люди грузили в вагоны вручную.
   Битва за преобразование северного края шла одновременно на тысячекилометровом расстоянии от станции Коноша под Вологдой до 67-й параллели. План гигантской стройки ставил своей целью проложить дорогу жизни через таежные дебри и ледяную тундру, дать выход в центральные районы страны воркутинскому углю, ухтинской нефти и печорскому лесу. В канун двадцать второй годовщины Великого Октября строители Северо-Печорской железной дороги одержали первую победу. 7 ноября 1939 года было открыто движение поездов по железной дороге Айкино-Шежам-Чибью. Строительство трассы продолжалось. В декабре 1940 года был закончен 729-километровый участок пути Котлас-Кожва. Километр за километром дорога уходила на Север.
   Кожва. Эта небольшая станция, расположенная в нескольких километрах от города Печоры, и явилась спутником города. С вводом в эксплуатацию железной магистрали до Кожвы встала проблема — приблизить железнодорожную станцию к речному порту. Это было необходимо для координации перевозки грузов железнодорожным и водным транспортом, так как промышленные предприятия, расположенные на реке Печоре, нуждались в воркутинеком угле, а печорский лес надо было отправлять по железной дороге в южные районы страны.
   Началось строительство железнодорожного узла. Вот что рассказывает машинист паровозного депо М. Кучеров.
   — В конце 1941 года с командировочным удостоверением в кармане я прибыл на Печору. Кругом был лес. Лишь на так называемой станции чернело несколько временных построек. На север — на Воркуту тянулась железнодорожная линия. Вдоль нее стояли вагоны и были вырыты землянки, предназначенные под жилье. Паровозное депо представляло из себя наспех сколоченное из досок помещение. В зимнюю стужу руки прилипали к железу, ветер пронизывал до костей. Но никто не хныкал, знали, что только труд поможет преодолеть все лишения и невзгоды...
   Шла Великая Отечественная война. Воркутинский уголь, как хлеб, нужен был заводам и электростанциям страны, так как Донбасс был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.
   Печорский железнодорожный узел и речной порт сыграли неоценимую роль в перевозке угля. По двенадцать-четырнадцать часов не покидали рабочего места грузчики порта, разгружая баржи с углем. Был такой случай. До комплектования состава надо было загрузить углем еще пять 60-тонных пульманов. А тут, как назло, вышло из строя погрузочное устройство. Как быть? Ждать, когда слесари отремонтируют его и тогда продолжать погрузку? Но на это уйдет несколько часов. Коммунисты порта решили: загрузить вагоны вручную. Был брошен клич: «Все — на погрузку!» Людей не надо было уговаривать. Мужчины и женщины, старики и подростки даже те, кто не числился в штате порта, — все от начальника до уборщицы пошли на погрузочные работы. Холодный октябрьский ветер бил в лицо, угольная пыль лезла в глаза. Люди длинной цепочкой с мешками на плечах тянулись от угольного склада к железнодорожным вагонам. Работали, несмотря на холод, в одних сорочках, прилипших к натруженным телам. И только тогда, когда паровоз увел на станцию эти пять загруженных углем вагонов, люди сели отдохнуть. Закурили. Кое-кто достал прихваченные из дому свертки с едой, чтобы подкрепиться. И, как всегда, грянула песня. Вначале ее затянул один неуверенный голос, затем его подхватил другой, третий... И поплыла над рекой песня:

   Вставай страна огромная,
   Вставай на смертный бой
   С фашистской силой темною,
   С проклятою ордой...


   Вагоны были отправлены вовремя, но люди не ушли домой, так как погрузочное устройство еще не отремонтировали. В порт снова подали очередную партию вагонов. Погрузка угля продолжалась...
   Поистине настоящий героизм проявляли люди Печоры. Многие железнодорожники приехали сюда с южных магистралей страны. Все для них было ново, необычно. Все приходилось делать своими руками. За ночь снег заносил землянки и, казалось, что вокруг нет живой души. С наступлением дня от «дома к дому» прокладывались дорожки, расчищались трубы от снега, и приветливые космы дыма тянулись вверх, подтверждая,, что жизнь идет своим чередом.
   В то время трудно, даже невозможно было определить границы труда, скажем, железнодорожника и рабочего порта. Вернувшись из поездки, машинист паровоза брал в руки топор и шел на строительство жилого дома или производственного объекта. Людям надо было где-то жить, ремонтировать паровозы, а небольшой отряд строителей не мог за короткий срок выполнить весь объем работ.
   По зову партии и правительства в Печору стали прибывать комсомольцы-добровольцы. Рабочих рук прибавилось. Началось строительство кинотеатра, Дома культуры железнодорожников, вокзала, двух- и трехэтажных жилых домов. Подвиг молодых строителей печорцы не забывают. На здании кинотеатра имени М. Горького установлена мемориальная доска с надписью: «Кинотеатр построен в 1956 году комсомольцами Печорстроя, прибывшими по призыву Коммунистической партии на освоение Севера».
   Со строительством первых домов в поселке появились и первые граждане, настоящие печорцы. 2 января 1941 года в книге актов гражданского состояния были зарегистрированы первые новорожденные — Славик Комиссаров и Галя Жук.
   Строительство железнодорожной магистрали внесло коренные изменения в экономику всего Печорского края. Город Печора стал развиваться как важный транспортный узел. Лес, поступающий вплавь с верховьев реки, получил выход по железной дороге. На левом берегу Печоры появилась крупнейшая в республике лесоперевалочная база.
   18 января 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР два рабочих поселка — Канин и Печора — были преобразованы в город Печору. Так на карте Коми АССР появился новый город, названный именем великой северной реки.

РУКАМИ СТРОИТЕЛЕЙ

   Город получил признание, он прописан правительственным постановлением. Но печорцы знали, сколько еще предстоит потрудиться, чтобы город выглядел таким, каким он должен быть. До 1947 года в Печоре строились преимущественно деревянные одно- и двухэтажные дома. Первым кирпичным зданием в городе была школа № 21. Маленькие печорцы получили ее в подарок от строителей в канун учебного года.
   С ростом паровозного парка появилась потребность в расширении депо. Было построено деревянное здание депо с подсобными помещениями и цехами. Но и оно не могло удовлетворить все возрастающий объем ремонтных работ. Строители заложили фундамент нового паровозного депо. Оборудованное по последнему слову техники, оно, было введено в эксплуатацию в 1952 году.
   Встал вопрос о строительстве мебельной фабрики, которая выпускала бы красивую и дешевую мебель. В самом деле, почему бы не иметь в городе такую фабрику? Лесоматериалы завозить не надо, все необходимое — под рукой. И вот в 1959 году молодой коллектив Печорской мебельной фабрики приступил к выпуску первой продукции.
   Большое внимание в городе уделяется жилищному строительству и строительству дошкольных, школьных и культурно-просветительных учреждений. Достаточно сказать, что только в 1961 году жилищный фонд по сравнению, с 1957 годом увеличился на 50 процентов, количество мест в дошкольных и школьных учреждениях — в два раза. Если в 1957 году было введено в эксплуатацию 3800 квадратных метров жилья, то в 1961 году — 11 тысяч. А в 1965 году жители города получили более 22 тысяч квадратных метров жилой площади.
   Теперь в Печоре строятся только кирпичные трех-, четырех- и пятиэтажные жилые дома с отдельными квартирами и всеми коммунальными удобствами.
   В 1961 году в живописном сосновом бору построена школа-интернат № 1. В 1962 году сдана в эксплуатацию школа на 520 мест. В начале 1964 года вступила в строй одиннадцатилетняя школа с производственным обучением на 964 места. По своему простому и строгому архитектурному оформлению — это лучшее здание в городе. Полезная площадь его составляет 4025 квадратных метров.
   В настоящее время в городе 11 школ и 3 школы-интерната, в которых учится около 15 тысяч детей.
   В 1964 году руками строителей построен второй широкоэкранный кинотеатр «Космос». В городе работают два Дома культуры — речников и железнодорожников — со зрительными залами для демонстрации кинофильмов, есть многочисленные комнаты для работы кружков художественной самодеятельности.
   За последние годы построены хлебозавод, мясокомбинат, асфальто-бетонный завод, завод железобетонных изделий.
   Печора — в лесах новостроек. Ее улицы и площади одеваются в асфальт. Повсюду, куда ни кинешь взглядом, высятся башенные краны. Только в 1963 году в народное хозяйство было вложено капиталовложений в сумме 7639 тысяч рублей. А всего за семилетку израсходовано около 50 миллионов рублей.
   Казалось бы, сухие цифры. Но они рассказывают о героическом труде печорцев-строителей, о смелых экспериментах в создании в этом суровом краю красивых и благоустроенных зданий, в которых светло и уютно. Строители Печоры проявляют подлинное мастерство, большую выдумку в оформлении внешнего вида объектов. Все меньше и меньше встретишь на улицах города серые, унылые коробки-здания, они уступают место четырех- и пятиэтажным домам с балконами, на которых летом пестрят цветы. Забота о красоте своего города стала как бы неотъемлемой частью жизни печорцев. Еще только возводится дом, а к нему уже ровной лентой тянется тротуар, идет планировка детской площадки, разбиваются газоны... Кто два-три года не был в Печоре, тому не узнать многих уголков города. Побывайте на Набережной, где расположен административный корпус Печорского управления речного пароходства. В летнее время этой частью города нельзя налюбоваться: ширь реки, вдоль берега тянется асфальтированная дорожка, по бокам которой стоят удобные скамьи для отдыха; молодые деревца шелестят своей зеленой листвой. Рядом — молодежное кафе «Волна», построенное по новейшему проекту. Из распахнутых окон кафе льется задушевная мелодия. Перекликаются гудками пароходы...
   А микрорайон у соснового бора? Два года тому назад школа-интернат № 1 была в стороне от города. Сейчас здесь поднялись печорские «Черемушки». Около двух десятков трех- и четырехэтажных домов построено за последнее время. В конце сентября 1965 года в «Черемушках» открыт крупнейший в Печоре продовольственный магазин на 20 рабочих мест.
   Строители. Все мы проникнуты большим уважением к людям этой профессии. Строители — первые жители любого поселка, любого города. Живя в палатках и землянках, они строят дома, культурно-просветительные объекты, предприятия! Они — первопроходцы, утверждающие жизнь. И правильно говорят о них: «Хорошая должность — быть на земле строителем».
   Среди строителей города Печоры немало знатных людей, чьи имена известны не только в Коми республике, но и за ее пределами. Экскаваторщик строительного управления № 301 Печорстроя Василий Александрович Канев был делегатом XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Печора строилась на его глазах и при его участии. А что может быть почетнее, чем строить для людей!
   Руководителя бригады коммунистического труда Валентина Поташова знают в городе многие. Десятки домов построены его бригадой. Славится он не только трудом. У Валентина большая тяга к знаниям. «Настойчивый человек,— рассказывает о Поташове преподаватель математики вечерней школы рабочей молодежи Константин Васильевич Поповский. — Шесть лет назад поступил он в пятый класс нашей школы. В этом году учится в одиннадцатом. Я восхищен его настойчивостью и трудолюбием».
   В самом деле, сколько усидчивости и терпения, какая большая сила воли требуется для того, чтобы шесть лет подряд четыре раза в неделю после работы идти в школу, а днем работать на стройке, руководить бригадой. А сколько семейных, личных и общественных дел приходится еще решать, урывая время от отдыха! Но Валентин Поташов поставил перед собой цель — получить среднее образование. Он хорошо понимает, что без знаний трудно работать в наше время. В 1966 году он окончит среднюю школу. Перед ним будет открыта дорога в высшее учебное заведение. И кто знает, может быть через пять лет Валентин будет инженером или педагогом. Конечно, такой человек на полпути не остановится.
   Целую книгу можно написать о бригаде штукатуров строительного управления № 301 Печорстроя, которой руководит депутат Печорского городского Совета Тамара Павловна Радчук. Семнадцатилетней девчонкой приехала Тамара на Север. Первое время работала на новостройках Инты. А потом ее в числе лучших штукатуров направили в Печору на курсы бригадиров. Здесь она познакомилась с хорошими людьми. И как-то получилось так, что город увлек девушку большим размахом строительных работ.» Решила остаться в Печоре. Работала в прославленных бригадах коммунистического труда Шматова и Адамчука. Затем перевелась в бригаду Хайдара. Может, руководители строительного управления смотрели далеко вперед, а может, еще была какая-нибудь причина для перевода. Но с первых дней работы в бригаде Хайдара бригадир стал исподволь готовить себе смену. Хайдар был настоящим мастером, любил свое дело, которому посвятил 26 лет. Сейчас он на пенсии. Бригадой вот уже больше года руководит Тамара Радчук. И руководит отлично.
   Добрая слава в городе идет о каменщиках бригады коммунистического труда Василия Бурлака. Это она в короткий срок возвела здание широкоэкранного кинотеатра «Космос» в речной части города.
   Много, очень много можно назвать славных имен строителей, кто в любое время года, несмотря на метели и морозы, трудится на новостройках, меняя облик родного города. Но картина была бы неполной, если бы мы умолчали о профессионально-техническом училище № 10 — этой кузнице кадров строителей. Ежегодно десятки, юношей и девушек, окончив училище, вливаются в трудовую семью, подхватывают эстафету отцов и матерей, старших товарищей. За 10 лет существования училища подготовлено более 1500 высококвалифицированных каменщиков, штукатуров-маляров, плотников, слесарей по монтажу оборудования... Некоторые из них, заочно окончив за это время вузы и техникумы, сейчас работают мастерами, прорабами, инженерами.
   Во многих городах и рабочих поселках нашей республики трудятся выпускники Печорского профессионально-технического училища. Бывшие воспитанники не порывают связи с училищем, благодарят мастеров и воспитателей за то, что они привили им любовь к труду, помогли приобрести профессию.

 

1   2