ПРОЗА/ЕПИСКОП ПИТИРИМ/ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ И СО ХРИСТОМ


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
Исправление, web-оформление - Игорь Дементьев, 2005 г.
© Епископ Питирим
 

ЕПИСКОП ПИТИРИМ
ЖИЗНЬ во ХРИСТЕ и со ХРИСТОМ
(автобиография)
 

1   2   3   4   5   6   7   8
 

ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ В ПОЛЬЗОВАНИЕ МОНАШЕСКОЙ ОБЩИНЫ МОНАСТЫРСКИХ ПОСТРОЕК

   Пожалуй одним из важнейших пунктов в деле возрождения Ульяновского монастыря стал вопрос о передаче Церкви исторического архитектурного комплекса монастыря, формально принадлежавшего заводу «Орбита» и постепенно разрушавшегося по причине многолетнего отсутствия не то что реставрации, но даже и внешнего косметического ремонта, несмотря на значительную архитектурную и художественную ценность этого памятника.
   9 марта 1994 г. настоятелем были подписаны и отправлены в адрес Председателя Верховного Совета Республики Коми Ю.А. Спиридонова и Председателя Совета Министров Республики Коми В.И. Худяева прошения о возвращении общине монахов зданий и сооружений монастыря.
   Документы поступили адресатам 11 марта 1994 г. После двухнедельного согласования рассмотрением вопроса о передаче зданий занялся заместитель Председателя Верховного Совета В.А. Потолицын, который дал поручения всем заинтересованным организациям высказать свое мнение и сделать проработку проекта передачи архитектурного комплекса. Основным исполнителем проекта стала Государственная дирекция по охране и использованию памятников истории и культуры Республики Коми, а ее директору Е.А.Потапову поручено «с участием Госкомимущества Республики Коми, администрации Усть-Куломского района и по согласованию с Усть-Куломским леспромхозом и местными жителями подготовить варианты предложений о поэтапном решении данной проблемы».
   Вскоре Государственная дирекция подготовила план передачи зданий, в котором были высказаны следующие предложения:
   1. Государственному комитету по управлению имуществом Республики Коми передать на баланс общины в бессрочное пользование часть пустующих построек ансамбля, не требующих больших затрат на отселение и позволяющих развернуть производство реставрационных работ и осуществлять уставную деятельность.
   2. Министерству культуры Республики Коми разработать проект зонохраны памятников архитектуры Троице-Стефано-Ульяновского монастыря с уточнением исторически сформировавшихся границ.
   3. Государственному комитету по земельной реформе, земельным ресурсам и землеустройству Республики Коми на основе данного проекта зон охраны произвести отвод земли для нужд монастыря.
   Администрации Усть-Куломского района совместно с заинтересованными организациями разработать программу поэтапного вывода организаций и отселение жильцов (с закрытием прописки) с территории монастыря с расчетом государственных вложений в ее реализацию. (Архив Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, дело № 17 .л. 5).
   Согласно данному плану из 28 построек архитектурного комплекса монастыря Государственная дирекция предложила на первом этапе передать общине 8 объектов:
   Церковь Архистратига Михаила;
   Церковь Успения Божией Матери;
   Западный келейный корпус;
   Гостиницу;
   Юго-Западную башню;
   Северо-восточную башню;
   Банный корпус;
   Водокачку.
   Из восьми объектов, по утверждению самой же Государственной дирекции, два гостиница и водокачка представляли собой руины (Архив-Троице Стефано-Ульяновского монастыря, дело N 24..л.5 «Письмо Коми государственной Дирекции по охране и использованию памятников истории и культуры на имя Верховного совета Республики Коми с приложением перечня объектов, передаваемых православной общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря»).
   Более благожелательными для монастыря были предложения, сделанные Госкомимуществом: Для начала сотрудники Госкомимущества провели в с.Ульяново совещание, на котором принимали участие представители Усть-Куломской районной администрации, кужбинского сельсовета и АО «Усть Куломский Лесопромышленный комплекс». На совещании было принято решение, согласно которому вполне возможна была полная передача сохранившейся части архитектурного комплекса Ульяновского монастыря, в частности церковь Успения Божией Матери; юго-западную угловую башню; гостиницу; церковь во имя Архистратига Михаила; колокольню; братскую трапезную; трапезную для паломников; первый и второй этажи и половину цокольного этажа келейного корпуса, а также отведение земельного участка для нужд монастыря.
   После двухнедельной проработки предложения Государственной дирекции и Госкомимущества, 5 мая 1994 г. Президиумом Верховного Совета Республики Коми было принято Постановление «О передаче общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря зданий и сооружений монастыря» (там же, дело №17.л.4). Власти понимали важность данного объекта в деле просвещения людей, его духовное значение, чему и обязано быстрое решение о частичной передаче строений обители.
   Согласно тексту Постановления Президиумом Верховного Совета Республики Коми было предложено:
   1. Согласиться с предложениями общины Троице-Стефано-Ульяновского монастыря и Коми государственной дирекции по охране и использованию памятников истории и культуры о поэтапной передаче общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря зданий и сооружений и об отводе земель монастырю в п.Ульяново Усть-Куломского района.
   2. Комитету по управлению имуществом Республики Коми в соответствии с действующим законодательством решить вопрос о передаче в 1994г. общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря в бессрочное пользование части объектов монастыря.
   3. Министерству культуры Республики Коми разработать проект зон охраны памятников архитектуры Троице-Стефано-Ульяновского монастыря с уточнением исторически сформировавшихся границ.
Обеспечить согласование плана реставрационных работ и контроль за их проведением.
   4. Администрации Усть-Куломского района в соответствии с действующим законодательством решить вопрос об отводе земли для первоочередных нужд монастыря.
   Совместно с заинтересованными предприятиями и организациями разработать программу поэтапного отвода земель, а также отселения жителей с территории монастыря (Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 5 мая 1994 г. № 67 4 «О передаче общине Троицкого-Стефано-Ульяновского монастыря зданий и сооружений монастыря»).
   Следуя тексту постановления, общине монастыря в бессрочное пользование были переданы следующие постройки:
   Колокольня;
   Церковь во имя Архистратига Михаила;
   Церковь Успения Божией Матери;
   Северный келейный корпус (за исключением помещения детского сада);
   Гостиница (руины);
   Юго-западная угловая башня;
   Северо-восточная угловая башня;
   Братская трапезная;
   Трапезная для богомольцев;
   Банный корпус (основная часть).
   Вскоре после выхода в свет постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми О передаче общине зданий и сооружений монастыря 5.07.1994 г. вышло в свет Постановление Главы администрации Усть-Куломского района С.П.Каплина «О ликвидации Ульяновского клуба и проведении мероприятий по ликвидации», которое было необходимо для освобождения для монастыря здания бывшей монастырской трапезной для богомольцев (Постановление Главы администрации Усть-Куломского района от 5.07.1994 г. «О ликвидации Ульяновского клуба и проведении мероприятий по ликвидации»).
   Таким образом правительством республики был решен вопрос о передаче монастырю его исторической собственности.
   Однако из 10 передаваемых монастырю строений большинство уже пришло в негодность и не использовалось. В более или менее пригодном состоянии находились лишь три здания:
   Северный келейный корпус, половину цокольного этажа которого занимал Ульяновский детский сад;
   помещение бывшей монастырской трапезной для богомольцев, где располагался местный клуб;
   банный корпус, одна пятая часть помещений которого была занята частным гаражом и свинарником.
   Кроме того в тексте Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми от 5 мая 1994 г. хотя и был обозначен отдельный пункт, предусматривающий разработку программы поэтапного отвода земель (в том числе и необходимость решения Администрацией Усть-Куломского района вопроса об отводе земли для первоочередных нужд монастыря), а также отселения жителей с территории монастыря, но не были установлены конкретные сроки проведения данных мероприятий. Не были определены и конкретные лица, ответственные за выполнение данного Постановления. По этой самой причине вскоре после передачи монастырской общине первых объектов вопрос о дальнейшей передаче был забыт как местными, так и республиканскими властями. После почти годового отсутствия решения данных вопросов, 5 .05.1995 г. я вынужден был обратится к Председателю Государственного Комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Российской Федерации.
   В обращении он был вынужден выразить свое негодование столь пренебрежительному и безответственному отношению республиканских властей к вопросу возрождения столь крупного памятника национальной культуры, как архитектурный комплекс Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, который «...входит в десятку самых крупных монастырей России» и который «...строился под руководством Соловецких монахов, благодаря чему здесь с неповторимой уникальностью воплощен Русский Православный Дух последних веков вплоть до революционного времени, в связи с чем восстановление и сохранение этого уникального национального сокровища является нашей святой обязанностью». Напомнив в своем письме о приближении празднования в Республике 9 мая 1996 года 600-й годовщины со дня преставления святителя Стефана Пермского, просветителя зырян и основателя Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, о планируемом приезде в республику Святейшего Патриарха Алексия II и возможном срыве радости празднования из за неприглядного вида полуразрушенных зданий монастыря, настоятель попросил «...безотлагательно рассмотреть данный вопрос и распорядиться о передаче монастырю всех принадлежавших ему ранее зданий и сооружений» (Обращение к Председателю Государственного Комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Российской Федерации. (От 5 .05.1995 г.)).

    Данное послание Председателю Государственного Комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Российской Федерации милостью Божией позволило несколько активизировать деятельность Республиканского правительства и начать процесс дальнейшей передачи зданий и сооружений Троице-Стефано-Ульяновскому монастырю. 5.09.1995 г. вышло постановление Главы администрации Усть-Куломского района, согласно которому «во исполнение Постановления Президиума Верховного Совета Республики коми от 5.05 1994 г. «О передаче общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря зданий и сооружений монастыря» монастырю было решено передать вторую половину северного келейного корпуса, ранее занимаемую детским садом. 3.10.1995 г. в монастыре состоялось выездное заседание по вопросу подготовки вывода расположенного в цокольном этаже северного келейного корпуса детского сада и переводе его в здание бывшего корпуса для монастырских рабочих, до 1995 год занимаемое Ульяновской начальной школой и освободившееся в связи с переводом последней в соседнее село. Присутствовавшие на заседании Заместитель Главы администрации Усть-Куломского района Г.И. Холопова, начальник управления образованием И.Т. Морохин, Глава администрации Кужбинского сельсовета З.Н. Кузнецова и я как настоятель Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря приняли окончательные решения и распределили между собой обязанности по ремонту здания бывшего корпуса для монастырских рабочих, в которое решено было перевести ульяновский детский сад. Контроль за ходом подготовки взяло на себя Районное управление образованием, под руководством которого, все работы по подготовке здания были окончены согласно установленному на совещании плану, то есть к 25.10.1995 г.(постановление главы администрации Усть-Куломского района от 5.09.1995 г., Протокол выездного заседания в с.Ульяново о подготовке освободившегося помещения под ясли сад от 3.10.1995 г.).
   Вскоре вслед за этим последовало решение Министерства Республики Коми по управлению государственной имуществом и приватизации № 218 от 5.10.1995 г. о передаче в бессрочное безвозмездное пользование общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря еще нескольких зданий монастырского архитектурного комплекса. Согласно приложению № 1 «Решения Министерства Республики Коми по управлению гос. имуществом и приватизации» монастырю передавались: цокольный этаж южного келейного корпуса (ранее он использовался местными жителями под жилье);
уже упомянутый цокольный этаж северного келейного корпуса, до этого занимаемый детским садом;
   часовня, которая использовалась как водобашня;
   юго-восточная угловая башня;
   помещение столярной мастерской;
   два помещения монастырских амбаров;
   оставшаяся часть банного корпуса, из которой были выведены частные свинарник и гараж;
   помещение керосинового склада;
   помещение дровяного склада;
   помещение хлебного амбара;
   кузница;
   скотный двор;
   водокачка.
   Вскоре данное решение было подтверждено соответствующим Указом Главы Республики Коми, и объекты перешли в собственность монастыря. (Решение Министерства Республики Коми по управлению гос. имуществом и приватизации № 218 от 5.10.1995 г. О передаче объектов собственности РК в бессрочное безвозмездное пользование общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря.).
   Заключительным аккордом в деле передачи монашеской общине зданий и сооружений монастыря стала передача монастырского больничного корпуса и двухэтажного юго-западного корпуса. Долгое время эти здания использовались местными жителями как жилые помещения. Но к декабрю 1995 г. последние жильцы выехали оттуда, и здания полностью освободились. В связи с этим, мною было направлено соответствующее прошение в адрес Председателя по управлению гос. имуществом Республики Коми, в котором сообщалось об освобождении вышеупомянутых зданий и содержалась просьба о передаче их в пользование монастырю. 20.02.1996 г. Министерством по управлению гос. имуществом и приватизации Республики Коми было принято решение о передаче больничного корпуса и двухэтажного юго-западного корпуса из собственности Республики Коми в бессрочное безвозмездное пользование общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. (Прошение на имя Председателя по управлению гос. имуществом Республики Коми Гусятникова от 7.12.1995 г.; Решение Министерства Республики Коми по управлению гос. имуществом и приватизации № 23 от 20.02.1996 г..). Таким образом монастырская община получала в пользование последние два здания основной части монастырского архитектурного комплекса то есть строений, расположенных в пределах монастырской ограды.
   Более длительный период времени понадобился для возвращения монастырю здания подворья в г.Сыктывкаре. Еще в июле 1994 г. настоятелем было направлено прошение на имя Главы Республики Коми Ю.А.Спиридонова с просьбой о передаче здания бывшего подворья Ульяновского монастыря, расположенного в г.Сыктывкаре по ул.Бабушкина 20, в котором на тот момент располагался Республиканский центр народного творчества. 18 октября 1994 г. руководитель администрации Главы Республики Коми А.Ф.Гришин направил письмо на имя Главы Администрации г.Сыктывкара С.А.Каракчиева с просьбой рассмотреть вопрос о поиске здания для перевода Республиканского центра народного творчества и последующей передаче Ульяновскому монастырю здания бывшего подворья по ул. Бабушкина 20. К сожалению, на тот момент подходящего здания не нашлось, а потому лишь по прошествии достаточно длительного времени практически непосредственно перед празднованием юбилея 600-летия со дня преставления святителя Стефана Великопермского здание монастырского подворья, наконец, было возвращено. (Прошение от 18.07.1994 г. на имя Главы Республики Коми Ю.А.Спиридонова; Письмо Главе Администрации г.Сыктывкара С.А.Каракчиеву от руководителя администрации Главы РК А.Ф.Гришина от 18.10.1994 г.)
   Почти все переданные монастырю здания нуждалась в реставрации и ремонте.
   Для проведения которых, необходимы были значительные капиталовложения и самое главное заботливые рабочие руки, готовые безвозмездно во славу Божию восстанавливать и поддерживать в должном состоянии все монастырское хозяйство, те, ради кого и было начато восстановление монастыря его будущие насельники.
   Кроме того, далеко не самым простым был вопрос отселения жильцов, занимавших монастырские помещения, используя их в качестве квартир. Нередко бывало, что в одной комнате проживало по две семьи, территория проживания каждой из которых отделялась натянутой ширмой. Для того, чтобы отселить этих жильцов, им прежде необходимо было предоставить иное жилье, с условиями проживания не хуже, или даже лучше тех, которые они имели в монастырских зданиях. Этим людям было предложено строительство частных деревянных коттеджей, комплектующие и отделочные материалы для которых им предоставлял монастырь. Конечно же самостоятельно возрождающая, обитель была бы не в состоянии вынести немалые экономические расходы, связанные со строительством более десятка коттеджей, и потому я, как и раньше бывало в подобных случаях, вынужден был обратиться за помощью к Правительству Республики Коми, а также начать поиск иных вариантов поиска жилья. Были подготовлены обращения к Заместителю главы РК В.И.Бибикову, министру Строительства Республики Коми, а также в Комиархстройнадзор с просьбой о выделении необходимых средств. Согласно прошению монастырю на эти нужды было выделено 130 млн. руб.. На эти деньги были приобретены стройматериалы для строительства коттеджей, а также недорогие дома в ближайших селах, где имелись приусадебные участки, и куда некоторые жильцы с радостью согласились переселиться. Кроме того посильную помощь оказал Глава администрации Усть-Куломского района С.П.Каплин, по ходатайству которого монастырю было выделено значительное количество деловой древесины (Прошение к Главе администрации Усть-Куломского района С.П.Каплину (от 29.04.1995 г.)). Таким образом, благодаря выделенным средствам в размере 130 млн. руб. и пожертвованию стройматериалов из монастырских зданий удалось переселить 10 семей. Для переселения оставшихся 12 семей вновь решено предпринять те же действия с выделением средств для закупки жилья.

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ МОНАСТЫРЯ

   После вопроса о передаче монашеской общине зданий и сооружений монастыря, следующим по актуальности был вопрос реставрации этих зданий и сооружений.
   Фактически ремонт и реставрация зданий была начата членами монашествующей братии сразу же по прибытии в монастырь. Тогда ими было решено, что первоочередной задачей станут ремонт одного из братских келейных корпусов, реставрация кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы и украшение надвратного храма Архистратига Михаила: одним словом ремонт наименее пострадавших от времени построек с целью их скорейшего ввода в эксплуатацию.
   С конца августа основные силы и средства монастыря были направлены на реставрацию церкви Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально реставрационные работы производились нанятыми монастырем рабочими, производительность и качество работы которых оставляли желать лучшего. Поэтому , рассчитав рабочих, я поручил продолжить реставрацию вверенным ему инокам, многие из которых владели некоторыми строительными специальностями и навыками. Работа пошла быстрее, так как иноки, работая во Славу Божию, сами желали как можно скорее начать служить в более просторном храме. Очень скоро профессиональный каменщик о.Марк, оштукатурил и провел ремонтные работы внутри храма. Жестянщик, о.Макарий, выполнил работы по реставрации купола. Послушник Роман (впоследствии инок Иннокентий) сложил печи. В результате все работы были окончены к намеченному братией сроку к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
   Начиная с июня 1994 года производились работы по благоустройству монастырской территории. Немалую помощь в этом оказало республиканское общество скаутов, юные воспитанники которого долгое время занимались уборкой территории, прилегающей к храму Архистратига Михаила и северо-восточной башне. С конца июня силами монахов, послушников, а также приезжающих на выходные дни из Сыктывкара добровольцами начался ремонт братского корпуса.
   Значительную помощь в деле реставрации монастыря оказали специалисты Архитектурно реставрационного центра «Арххрам» (Директор А.Н. Оболенский). По просьбе настоятеля монастыря специалистами центра были произведены необходимые предварительные работы по проекту реставрации Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, в том числе:
   натурное обследование территории монастыря, зданий и сооружений;
   обмеры территории, габаритов зданий и подсчет объемов работ;
   изучение архивных и других документальных материалов;
   составление отчета с краткой исторической запиской, графическим и фотоматериалом по результатам натурного обследования и документальным материалам;
   составление укрупненного сметно-финансового расчета по реставрации монастырского комплекса, включая проектные работы.
   Благодаря работе специалистов АХПРЦ «Арххрам» во главе с руководителем ВТК М.Ю.Кеслером, впоследствии стало возможным восстановление юго-западной башни, воссоздание юго западного прясла стены, а также подготовлены все необходимые расчеты для восстановления бывшего здания монастырской гостиницы. Специалисты Центра трудились в монастыре приблизительно три с половиной месяца. Согласно первоначальному договору стоимость работ, произведенных специалистами АХПРЦ «Арххрам» в Ульяновском монастыре составляла 23 млн.600 тыс. руб.. Но благодаря тому, что директор и специалисты Центра являлись не только прекрасными знатоками своего дела, но еще и искренне верующими людьми, их удалось подвигнуть к некоторой благотворительности, в следствие чего Монастырь обязан был уплатил лишь 12 млн. 411 тыс. руб. (Договор № 183/94 от 30.12.1994 г. между АХПРЦ «Арххрам» и Троице-Стефан-Ульяновским монастырем.; Протокол акт по сдаче приемке проектной документации по договору № 183/94 от 30.12.1994 г..).
   В деле проектирования строительства монастырь уже долгое время сотрудничает с православным архитектором П.П.Резниковым. Именно по его проекту был построен Троицкий деревянный храм, а также проведен целый ряд малых реставрационных проектов (восстановление разрушенной алтарной части храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, фрагментов южной стены помещения трапезной, и др.).
   Столь знаменательная дата, как 600 летие со дня преставления Святителя Стефана Пермского, просветителя зырян, было несомненно важным событием не только в церковной жизни, но и в жизни культурной. Это прекрасно понимали представители всех ветвей власти как районной, так и республиканской. Кроме того, впервые за все время своего существования Коми земля принимала Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, по преданию основанный святителем Стефаном, должен был сыграть немаловажную роль в ходе празднования этой юбилейной даты. Благодаря столь удачному стечению обстоятельств у меня появилась счастливая возможность привлечения гораздо больших сил и средств к реставрации архитектурного комплекса за счет Правительства Республики и различных республиканских организаций.
   Начиная с 1994 г., настоятель неоднократно обращался к Администрации Усть-Куломского района с напоминанием о необходимости подготовки к празднованию 600-летия преставления Святителя Стефана Пермского и, соответственно, проведения реставрационных работ в монастыре. Благодаря этому, монастырь неоднократно получал необходимые для реставрации стройматериалы: брус, доски, щебень и многое другое (Прошение на имя Главы администрации Усть-Куломского района С.П.Каплина от 20.06.1994 г. о необходимости подготовки к празднованию 600-летия преставления Святителя Стефана Пермского).
   Особенно активную помощь в реставрации монастырь получил непосредственно перед празднованием. Настоятель к тому времени уже стал епископом Сыктывкарским и Воркутинским и, потому получив большую власть, мог соответственно больше помочь процессу реставрации. Из Закарпатья мною были приглашены специалисты по храмостроительству, которые качественно и в короткий срок покрыли кровли и изготовили купола на все сохранившиеся монастырские храмы: надвратную церковь Архистратига Михаила, церковь Успения Пресвятой Богородицы и на самое высокое строение монастыря пятикупольную башню колокольни. Кроме того на все эти храмы были установлены кресты необходимых размеров.
   Реставрация монастыря продолжалась. В 1997 г. было отреставрировано и частично перестроено помещение бывшей монастырской трапезной, где были полностью заменены полы и потолки, а также покрыта железом кровля (в этом монастырю помогло АО «Севергазпром», выделившее 4 тонны кровельного железа).
   Также была покрыта железом кровля двухэтажного братского корпуса, прилегающего с севера к колокольне. Летом 1996 г. после визита Патриарха было продолжено начатое еще в 1995 г. восстановление южной части монастырской стены, на постройку недостающего участка которой в тот год было использовано 70 тыс. штук кирпича (напомню, что работы по созданию проекта реставрации были произведены специалистами Московского реставрационного института «Арххрам»). Летом 1997 г. работы по восстановлению южного участка стены были полностью окончены.
   Как уже упоминалось, для проведения реставрационных работ в монастыре нередко задействовались специалисты не только из России, но и из стран так называемого Ближнего зарубежья, в частности из Украины, Беларуси и Молдовы. Но как известно, по закону, для привлечения иностранной рабочей силы необходимо решение целого ряда вопросов с Миграционной службой, из которых наиболее сложным являлся вопрос оплаты особой формы налога. С целью разрешения данной проблемы администрация монастыря обратилась к Руководителю Миграционной службы Республики Коми В.М. Кузьбожеву. Руководство Миграционной службы Республики Коми, к счастью, так же проявило снисхождение к монастырю, дав разрешение на бесплатное привлечение иностранной рабочей силы специалистов из Украины, Беларуси и Молдовы, работающих благотворительно во славу Божию на реставрации монастыря без оформления в миграционной службе Республики Коми (Заявление Руководителю Миграционной службы Республики Коми Кузьбожеву В.М.).
   Весной 1996 г., практически сразу же после визита Святейшего Патриарха, продолжилось благоустройство дорог и подъездов к территории монастыря. Еще задолго до празднования и приезда патриарха строительным объединением «Комиавтодор» была построена асфальтовая дорога от основной Усть-Куломской трассы и до монастыря. После визита Святейшего была построена еще одна дорога, проходящая по историческому пути от реки Вычегда к южной части монастыря, в конце которой была устроена удобная автостоянка для транспорта. Такая же стоянка была сделана и на противоположной стороне монастыря, что дало возможность водителям пребывающих в монастырь автомашин подъезжать к нужным зданиям, не проезжая при этом через весь монастырь и не создавая таким образом лишнего шума в святой обители. Обе дороги были построены государственным строительным объединением Комиавтодор бесплатно в течение 1996-1997 гг.

 

* * *
   Справедливости ради нужно сказать, что далеко не всегда я имел полную уверенность в правильности своих действий в отношении проведения бурного строительства и реставрации монастырского архитектурного комплекса. Особенно много возникало смущений и внутренних сомнений в самом начале этого процесса в 1995 году. Часто не давал покоя вопрос о том, действительно ли строительство должно стать первоочередной задачей в деле восстановления монастыря, или же в первую очередь все силы братии должны быть брошены на возрождение духовной жизни окрестного населения? После очень долгих и мучительных размышлений, в конце концов, данная дилемма решилась перед ним сама собой. По причине крайней запущенности зданий обители с каждым месяцем все более нарастал процесс их саморазрушения, так что в конце концов, летом 1995 г. в один прекрасный день, после очередного осмотра зданий специалисты архитекторы сообщили настоятелю о появившейся угрозе сползания самого высотного здания монастырской колокольни, а также об ухудшении состояния фундаментов многих других строений. Определенность выбора была совершенно очевидной: крушение огромной 64 х метровой колокольни способно было привести к самым страшным последствиям, а разрушение переданных на баланс монашеской общины зданий, числящихся как памятники истории и культуры, значительно подорвали бы доверие правительства и общественности республики к Церкви. Поэтому настоятель без раздумий вынужден был бросить все силы и средства монастыря на укрепление и реставрацию аварийных зданий, которые с помощью Божией очень скоро и были полностью восстановлены и отреставрированы.

ВОЗВРАТ МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ

   Несмотря на то, что в Постановлении Президиума Верховного Совета Республики Коми от 5 мая 1994 г. «О передаче общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря зданий и сооружений монастыря» и значился пункт о необходимости решения Администрацией Усть-Куломского района вопроса об отводе земли для первоочередных нужд монастыря, реально никакие сроки по данному пункту не указывались. Впервые вопрос о возможной передаче монастырю земельного надела был поднят на рассмотрение 15 сентября 1994 г. на совещании у заместителя Главы Республики В.С.Бибикова, которому Глава Республики Коми поручил проследить за ходом оказания помощи монастырю в области строительства.
Глава республики Ю.А.Спиридонов неоднократно высказывал пожелания о возвращении Ульяновской обители земельного надела, который принадлежал ей до революции, наличие которого позволило бы возродить монастырское хозяйство и стать немалым подспорьем для содержания братии. В связи с этим на совещании было решено, что «Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с администрацией Усть-Куломского района составят в исторических границах церковных земель и лесов карту современного их состояния и предоставят Главе Республики Коми материал для принятия решения по отводу и передаче земель в районе с.Ульяново во владение Ульяновскому монастырю в срок до 1 октября 1994 г.» (Протокол совещания у заместителя Главы РК В.С.Бибикова о возрождении Троице-Стефано-Ульяновского монастыря от 16.09.1994 г.).
   Подготовка вышеупомянутой карты затянулось по ряду причин, одной из которых явилось отсутствие в Государственных архивах республики материалов по данному вопросу, и потому в 1994 году полный возврат монастырю всего массива принадлежавших ему земель не состоялся.
   Вновь вопрос о необходимости передачи монастырю земли был поднят мною весной следующего 1995 года. В марте месяце им было направлено два прошения. Первое было адресовано Главе Республики Коми Ю.А. Спиридонову и содержало просьбу о передаче монастырю всего массива принадлежавших ему ранее земельных угодий. Второе было отправлено на имя Главы администрации Усть-Куломского района С.П.Каплина с просьбой до момента окончательного решения вопроса о возврате монастырских земельных угодий досрочно передать часть земель, ранее принадлежавших Троице-Стефано-Ульяновскому монастырю, которые были необходимы для заготовки сена на прокорм монастырского скота. (Заключение по передаче земель общине Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря для ведения Уставной деятельности и сельскохозяйственного производства.; Прошение Главе администрации Усть-Куломского района С.П.Каплину от 14.03.1995 г.)
   В связи с направленным письмом Главе Республики Коми Ю.А. Спиридонову последним было сделано распоряжение в адрес администрации Усть-Куломского района при участии всех заинтересованных сторон провести предварительное рассмотрение данного вопроса. В ходе рассмотрения, которое проходило под руководством председателя Районного комитета земледелия Д.Д.Варанкина, я настаивал на предоставлении земель в границах, ранее принадлежащих монастырю. На тот момент эти земли находились в распоряжении подсобного хозяйства АО «Усть-Куломский леспромхоз» и Гослесфонда.
   АО «Усть-Куломский леспромхоз» первоначально отказало в передаче земель подсобного хозяйства общине Ульяновского монастыря, мотивируя это тем, что подсобное хозяйство обеспечивает продукцией животноводства рабочих леспромхоза, и что имущество подсобного хозяйства входит в уставной фонд акционерного общества. Однако районной администрацией было выявлено сокращение поголовья скота и сокращения производства в подсобном хозяйстве в связи с отсутствием средств у леспромхоза. В отличие от АО «Усть Куломский леспромхоз» Усть-Куломский лесхоз сразу дал свое согласие на изъятие 1379 га земель и предоставление их в постоянное пользование общине Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря. В конечном итоге, «рассмотрев в комплексе вопрос о передаче общине Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря земли администрация Усть-Куломского района сочла возможным, несмотря на возражения руководства АО «Усть-Куломский леспромхоз», передачу 1955,4 га земель в постоянное пользование общине Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря, в том числе из Гослесфонда 1379 га, подсобного хозяйства 1743 га, Кужбинского Сельсовота 392,1 га, с сохранением до 1995 года подсобного хозяйства АО «Усть Куломский леспромхоз» (Заключение по передаче земель общине Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря для ведения Уставной деятельности и сельскохозяйственного производства.).
   Вскоре после предварительного рассмотрения 23 мая 1995 г. вышло в свет Распоряжение Главы Республики Коми, согласно которому общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря в постоянное пользование для первоочередных нужд предоставлялись земельные участки общей площадью 566,4 га, изъятые от землепользователей Усть-Куломского района, а также было высказано пожелание «просить Правительство Российской Федерации утвердить решение о передаче общине Троице-Стефано-Ульяновского монастыря 154,4 га лесов 1 группы...» (Распоряжение Главы Республики Коми от 23 мая 1995 г. № 377 р). Таким образом, согласно распоряжению Троице Стефано Ульяновскому монастырю были предоставлены земельные участки в с.Ульяново в размере 566,4 га, в число которых входило:
   пашни 82,6 га
   сенокосов 111,2 га
   пастбища 14,7 га
   лесов I и III группы 316,4 га.
   (приложение №1 к Распоряжению Главы Республики Коми от 23 мая 1995 г.№ 377 р).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЯ

   После получения монастырем в собственность земельных владений и помещения скотного двора сразу же были приобретен первый скот: 33 телки, 9 свиней и 2 лошади. Вскоре в апреле 1995 года в подсобном хозяйстве произошел первый отел прибавилось 6 телят, из которых несколько впоследствии были проданы с целью получения необходимых денег. Наличие коров в монастырском хозяйстве, общий надой от которых составлял до 100 литров молока в день, позволило открыть производство молока и молочных продуктов. Со временем монастырь не только полностью обеспечил себя данными продуктами, но стал способен поставлять их и некоторым другим организациям: в местный детский сад, школу, в расположенную неподалеку в пос. Кебанъель, воинскую часть, а также реализовывать их местному населению.
   Весной 1995 года настоятель в сопровождении эконома монастыря о. Михаила совершил поездку на родину в Краснодарский край, дабы проведать своего духового отца, наместника Св. Духова монастыря старца Георгия (г. Тимашевск). В ходе поездки удалось приобрести по 40 штук птенцов кубанских уток, гусей и кур, благодаря чему в монастыре было положено начало птицеводству. Благодаря пожертвованиям двух жителей с. Ульяново в монастыре была предпринята попытка разводить кроликов.
   В том же 1995 году при монастыре была устроена хлебопекарня, снабжавшая хлебом весь монастырь, а также частично удовлетворяла и потребности жителей села.
   Одним из самых сложных вопросов для монастыря стал вопрос использования переданных в его распоряжение посевных площадей. Почти все полученные пахотные земли находилось в ужасном запущенном состоянии. Во многих местах на лицо была чрезмерная засоленность почвы по причине отсутствия правильной мелиорации и неверного подбора посевных культур. На протяжении многих лет плодородный слой постепенно разрушался неправильной деятельностью совхоза. Монастырю удалось получить в пользование помимо 2 легковых автомашин и арендованного грузовика ГАЗ-53 еще и 3 трактора (2 гусеничных и 1 колесный) для обеспечения монастырского хозяйства необходимой сельхозтехникой. Но на принятых монастырем землях использовать эту технику стало совершенно невозможно, так как возникала опасность окончательного сдирания остатков плодородного слоя.
   Монастырю предстояло самостоятельно вновь возрождать плодородие своих земель. Для этого необходимо было большое количество минеральных и естественных органических удобрений (торфа, песка, навоза), на закупку которых монастырь попросту не имел средств. Поэтому настоятель вынужден был ограничиваться на первых порах использованием лишь наиболее пригодных для посева полей, которые в общем то смогли обеспечить братию необходимым количеством овощей (капуста, картофель, некоторые другие овощные культуры и зелень). В дальнейшем, уже после приобретения монастырем в следующем 1996 г. необходимых удобрений и консультации со специалистами мелиораторами начался процесс восстановления плодородия почв.
   На первых порах монастырь не мог самостоятельно справиться с заготовкой сена для монастырского скота. Поэтому решено было для заготовки сена привлечь на взаимовыгодных условиях население с.Ульяново. Монастырь выделил некоторые сенокосы жителям села на условиях, что 50 % получаемого сена они передадут монастырю. Это позволило в первый же 1995 год полностью обеспечить прокорм скота на весь зимний период.

СОЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА

   Наступает время рассказать о следующем этапе становления монастыря как воссоздателя специального духовного образования в Республике Коми. Как известно, до революции в уездном городе Усть-Сысольске (старое название столицы Республики г.Сыктывкара) действовало духовное училище, в старом здании которого в настоящее время располагается Национальная художественная галерея. Просить это помещение не имело смысла по причине возможной негативной реакции со стороны музейных работников и властей. По этой причине настоятелем планировалось возможное создание в республике духовного училища на базе Ульяновской обители, деятельность которой несомненно должна была положительно отражаться на духовном воспитании студентов. Одновременно студенты училища могли быть полезны монастырю, взяв на себя выполнение некоторых функций в его богослужебной и хозяйственной деятельности.
   Являясь студентом заочного отделения Московской Духовной Академии, настоятель монастыря однажды в беседе с однокурсником Александром Ивановичем Туровым, преподавателем Минского духовного Института, услышал мнение последнего о возможности его переезда в Республику Коми для разработки всех подготовительных работ по открытию духовного училища. Данная беседа имела место в январе 1994 года и поначалу не получила какого либо продолжения.
   В конце 18 ноября 1994 г. во время пребывания настоятеля в г.Воркута, куда он был приглашен Министерством образования Республики Коми в качестве консультанта в связи с приездом американской протестантской миссии, ко мне обратилась доктор экономических наук, ректор Воркутинского филиала Международной Академии управления, бизнеса и права Анна Сергеевна Федорова. Она высказала предложение открыть при ее учреждении духовную семинарию для воспитания будущих православных духовных пастырей. Результатом состоявшейся продолжительной беседы стало подписание договора на бесплатное предоставление академией отдельного здания для будущей семинарии, все хозяйственные нужды которой при этом должны были решаться за счет академии. Договор этот предполагалось подписать правящему архиерею, которым в то время являлся преосвященнейший Пантелеимон, епископ Архангельский и Мурманский и который в свою очередь должен был согласовать его с Московской Патриархией и ее учебным комитетом.
   Возможно, в то время в условиях нехватки кадров священнослужителей, открытие этого нового учебного заведения было бы полезно. Однако настоятеля крайне насторожила предполагаемая вышеизложенным вариантом опасность возможной зависимости духовного учебного заведения от светской организации. Не исключено, что впоследствии могла бы представиться возможность выделить данное духовное учебное заведение как самостоятельную независимую единицу, постепенно отделив ее от метрополии Академии управления, бизнеса и права. Но тем не менее слишком свежо еще было в памяти время совсем недавнего притеснения церкви всеми возможными путями, а потому настоятель решил не испытывать судьбу и счел более благоразумным отказаться от данного варианта. В настоящее время сложно сказать точно, чем же был на самом деле Воркутинский вариант потерянной возможностью расширить сеть духовных учебных заведений Республики Коми или обыкновенным искушением. Тем не менее настоятелю Ульяновской обители все же удалось воплотить в жизнь свою мечту, но лишь после моей хиротонии во епископы на вновь созданную кафедру Сыктывкарской и Воркутинской епархии. При этом был мною использован первый предполагавшийся вариант создание духовного училища на базе Троице-Стефано-Ульяновского монастыря.
   В 1996 г. был заключен договор между Сыктывкарской и Воркутинской епархией и Министерством образования, на основании которого и было организовано Епархиальное духовное училище. Официальное открытие Духовного училища состоялось 14.10.1996 г. в Ульяновском монастыре. На должность попечителя духовного училища был приглашен Глава Республики Ю.А.Спиридонов. Для училища в монастыре был выделен специально отреставрированный корпус, где расположилось мужское отделение Церковнослужения. Женское регентское отделение располагалось при Свято Казанском храме в г.Сыктывкаре. Глава республики обеспечил классы училища партами. В здании училища была проведена внутренняя система парового отопления, которую поставила в монастырь одна из Сыктывкарских строительных организаций по льготной цене (50 % от общей стоимости).
   Первоначально училище предполагалось создать двухгодичным, но в 1998 году срок обучения учащихся был продлен еще на один год. Преподавательский коллектив в Училище был собран из наиболее опытных и образованных священно  служителей Сыктывкарской и Воркутинской епархии (протоиерей Иоанн Лапко, протоиерей Михаил Козак, протоиерей Феодор Федько (он же впоследствии был назначен инспектором училища). Преподавать православный катехизис взялся правящий архиерей Сыктывкарской епархии, то есть я. Кроме того, были приглашены два преподавателя из Минского православного духовного института: игумен Петр (Бирюков) и Александр Иванович Туров. Исторические дисциплины преподает ведущий научный сотрудник Коми научного центра Уральского отделения Академии наук, доктор исторических наук М.А.Мацук. Предмет основы сестринского дела, который был введен как обязательный для женского регентского отделения, ведет секретарь епархии иеромонах Филипп (Филиппов), имеющий высшее медицинское образование и значительный стаж работы по медицинским специальностям. Для преподавания пения был найден специалист с высшим музыкальным образованием.
   Одним из дальнейших шагов, планируемых нами в отношении духовного образования на территории Республики, возможно станет последующее преобразование духовного училища в семинарию. Хотя на данный момент это невозможно в связи с недостатком материально технической базы и нехваткой опытных преподавательских кадров, все же остается надежда, что в дальнейшем и этот вопрос будет разрешен в положительную сторону.


* * *

   Итак, собрав в 1993 г. монашескую общину для возрождения Троице-Стефано-Ульяновского монастыря и обсудив с ее членами устав будущей обители, мне удалось зарегистрировать новую общину в Министерстве Юстиции Республики Коми и затем, при содействии некоторых заинтересованных светских организаций, добиться передачи зданий бывшего монастырского архитектурного комплекса в пользование общины.
   Среди прибывших в состав братии монастыря насельников настоятелем были выбраны два наиболее способных к иноческой жизни насельника, на воспитание которых я обратил особое внимание и из которых в конце концов удалось воспитать надежных помощников для воспитания братии, вверив им исполнение обязанностей казначея и эконома. Благодаря этому настоятель мог гораздо больше времени уделять непосредственно духовному воспитанию остальной части все прибывающей братии монастыря, будучи в состоянии поручить решение некоторых хозяйственных и организационных вопросов казначею и эконому. Благодаря беседам с насельниками, настоятелю удалось постепенно зародить тот необходимый особый внутренний микроклимат, который позволил насельникам еще более укрепиться в следовании монастырским уставам и который направлял в нужное русло мысли и чувства вновь прибывающих насельников.
   Постоянное напоминание представителям государственной власти о необходимости передачи монашеской общине зданий и земельного надела, а также привлечение к решению данного вопроса заинтересованных организаций позволило значительно ускорить процесс передачи, который был в основном окончен к началу 1996 г., не найдя препятствий даже в столь сложном и важном вопросе, как поиск нового жилья для жильцов, ранее занимавших монастырские помещения.
   Благодаря ведению активной миссионерской деятельности параллельно с популяризацией идеи восстановления монастыря как значительного для республики историко-архитектурного памятника, а также благодаря установлению хороших отношений с представителями государственной власти республики удалось значительно ускорить процесс сбора средств, необходимых для реставрации монастырского архитектурного комплекса и сделать максимально эффективным непосредственно процесс реставрации и строительства. Кроме того, поиск и привлечение к работе по линии строительства верующих специалистов, готовых потрудиться над восстановлением монастыря благотворительно, во славу Божию, позволило значительно удешевить стоимость некоторых проводившихся в монастыре строительных и реставрационных работ.
   В ходе строительства в монастыре были обнаружены некоторые монастырские святыни: мощи святых угодников, кощунственно брошенные на территории монастыря во время его разграбления на заре советской власти в 1920-30-х гг., а также мощи основателей монастыря архимандрита Матфея, иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия, которые чуть было не подверглись осквернению уже в наши дни. Благодаря миссионерской деятельности настоятеля монастыря и целенаправленным исследованиям истории монастыря, в Ульяновскую обитель удалось вернуть некоторые ее святыни и узнать места нахождения некоторых других, передача которых на данный момент пока невозможна.
   В 1996 г. на базе Ульяновского монастыря было создано духовное училище по подготовке будущих кадров священно и церковнослужителей, для новообразованной Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Благодаря тому, что идея открытия училища вынашивалась настоятелем давно и многие организационные вопросы – такие как подбор преподавательских кадров – были решены мною заранее, время формирования базы училища удалось сократить до минимума, и оно в короткий срок было введено в действие.
   Таким образом за период с 1994 по конец 1998 г. с помощью Божией Троице-Стефано-Ульяновская обитель вновь стала тем, чем она была для Зырянского края до революции – оплотом православия коми народа и одним из крупнейших монастырей на севере России.
   Как мы уже говорили, в данной работе, основным и наиболее важным направлением в жизни любого монастыря должна быть его духовная деятельность, благодаря которой монастырь и является духовной организацией. В связи с этим естественно, что основой любого монастыря является монашествующая братия, из непрестанной духовной деятельности которой и составляется духовная жизнь монастыря. Потому воспитанию братии, особенно в едва образовавшихся монастырях следует уделять наибольшее значение. В настоящее время этот вопрос особенно злободневен в связи с тем, что современное общество, едва освободившееся от цепей всепоглощающего атеизма, в котором воспитываются будущие насельники монастырей, в своих взглядах и традициях достаточно далеко от христианства. Потому для многих насельников несмотря на горячее и искреннее желание – часто бывает очень тяжело справиться со своими прежними привычками и образом мышления. Подобная внутренняя борьба может длиться многие годы, и чтобы победить в ней, неискушенный инок нуждается в опытных наставниках, способных не только подготовить их к этой борьбе, но и при необходимости вовремя поддержать в ней. В связи с этим согласно моему мнению, проистекающему из опыта архимандрита Матфея и моего личного, в данной области необходимо сделать следующие шаги: в идеальном случае для восстановления монастыря наиболее эффективно направлять не одного, а нескольких опытных в монашеской жизни насельников, достаточно хорошо ладящих между собой и способных личным примером и опытом наставлять новоприходящих насельников. Ведь нет более лучшего способа воспитания, чем личный пример, утвержденный прочными духовными навыками. Именно так воспитывали свою братию архимандрит Матфей и его соратники. Однако в настоящее время, когда наша Русская Православная церковь достаточно малочисленна и повсеместно не хватает опытных кадров священно и церковнослужителей, далеко не всегда имеется возможность использования подобного опыта. А потому быть может, имеет смысл воспользоваться опытом возрождения Ульяновской обители в 1994 98 гг., описанным в III главе: настоятелю как наиболее опытному в монашеской жизни среди остальной части насельников, попытаться выбрать несколько наиболее способных и терпеливых насельников, способных в короткий срок перенять весь необходимый опыт и быть достаточно сильными для того, чтобы претерпеть необходимое для их смирения особенно строгое отношение настоятеля. Затем в короткий срок попытаться обучить их всему необходимому, дабы впоследствие на этих насельников можно было возложить часть обязанностей по управлению монастырем. Несомненно, данный путь более труден для настоятеля, так как одновременно, неснимая с себя обязанностей по управлению монастырем и братией, он вынужден также уделять максимум времени для воспитания себе ближайших помощников. Но несомненно, через какое то время эти труды настоятеля будут оправданы, так как с помощью Божией он приобретет себе более или менее опытных помощников, какими были для меня в Ульяновском монастыре эконом иеромонах Михаил и казначей иеромонах Стефан.
   Говоря о проблемах воспитания монастырской братии, мне хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В настоящее время среди насельников монастырей порой встречаются очень талантливые люди, в мирской жизни являвшиеся опытными учеными, мастерами и т.п.. Благодаря своему таланту, эти люди способны принести немалую пользу обители и Церкви. И по моему мнению, очень важно постараться сохранить этот талант, не дав ему увянуть по причине отсутствия применения и практики, либо задавив его, подавляя всякую творческую идею в данном направлении под видом воспитания в человеке послушания (особенно это касается людей, имеющих творческую натуру). Гораздо полезней будет постараться обратить особое внимание на данную личность и попытаться расположить ее душевное настроение так, чтобы он жаждал помочь своей обители и сам искал (естественно, под тщательным надзором настоятеля) пути применения своего таланта на благо обители.
   Проблема всеобщего безбожия, которая и по сей день существует в постсоветской России, кроме всего прочего является немалым препятствием (в сравнении с дореволюционной Россией) и для экономического роста монастырей. Последние – особенно на начальном этапе своего существования – экономически во многом зависят от притока доброхотных пожертвований и различного рода благотворительных вкладов. Как мы могли видеть на примере описанного в первой главе работы процесса сбора пожертвований соратниками архимандрита Матфея иеромонахами Паисием и Феофилактом в дореволюционной России, где почти все население страны было не просто православным, но и верующим, сбор пожертвований на богоугодное дело все же был менее трудоемким занятием, нежели в настоящее время (особенно если при этом учесть уровень материального благосостояния населения страны). В таком благом деле, как восстановление монастыря помогали и правительственные организации и частные лица. И пожалуй будет излишним пересказывать те изменения, которые произошли в деле сбора пожертвований в настоящее время. Однако и в настоящее время можно добиться эффективности в этом деле, для чего наиболее важным является необходимость суметь расположить людей к благотворительности. В первую очередь в связи с этим необходимо постараться установить хорошие дружеские отношения с представителями местной власти – ведь высокие посты в правительстве занимают такие же люди, как и все прочие имеющие душу и сердце, и все они точно так же бывают преследуемы житейскими неурядицами и мучимы вопросами относительно их душевной природы. Будет излишним вновь пересказывать те способы, при помощи которых становится возможным расположить людей к благотворительности, да и нельзя, наверное, предсказать всех возможных путей решения подобной задачи. Пожалуй самым возможных путей решения подобной задачи. Пожалуй самым разумным в данном случае будет проявить, по заповеди Спасителя, «мудрость змия» и «простоту голубя» и постараться найти к их сердцу наиболее совершенный путь. Замечу лишь, что хорошие отношения с этими людьми особенно важны в подобных начинаниях, и если эти люди до сих пор не пришли в Церковь сами, то здесь немаловажно, чтобы Церковь сама привела их к себе.
   Но, к сожалению, даже и при наличии хороших и добрых отношений с власть предержащими последние далеко не всегда торопятся в активном оказании помощи церкви. И в таких ситуациях иногда полезно бывает пойти на хитрость: важно достичь хоть каких то официальных обещаний от представителей государственной власти по вопросу помощи в возрождении и реставрации монастыря, в частности, его архитектурного комплекса, если таковой имеется. Параллельно с этим необходимо наладить хорошие дружеские отношения с теми организациями и частными лицами, которые также заинтересованы в процессе реставрации (Общество охраны памятников, Министерство архитектуры, известные общественные и культурные деятели и др.). Налаживание подобных контактов в конечном итоге позволит совместно единым фронтом, но с разных сторон напоминать представителям государственной власти о необходимости выполнения принятых на себя обязательств.
   В некоторых случаях, когда в местности, где расположена обитель, намечается празднование какого либо значительного исторического, либо культурного события или юбилея, иногда полезно бывает попытаться убедить представителей государственной власти о необходимости определенного ремонта зданий восстановления монастырского комплекса ко времени празднования. Это становится особенно актуально в том случае, если речь идет о праздновании юбилея в истории православия на территории края (Именно так в свое время удалось добиться значительной помощи от администрации Республики Коми, необходимой для восстановления Ульяновской обители, когда в республике планировалось празднование 600-летия со дня преставления Святителя Стефана Пермского).
   Не менее важно постараться благорасположить к этому начинанию и население края, области, республики и т.д., и в свое время это принесет немалые плоды для восстановления монастыря. Для этого важно поднять авторитет монастыря в глазах общественности. И, наверное, единственным способом решения такой проблемы является ежедневный и ежечасный молитвенный труд насельников, ради выполнения данной Спасителем заповеди «Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам». Кроме того, для поднятия авторитета обители важна неутомимая миссионерская деятельность монастырской братии. Ведь именно благодаря тому, что во времена архимандрита Матфея сбором пожертвований занимались его соратники – духовно опытные иеромонахи Паисий и Феофилакт, которые будучи замечательными проповедниками самим своим подвижническим образом жизни и неутомимыми трудами на пользу обители располагали сердца людей к милосердию и желанию помочь обители, где подвизаются такие ревностные подвижники. В нынешнее же время, где во многих местах люди давно испытывают духовный голод и рады приезду священника даже хотя бы для того, чтобы узнать что-то о вере вообще, миссионерская деятельность способна принести не меньшие плоды: ведь помимо сбора пожертвований сборщики способны сделать нечто гораздо большее – обратить к вере заблуждающихся, либо пребывающих в неведении (на собственном примере я не раз убеждался в этом, когда ездил в миссионерские поездки в различные районы нашей республики). И эти новопросвещенные, едва открывшие для себя путь к Истине, стремясь сделать что то доброе и полезное, порой способны с гораздо большей ревностью трудиться и помогать Церкви.
   Но, несомненно, самое важное в деле поиска средств на богоугодное дело есть придерживаться данной Спасителем заповеди: «Стучите и откроется вам».

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

вернуться