ПРОЗА/ЕПИСКОП ПИТИРИМ/ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ И СО ХРИСТОМ


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
Исправление, web-оформление - Игорь Дементьев, 2005 г.
© Епископ Питирим
 

ЕПИСКОП ПИТИРИМ
ЖИЗНЬ во ХРИСТЕ и со ХРИСТОМ
(автобиография)
 

1   2   3   4   5   6   7   8

 

   На примере опыта архимандрита Матфея мы могли видеть, сколь большое значение для экономического благополучия монастыря имеет ведение разумной финансовой политики. При хорошем знании экономической ситуации различные экономические операции, естественно не расходящиеся с установлениями Номоканона и государственного законодательства могут принести обители немалый материальный доход. Однако на мой взгляд в условиях нынешней нестабильности экономики подобные операции не всегда приемлемы и могут быть даже опасны для духовного развития некоторых ещё молодых в вере насельников, порой не умеющих точно различать, как в этой области работать Богу, при этом не работая мамоне.
   В числе различных расходов, связанных со строительством и реставрацией, непоследнее место занимают расходы по найму специалистов различного профиля, от архитекторов и реставраторов, до жестянщиков и каменщиков. И, конечно же, наем этих специалистов требует немалых затрат, которые бывают существенны для казны нового едва образовавшегося монастыря. Уже упоминавшимся в данной работе выходом из этой ситуации является поиск и приглашение (первую очередь это можно сделать в ходе миссионерской работы и через местные православные периодические издания) для работы верующих специалистов, готовых потрудиться во славу Божию. Именно таким образом удалось в значительной степени удешевить стоимость проводившихся в Ульяновском монастыре работ, причем нередко для этого задействовались специалисты не только из России, но и из стран так называемого ближнего зарубежья, в частности из Украины, Беларуси и Молдовы. Таких людей, желающих помочь, всегда можно найти, но при этом важно одно: не лениться искать их.
   Наконец, как мне удалось убедиться на основе опыта реставрации Ульяновского монастыря, немаловажно изучить все имеющиеся источники по истории монастыря. Порой это бывает важно не только для того, чтобы возродить его исторический облик и не потерять старые уставы и традиции, но и чтобы иметь представления о том, что может встретиться на территории монастыря (как это произошло в Ульяново, когда при проведении строительных работ были обнаружены мощи старцев основателей обители) и принять наиболее адекватное случаю решение. Кроме того нельзя забывать о том, что порой необдуманные планы строительства способны нарушить исторический облик обители, что может вызвать общественное недовольство и привести к обострению отношений с некоторыми организациями и общественностью.
   Но в первую очередь, прежде решения различных экономических, социальных и прочих вопросов, по моему мнению, важно само духовное отношение ко всякому делу, направленному на возрождение монастыря. На собственном опыте я убедился, что если подходить ко всякому из своих начинаний как к делу духовному, пропуская его через сердце и подкрепляя молитвой, то помощь Божия непрестанно будет сопутствовать нам, и всякое начинание будет иметь успешное завершение «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.» (Кол 1.11 13)

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь.

   Основан в 1878 году известным архангельским промышленником Феодором Булычевым. В монастыре действовали золотошвейная и иконописные мастерские, свой соляной завод. Упразднен монастырь в 1918 году, почти все насельницы были репрессированы, осуждены. Ко времени окончательного закрытия монастыря (1923) обитель, обнесенная кирпичной оградой, имела богадельню и целый ряд хозяйственных служб, в том числе кирпичный завод, смолокуренный и гончарный заводы. В советское время в главном храме монастыря – в честь Прпп. Зосимы и Савватия находилась тюрьма. Вновь открыт 16 июля 1995 года. К сегодняшнему дню сохранилось следующие монастырские постройки: Зосимо Савватьевский Собор, взятый на государственную охрану постановлением Совета Министров Коми АССР № 131 от 30. 03.1971 г.., жилой корпус и прясломонастырской ограды. Все деревянные постройки монастыря (за исключением деревянных крыльев сестринского корпуса) утрачены.
   По моему благословению духовная сестра, послушница Скоропослушнической Печорской обители Екатерина Запорощенко не только приняла монашество с именем Стефаниды, но и сопутствовала идее открытия новой женской общины. Постриг матушки был совершен в Троице-Стефано-Ульяновской обители. Имя она стала носить Святителя Стефана Пермского. Мы решили сформировать сестричество в месячный срок при Ульяновской обители. Перед этим нужно было матушкам оформить регистрацию нового монастыря. Провести в жизнь общины внутренний монашеский устав и конкретное молитвенное правило. Научиться обращаться по всем вопросам и времяпровождению к старшей монахине, то есть к матушке Стефаниде. Но я чувствовал какую то неуверенность в успехе оформительских дел, по этому посоветовал матушке обратиться за помощью к Сыктывкарскому благочинному. И действительно, отец Иоанн Лапко вызвался сам провести с матушками и учредительное собрание, в начале которого был отслужен молебен у Плащаницы Пресвятой Богородицы. Отцом Иоанном было зачитано значение монастыря, как духовного окормителя края, как школы нравственного и профессионального воспитания молодежи, ведения хозяйства. Далее последовало прослушивание и принятие внутреннего и гражданского монастырского устава. Избрание монастырской администрации. Старшей монахини, которой единогласно была избрана монахиня Стефанида. Заявление в министерство юстиции. Другие документы. Вот первоначальный список тех, благодаря которым зарегестрированна монашеская община:
   1.Запорощенко Екатерина Мироновна 1939 года рождения
   2.Морозова Нина Васильевна 1951 года рождения
   3.Обухова Анна Тимофеевна 1912 года рождения
   4.Ветошкина Елена Генриховна 1974 года рождения
   5.Турьева Антонина Михайловна 1930 года рождения
   6.Глунцова Анна Ивановна 1947 года рождения
   7.Мельникова Надежда Федоровна 1937 года рождения
   8.Виноградова Светлана Владимировна 1968 года рождения
   9.Швакова Елена Витальевна 1972 года рождения
   10.Иванова София Васильевна 1924 года рождения
   11.Ошкадерова Вера Ивановна 1922 года рождения
   12.Тарабукина Мария Андреевна 1931 года рождения
   Я радовался этому соучастию в деле нашего благочинного. Видно, что отец Иоанн уважал матушку и с любовью отнесся к благому начинанию. Теперь у меня была уверенность в нашем общем деле. Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Архангельский и Мурманский, благословил открытие нового женского монастыря. Действительно, вскоре монашеская община была зарегистрированна 7 декабря 1994 года за № 48 как Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Затем последовало решение Священного Синода РПЦ Московского Патриархата за № 95/12 от 16. 07. 1995 года, согласно которому монахиня Стефанида ( Запорощенко ) была утверждена старшей сестрой Крестовоздвиженского женского монастыря Коми Республики Архангельской епархии. 15 июня 1995 года все сестры прибыли в ТСУ мужской монастырь. Начали совершаться постриги при Ульяновской обители. Их было совершено в количестве 16 человек. В основном это были прихожанки Сыктывкарских приходов, знакомые матушке по Свято Казанскому и Свято Вознесенскому храмам. Сестры вели себя благочестиво, ежедневно выстаивали длинные монастырские службы. Помогали по трапезной, стирке белья, уборке территории. Настало время расставаться. Матушки погрузили свои вещи на монастырский автобус. Им были подарены иконы, поставленные в корпусе, прилегающем к колокольне, так как матушки привыкли перед ними молиться. Впереди матушек ожидали испытания, так как монастырская собственность еще не была отдана общине, никто в селе Кылтово их не ждал. Перед выездом по утру, я пригласил матушку Стефаниду и сказал ей следующее: «Матушка, езжайте с Богом и молитесь всю дорогу очень крепко. Молитесь, чтобы храм в селе Кылтово был открыт. Не смущайтесь, что там клуб, располагайтесь, окропите все святой водой. Если местное начальство будет ругаться скажите, что выполняете благословение игумена. Живите, подвизайтесь, звоните если, что я приеду». Так и сделали мои дорогие послушницы. Молились со слезами, знали, что кроме Господа никто их там не ждет. Приехали, в храме клубе несколько местных жителей играют в биллиард. Матушки зашли радостные, что двери в храм оказались открытыми, сообщили, что они теперь будут здесь жить. Народ обрадовался, помог очистить помещение. Все клубное закрыли в кладовку на замок. Началась монастырская жизнь, поехали первые паломники помогать в реставрации. Среди первых жертвователей на восстановление обители оказался глава РК Ю.А. Спиридонов, вложивший 280 млн. рублей, посуду, продукты. Меньшие суммы внесли Пидченко Н.Г. – Сосногорск, Козлов В.А. Старун С.С. посылала ежемесячно по 300 500 рублей. Благочинный города Сыктывкара – протоиерей Иоанн пожертвовал мебель, пылесос, стиральную машину. Муравьева В.Н. гл. врач профилактория ЛПК – пожертвовала кровати. В Бозе почивший, Католиков Александр Александрович привозил лично воспитанников агрошколы интерната детей, которые с радостью помогали матушкам по уборке территории. Начавшаяся бурная деятельность вызвала зависть у диавола, по наущению которого нашлись недовольные среди местных жителей. Особенно протестовала заведующая районной культурой. Пришлось приехать мне к руководителю районной администрацией, Зизганову Альберту Степановичу. Сначала я выслушал крик заведующей, затем попросил ее удаления, и в тихой мирной беседе с Альбертом Степановичем мы пришли к общему мнению необходимости монастыря, как духовно нравственного воспитателя народа. В дальнейшем он даже содействовал приобретению монастырем дров, так как приближалась зима. Нужны были рабочие мужские руки по плотничеству и утеплению помещений храма и жилого корпуса. Отозвался помочь Борис Белогуб, ставший впоследствии вторым священником Эжвинского храма. Художник Людмила Пунегова благотворительно оформляла храм. Многие трудились целыми семейными подрядами. Согласно прошения матушки Стефаниды и благословения Владыки Пантелеимона, я был назначен духовником их монастыря, оставаясь настоятелем Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. 16.10.95 года Преосвященным Пантелеимоном было благословлено чтение неусыпаемой псалтири при Крестовоздвиженской Кылтовской женской обители. Став Архиереем, я часто посещал эту обитель, что к моему удивлению совпадало то с мироточением, то с обижанием монахинь местными жителями. Приезжаю как то, а у матушек сорван замок на складе и украдено много продуктов питания. Оказалось, их обворовал бывший тюремщик с 25-летним стажем отсидки за разбой. Жил он через стенку в сестрическом корпусе, власти ничего не могли с ним сделать, матушки потом страдали от него несколько лет, пока Господь его не прибрал с этой жизни. Другой раз приехал, у матушек выкопан ночью весь урожай на огороде, украдено сено с поля. К февралю 1996 года в монастыре числилось:
   1.Старшая монахиня Стефанида (Запорощенко)
   2.Монахиня Нина (Федулова)
   3.Монахиня Лия (Федулова)
   4.Монахиня Ермогена (Ветошкина)
   5.Монахиня Неонилла (Мельникова)
   6.Монахиня Агафия (Обухова)
   7.Монахиня Анна (Лебедева)
   8.Монахиня Виктория (Налимова)
   9.Монахиня Анна (Глунцова)
   10.Послушница рясофорная Вера Ошкадерова
   11.Послушница София Иванова
   12.Послушница Антонина Костюхина
   13.Послушница рясофорная Елена Ламзакова
   14.Послушница Мария Тарабукина
   15.Послушница Нина Морозова
   16.Послушница Тамара Куратова
   17.Послушница Светлана Виноградова
   18.Послушница Антонина Турьева
   19.Послушница Лариса Гайматулина
   20.Послушница Людмила

   В 1995 году Старшая монахиня Стефанида посетила могилу матушки Ермогены, последней игуменьи Кылтовского монастыря до закрытия обители в богоборческое время. Сообщила мне о воспоминании племянницы покойной, других старожилов. Стоял один охотник на берегу и увидел крест, плывший против течения. Он сообщил об этом игуменье Ермогене. Тогда она предсказала о своей близкой кончине, велела вытащить из реки крест и поставить на могилу после своей смерти: «Пусть стоит до времени». Так и стояли у нее все эти годы два креста на могиле. Я благословил привезти крест в монастырь. Действительно, крест был не по размеру кладбищенских велик. Только для маскировки аккуратно урезан с трех сторон. По всем краям остались густо набитые гвоздики от бывших когда то украшений. Крест из лиственницы стал выглядеть как живой после снятия синей краски. Мы радостно молились перед этой обретенной святыней, подобно как когда то радовались Цари
Константин и Елена, обретя Крест Господень. Матушка Ермогена однажды спасла село от пожара. Рассказывают, когда она обошла кругом с Иконой пожар прекратился сам собой. Так же при заторе на реке в Половниках, спасла от затопления население. Будучи уже слепой старицей вышла и, помолившись, осенила крестным знамением реку, и река с шумом начала становиться в обычном течении. Жаль, что нет в живых этой матушки, так как в Кылтовском монастыре последовало новое искушение. Хулиганские действия жительницы г. Емва гражданки Б. Она появилась на территории обители с трактористом и группой собранных ею лиц, материлась. Тракторист тоже неистово орал: «Я вам устрою тут Чечню, я вам резню устрою». Затем сорвали надпись с названием монастыря, сорвали дорожные знаки, запрещающие въезд на территорию монастыря, деформировали их. Атака продолжалась и 6 и 8 июня 1996 года. Кричали матом на наших помощников, детей школы интерната, вытащили за волосы монахинь, трудившихся на монастырских грядках, вырвали и забросили лопаты. Милиция не реагировала как всегда отвечала, что нам не до вас у нас убийств хватает. Участковый постоянно игнорировал жалобы монахинь. Нередко сестры слышали от милиции подстрекательство на счет земли мол что это земля ваша они говорили сельчанам, и это не смотря на то, что в июне 1995 года монастырю были переданы монастырские здания с прилегающей землей. Удивительно в Республике Коми, 400 тысяч квадратных километров земли, что соответствует четырем Франциям, население не густо населено. Но власти республики не смогли мирным путем разрешить этот вопрос. Словно оккультные масонские силы проникли на нашу Родину и устраивают вражду там, где ее, в принципе, не должно быть. Глава республики часто бывал в обители, пил чай, умиленно беседовал с старшей монахиней Стефанидой, но крупных инвестиций, необходимых на огромный восстановительный объем реставрации монастыря все же не выделял. Мало того, допускались казусы. Давали 500 тысяч рублей в год, якобы на реставрацию, но получать через инвестиционный центр можно было только 10 тысяч в месяц. Да и об этом было сообщено монастырю с запозданием на два месяца. В конце года никакие мольбы и заявления матушки не имели положительного результата, и деньги уходили в бюджет. С самого начала, как я уже писал Ульянов монастырь старался помочь сестрам, так например им были переданы по моему благословению одна дойная корова и телка в июне 1996 года. В июле 1996 года матушки взяли в монастырь трех беспризорных девочек с целью создания приюта. Девочки были вымыты и одеты за счет монастыря. Матушки возили их в школу в г. Емву. Но монастырь к тому времени не имел своего внутристенного благодатного климата. Невозможно было запретить соседям громкую вульгарную музыку. Пьяную ругань селян. Организацию воспитанницам мирного и спокойного труда. На улице к девочкам приставали местные, и они снова ушли в беспризорники.
   В 1996 году появилась необходимость строительства Кылтовского подворья в городе Сыктывкаре. Финансовые пожертвования в обители были не достаточны ни для внутренней жизни, ни для реставрации. На празднестве Пасхи Господней было освящено мною место. Несмотря на снег, настроение было радостное и веселое, верилось что здание с храмом Воскресения Христа будет построено успешно. Сразу же был пожертвован кирпич благочинным Сыктывкара отцом Иоанном. Но стройка все же была очень тяжелой. В монастыре жизнь омрачалась новыми проделками лукавого. Согласно рапорту матушки от 24. 11. 96 года «участились в монастыре кражи имущества, проникновения в места хранения ценностей, подбирались ключи и взламывались замки складов, келий, трапезной. Из келий уносились постельные принадлежности, со складов продукты, грабились монастырские дрова. Украдено: рыбы два блока, капусты 18 мешков, 10 комплектов одеял, полотенец, 8 рулонов рубероида, похищены запчасти на бензопилы, лопаты, ведра, грабли, регулярно сливается бензин с запасной емкости на улице. Разукомплектованы железные печи, украдены колосники». В монашеском корпусе не было туалетной комнаты, монахини ходили по морозу за сто метров, что было небезопасно. Старые сестры стали болеть, уезжать на лечение в город Сыктывкар. Уехала и молодая монахиня Ермогена, к счастью смогла затем подвизаться в Скоропослушническом Печорском женском монастыре, получив на это благословение. На мой запрос о принятии мер, Княжпогостское РОВД ответило, что «в адрес главы администрации района внесено представление о необходимости решения срочно жилищного вопроса и передаче корпуса монастырю. Руководством ОВД вопрос правопорядка на территории монастыря стоит на контроле. Дано указание участковому инспектору милиции Л.В.В. в обязательном порядке посещать монастырь. В 1996 году в п. Кылтово было привлечено к административной ответственности 7 человек, однако все они не связаны с деятельностью монастыря». Такой ответ не удовлетворял ни меня как правящего Архиерея, ни монастырь, и поэтому вскоре от старшей монахини Стефаниды последовала жалоба, как крик о помощи, по прежнему оставаясь «голосом вопиющего в пустыне». «Смиренно прошу Вашей защиты, монашествующие, находящиеся в возрасте до 84 лет и наши воспитанницы, бывшие беспризорницы в возрасте от 13 до 15 лет, нуждаются в бытовых условиях. Прошлую зиму община выжила в ожидании передачи сестринского корпуса полностью. Прошел год и четыре месяца со дня нашего поселения в обитель. Год со дня передачи корпуса (до этого община жила в храме). Но ни один человек не выселен из нашего сестринского корпуса, юридически переданного нашей общине. Видя безнаказанность и отсутствие содействия местных властей, наш корпус заселяется всеми желающими, ведущими аморальный образ жизни. Из принадлежавших монастырю 2500 десятин земли с пахотными землями и лесами, нам в прошлом году передано 706 га запущенных агротехнически неудобий, среди которых мы не нашли 0,5 га для посадки овощей. На территории монастырского двора посторонние люди сажали обширные огороды до 0,3 га; нашу же просьбу предоставлении места под посадку овощей администрация района и органы правопорядка отклонили. Мы вынуждены были разрабатывать места, где находились мусорные свалки и заброшенные выгребные ямы. Вырастили там 30 мешков картошки, которой нам хватило до ноября месяца, и капусты 100 кочанов, которую ночью украли. Мы спим при температуре +3 +5 в одежде и обуви и все равно замерзаем (дрова украли)». Я направил прошение его Превосходительству Ю.А. Спиридонову: «Вынужден снова обратиться с настоятельной просьбой. О принятии действенных мер против лиц, незаконно проживающих на территории женского Крестовоздвиженского монастыря, поскольку насельницы его попрежнему терпят большой нравственный и материальный ущерб. Они сами относятся к этим обстоятельствам с великим смирением, но по долгу своему регулярно сообщают мне обо всем, что происходит в монастыре.
    По данным на сегодняшний день, там до сих пор происходят кражи имущества и продуктов питания, поджоги и разрушения. На территории монастыря посторонние граждане не только по прежнему проживают, но даже создают обширные огороды, а пригодных к возделыванию земель местной администрацией было выделено настолько мало, что выращенных с великим трудом продуктов хватило лишь до ноября, причем большая часть и этих скудных запасов стала добычей воров.
   Я получаю подробные отчеты об уничтожении и пропаже монастырского имущества, и больно сознавать, что дерзким бесчинством бессовестных людей и бездействием местных властей гибнут усилия христиан всей республики, тяжелые труды монахинь и послушниц, среди которых есть и пожилые больные женщины и несовершеннолетние воспитанницы, принятые из неблагополучных семей. Это для нас особенно прискорбно, поскольку женская обитель создается не для подобной осады, но только для избавления от суеты, для смиренных молитв и трудов во Славу Божию и Отечества.
   Не имея возможности иным способом оградить дорогих мне духовных чад, я целиком полагаюсь на Вашу власть и авторитет, и возношу смиренные молитвы о заступлении и помощи Божией. Да хранит Вас Господь! 29 ноября 1996 г. »
   Матушки также призывали на помощь всех братьев и сестер, рассчитывая на общественную поддержку: «Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Русской Православной церкви взывает к Вам и молит Вас о посильной помощи в восстановлении обители.
   Всемилосердный Господь дает особую благодать сторицею всем жертвователях, строителям, благоукрасителям женских монастырей.
   Мы приглашаем штукатуров, жестянщиков, каменщиков, плотников, резчиков, столяров, огородников, доярок, разнорабочих и всех желающих безвозмездно потрудиться в славу Божию. Приезжайте в одиночку и семьями, с друзьями и знакомыми. В монастыре бесплатно накормят, предоставят кров, окрестят некрещеных и обвенчают невенчанных. Здесь Вы сможете непосредственно видеть и прикоснуться к настоящей монашеской жизни – участвовать в Богослужении и в монашеских Правилах. От нас вы вернетесь умиротворенными, укрепленными духом и здоровьем. Приезжайте хоть на неделю. Ждем». К нашей радости до 25 декабря каменный сестринский корпус был освобожден. Теперь некоторые недоброжелатели хоть и оставались, но проживали в соседних домах. Под одной крышей еще оставался пристроенный деревянный корпус с отдельным заходом. Далее у матушек возникла новая, казалось бы не разрешимая проблема. «Смиреннейше просим Вашей помощи в ускорении закрепления территории (земли), на которой расположен наш монастырь. Второй год администрация г.Емва отказывает нам в этом, требуя Генерального плана, чертежей и прочей документации как на новый участок для строительства, что стоит не один десяток миллионов, которых у нас нет. Эта документация должна быть у них, как у последних владельцев, но ее не находят. Мы не имеем возможности вести раскопки храма Стефана Пермского, так как там сажают огороды. А в храме могут находиться исторические ценности, так как он при пожаре обрушился вместе с колокольней, и раскопки не проводились».
   С 1 июня 1997 года в поддержку матушкам я благословил двух человек, временно проживающих при епархии, принимать участие в строительстве подворья в Сыктывкаре. Борьба темных сил против возрождения нормальным, посильным для монахинь продолжалась. Матушка писала мне 12.06.98 года: «Смиренно просим передать монастырю монастырские помещения, используемые не по назначению и подвергающиеся окончательному разрушению два деревянных амбара полностъю; надвратную церковь и вратарные постройки, ныне используемые под баню; кирпичный дом в монастырской стене; оставшееся деревянное крыло сестринского корпуса, находящееся в аварийном и пожароопасном состоянии, а также дороги внутри монастыря, так как жители злоупотребляют правом общего пользования: возят на тракторах навоз и загрязняют им территорию монастыря, в ночное время катаются на мотоциклах и велосипедах, мешают Богослужению и отдыху, устраивают торговлю на территории монастыря, скандалы, вытаптывают посаженные цветы, загрязняют территорию, устраивают ночные пьяные беспорядки и пожароопасную обстановку.
   Вокруг монастыря имеется прекрасная асфальтированная дорога, удовлетворяющая всем транспортным надобностям жителей и их гостей. Несмотря на ограждение и предупреждающие знаки, дети постоянно играют в опасной зоне».
   В марте 1998 года я продолжил постриги в мантию:
   Послушницу Анну Глунцову с именем Нимфадора
   Послушницу Марию Тарабукину с именем Вера
   Послушницу Надежду Поздоровкину с именем Римма
   Послушницу Валентину Борсань с именем Инна
   Послушницу Светлану Остякову с именем Пинна
   Послушницу Евдокию Потапову с именем Минадора
   Итак на 1.07.98 года состав общины Крестовоздвиженского монастыря насчитывал 14 мантийных монахинь, 4 рясофорные послушницы, 6 послушниц. Всего 24 насельницы.
   В этот день Матушка просила главу администрации района, главу администрации города, председателя агрофирмы «Княжпогост»; предоставить жилье и выселить жильцов из деревянного сестринского корпуса, находящегося в аварийном и пожароопасном состоянии. Там проживало 4 одиноких мужчины, семья из 4 человек.
   Притеснения монастыря не прекращалось, не смотря на жалобы во все инстанции Республики Коми спустя еще год. 7 и 8 мая 1999 года «вывезли монастырский кирпич, бригадир Осипова. В деревянном доме – клубе на территории монастыря молодежь бесчинствует до утра, дебоширит, сквернословит, разбивает фонари уличного освящения, ломает заборы, технику, ездят по монастырю на мотоциклах без глушителей». Матушка сообщила также о ночном нападении 10 и 11 июля. Сорван замок, вошли в храм и Св. Алтарь, все осквернили, украли свечи на сумму 2475 и 1040 рублей, икон на 2080 рублей, крестиков на 340 рублей, украли оцинкованного железа 46 листов, черного железа 36 листов. Монастырю не переданы внутренние дороги, даже непосредственно вокруг храма. Местные хулиганы ездят по ним на гусеничных тракторах, не смотря на то, что вокруг есть объездная дорога с подъездом к каждому дому». Сравнительно с весьма тяжелым положением в монастыре, на подворье в Сыктывкаре дело продвинулось вперед. Для поддержки матушек создан приход при Свято Воскресенской церкви подворья. Мною были назначены священники для частого служения. К 30 сентября 2000 года храм был подготовлен к проведению первой Божественной Литургии Архиерейским чином и в последствии в нем совершаются регулярные Богослужения. 4 декабря 2000 года Храм был освящен Архиерейским чином. Храм был выполнен по проекту архитектора П.П. Резникова благотворительно. Так же Павел Павлович оплатил большую часть строительства храма и приобрел некоторый церковный инвентарь. Была большая радость возведения матушки в игумении, присутствовал глава РК Ю. А. Спиридонов. При вручении матушке игуменского жезла, все матушку поздравляли, так же и Юрий Алексеевич поздравил, прослезившись, то ли искренно то ли дипломатично.
    «На седьмой год после передачи разграбленного и разрушенного монастыря, сообщает игумения Стефанида, Правительствам Республики были выделены средства для переселения жителей из сестринского корпуса. Куплены квартиры в г.Емва, Установлен конечный срок переселения март 2001года, а сестринский корпус не освобождается. Жители продолжают жить в корпусе, грабить, разрушать и осквернять помещение, о чем в прошлом месяце была написана жалоба начальнику милиции г. Емва. Ответа не последовало, меры не приняты, безобразия и грабеж продолжаются. Разграблено печное литье, электропроводка и оборудование, оконные рамы, стекла и прочее на 20000 рублей. Загажены все помещения, в том числе чердачные, очевидна угроза пожара. Видя безнаказанность, другие жители приобщаются к преступлениям. Так, 12 апреля 2001 года жительница Наталия Махмач с шофером приехавшей автолавки самовольно и нагло вошли в сестринский корпус, поднялись на второй этаж, вошли в келию и, невзирая на увещевания сестер м. Пинны и Веры, вынесли из келии, одежды, постельного белья, одеял, покрывал, посуды и прочей утвари на 12000 рублей. Стали грабить уже среди бела дня. Участковый милиционер вообще не желает исполнять свои обязанности по защите прав человека по отношению к насельницами монастыря. Начальник милиции отмалчивается, а грабители наглеют». Ровно через месяц ограбление повторилось еще в зловещей форме. Писалось по моему благословению заявление в милицию. Но вражеская масонская атака на уничтожение монастыря любыми способами продолжалась, вместо расследования и помощи, в адрес сестер и меня поступают угрозы из отделения милиции г. Емва от заместителей и Дмитриева. Грозят административной и уголовной ответственностью, слушать нас не хотят, кричат по телефону по несколько раз в день. От этой психологической атаки должностных лиц милиции у меня случился микроинфаркт и паралич левой руки. Уже пол месяца не могу заниматься своим делом. Прошу вашей защиты для себя и сестер. 25.05.01 год».
    Подводя итог происходившему в Республике Коми, конкретно по отношению к горячо всеми любимой матушке Стефаниде и сестрам Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря, хочу сказать, что и меня преследовали не меньше. Не было практически ни одного месяца, а порой и недели без поношений через прессу хотя бы косвенно. В самых торжественных обстоятельствах архиерейскую машину останавливали, досматривали, хамили. Избивали на моих глазах и других свидетелях священника. Встречами наши плановые встречи у главы трудно было назвать, в основном, это был повышенный тон по отношению к кому либо там нарочито присутствующего. Я понимал, что все это направлено на психологическое запугивание меня. От такой невыносимо трудной работы с высшим начальством и в тоже время внешнему благополучию, также как и у матушки Стефаниды отнимались руки. Правой рукой одно время еле шевелил пришлось проходить процедуры. Время новое, а методы воинствующего атеизма были у нас в республике старыми. Против сказать что либо было безрезультатно. Наш глава великий строитель, дай Бог ему добра, строил огромный по высоте Собор. Но мы с матушками полны все  уповающей веры и поэтому радовались и открытой столовой для нищих при подворье и молодежному братству, где молодежь получала помощь от алкогольной и наркотической зависимости, приобщалась к труду, нравственности, культуре, нормальной жизни. Это 15 девочек бывших бездомных, 9 девушек бывших наркоманок. Жители города получили реальную помощь. Помощь не от избытка, а от скудости, ибо ни монастырь ни подворье реально были не достроены, так же как и епископский дом и другие необходимые учреждения епархии. Слава Богу за все радости и скорби.


Призвание на епископское служение

В начале октября 1995 года в Троице Стефано Ульяновском монастыре раздался телефонный звонок. К телефону попросили игумена монастыря, я подошел. Звонок был из секретариата Московской Патриархии. Меня пригласили на встречу со Святейшим. Я начал волноваться. Что бы это значило, к чему готовиться? Никто мне ничего не сказал. Ну что, ехать, значить ехать. На всякий случай взял годовой монастырский отчет. Приезжаю на Чистый переулок, жду. К Святейшему очередь. Первым идет инспектор Московской Духовной Академии, архимандрит Сергий. После меня идет не знакомый мне игумен Зосима из г.Элисты. Спрашиваю отца Сергия, Вы по какому вопросу к Святейшему. Он отвечает, по тому же, что и ты. Я предположительно догадался, но, смиряя себя, ничего не ответил, продолжал внушать себе любую другую причину, но только не о своем епископстве. Архимандрит Сергий вышел веселый от Святейшего, следующая очередь моя. Жду приглашения, наступила продолжительная пауза. Я решил ближе познакомиться с ожидающим своей участи соседом. Но каково было мое удивление, когда узнал, что отца Зосиму и Архиерей Гедион благословил в путь и представил на епископство, и все ему известно как минимум пару месяцев, и глава Калмыкии не возражал насчет его кандидатуры во епископы. У меня ничего подобного не было. От правящего епископа было ли какое представление меня Святейшему, я не знал. Ввиду же его паломничества в Святую Землю, срочно узнать что либо, не представлялось возможным. Я сидел и читал молитву Иисусову, будь что будет, на все воля Господня. Прежде у меня кроме общих благословений, ни встреч, ни общений со Святейщим не было. Не уверен был я, помнит ли он мое сослужение и подход на благословение к нему на Соловках, ведь нас было много. И вот наступил трогательный момент в моей жизни. Меня позвали, захожу с молитвой по обычаю. Святейший благословил меня, предложил присесть. Затем спросил: «Как дела?» Я начал подробный отчет по Ульянову мужскому монастырю. Святейший спросил меня о демографии в Республике, некоторые статистические данные, я ответил. Лицо Святейшего веяло отцовской добротой, и я чувствовал себя все уютнее и спокойнее. Вдруг ко мне обращается он с вопросом: «Как ты смотришь на то, что бы быть епископом в Республике Коми?». Помолчав несколько секунд, опустив глаза вниз от неожиданности промолвил: «Я Вашего Святейшества смиренный послушник». «Приходи 6 октября на священный Синод, сказал Святейший, благословишься у председательствующего, поклонишься поясным поклоном членам Синода и сядешь в конце стола. Не волнуйся, председательствующий, это я». Затем Святейший подарил мне панагию. Я сердечно благодарил Его Святейшество за оказанное доверие. Сделал земной поклон, благословился и вышел. 6 октября я снова приехал в Патриархию в сопровождении монаха Филиппа (Виталия Алексеевича Филиппова). В Священном Синоде как всегда было много работы и я ждал с 10 до 13 часов. В приемной сидя, то в проходку читал молитвы. Настроение было радостное. Чувство ответственности и желание новых трудов переполняло душу. Наконец, меня вызвали, вошедши сделал земной поклон и благословился у Святейшего. Поклонившись поясным поклоном членам Синода прошел на указанное место. В конце стола напротив Святейшего. Смотрел на него и внимал всему от него исходящему. Собственно Святейший много не говорил кроме как официально объявил мое звание и дальнейшее предполагаемое избрание и назначение. Постоянные члены Синода расспрашивали о управлении мною монастырем, о Республике Коми ее особенностях и достижениях. Затем еще раз вернулись к теме монастыря и в особенности молитвенной практике. Я сообщил о постоянном молитвенном правиле монашествующих и о ежедневных Божественных Литургиях, некоторых молебствиях по обычаю монастыря. На этом первое испытание окончилось. Святейший благословил меня и сказал приехать на следующий день в Троице-Сергиеву Лавру, быть с ним при встрече Лаврской братией и на вечернем Богослужении по случаю праздника Преподобному отцу нашему Сергию. Я переночевав в Даниловской гостинице приехал как было велено и ждал у монастырских ворот приезда Святейшего, предварительно помолившись у раки Преподобного. Сильно волновался так как стеснялся что либо о себе сказать близко незнакомой братии. Когда же приехал Патриарх все потеснились к нему и миряне и духовенство. Мне не было возможности подойти, как только в то время когда святейший начал уже свой ход и монастырская братия раздвигала всех по обе стороны. Тут то я и подошел, чем обратил на себя внимание не только Святейшего. Все монастырское начальство услышало как Святейший благословив меня пригласил пройти за ним в патриаршие покои. Теперь я уже мог спокойно идти за толпящимися вокруг нашего дорогого Первосвятителя Вот уж последнее духовенство прошло по Патриаршему крылечку. Народ разошелся. Я, постояв робко проследовал в красивый холл. Никого не зная я по долгу рассматривал картины на библейские и исторические темы, очень волновался. Все были увлечены приемом Святейшего Владыки куда то ушли, кто то готовил обеденную трапезу за которой впервые я был представлен монастырскому начальству как кандидат во епископы. Теперь уже я радостно вздохнул и общался свободнее. На вопрос Патриарха сообщил что руководимая мною обитель имеет в хозяйстве 52 головы крупного рогатого скота, 200 гусей пол тысячи курей. Святейший похвалил меня, что было хорошей поддержкой. В этот же вечер за Богослужением в Троицком храме я был возведен в сан архимандрита. На следующий день сослуживал за Божественной Литургией Святейшему. Было необычно совестно и непривычно стоять впереди заслуженного духовенства, пробирал страх Божий. Но видимо старые архимандриты чувствовали мое смущение и указывали почетное место, ближе к Святейшему. После причащения Христовых Таинств, Святейший благословил мне ношение архимандрицкой митры. Я благодарил Святейшего за оказанное доверие и честь. За трапезой в слове сообщил что в Республике Коми на 1995 год официально зарегистрировано 20 приходов и 3 монастыря. Трудятся в них около 20 священников и дьяконов, в монастырях подвизаются 30 монахов и монахинь. Заверил его Святейшество о продолжении роста приходов и монастырей моими усилиями с Божьей помощью и молитвами Его Святейшества. Благодарил Святейшего за открытие епархии и мое избрание. На этот счет интересно свидетельство следующих документов.

Святейшего Патриарха Московскою и всея Руси Алексия II
об образовании Сыктывкарской и Воркутниской епархии
Патриарх Московский и всея Руси
Указ


Его Высокопреподобию игумену Питириму (Волочкову),
Настоятелю Троице Стефаново Ульяновского монастыря, Коми Республика
Постановлением Нашим и Священного Синода от 6 октября 1995 года, Журнал № 78, ОПРЕДЕЛЕНО:
«Образовать Епархию Московского Патриархата на территории Республики Коми, выделив ее из Архангельской епархии.
Преосвященным носить титул «СЫКТЫВКАРСКИЙ и ВОРКУТИНСКИЙ».
Епископом СЫКТЫВКАРСКИМ и ВОРКУТИНСКИМ быть игумену Питириму (Волочкову), настоятелю Троице-Стефано-Ульяновского монастыря
Коми Республика.
По возведении в сан Архимандрита, наречение и хиротонию совершить в городе Москве». О чем и посылается Вашему Высокопреподобию настоящий УКАЗ.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий 6 октября 1995 г.
№ 4022.
Выписка из журнала № 78
Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6
октября 1995 года
Священный Синод Московского Патриархата 6 октября 1995 г.
В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА
Слушали: Предложение ПАТРИАРХА о целесообразности образования новых Епархий.
Постановили: 4. Образовать Епархию Московского Патриархата на территории Республики Коми, выделив ее из Архангельской епархии.
Преосвященным носить титул «Сыктывкарский и Воркутинский».
Епископом СЫКТЫВКАРСКИМ и ВОРКУТИНСКИМ быть игумену ПИТИРИМУ (Волочкову), настоятелю Троице Стефано Ульяновского монастыря Коми Республика.
По возведении в сан архимандрита наречение и хиротонию совершить в го
роде Москве.
Выписка верна:
ПОСТОЯННЫЙ ЧЛЕН СВЯЩЕННОГО СИНОДА МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И
КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ.
   Когда я приехал в обитель, братия радовалась о моем избрании и печалилась что мне придется менять место жительства, то есть переехать в город Сыктывкар. Я всячески обещал поддерживать братию и первое время жить в обители, что и было мною исполнено. Интересна противоположная реакция властей в связи с моим избранием. Законодательная и исполнительная власть в лице руководителей вели себя не одинаково. Председатель госсовета уже в октябре поздравлял меня.
Поздравительная телеграмма Председателя Государственною Совета
Республики Коми В.А.Торлопова
Настоятелю Троице-Стефано-Ульяповского монастыря архимандриту Питириму по случаю открытия Сыктывкарской и Воркутинской епархии и поставления его во епископа Сыктывкарского и Воркутинского 16 октября 1995 г.
Правительственная
Усть Куломский район, с. Ульяново Троице Стефано Ульяновский монастырь Настоятелю архимандриту Питириму
С глубоким удовлетворением ознакомились с Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об образовании Епархии в Республике Коми.
Поздравляем с назначением Вас Епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание в вопросах духовного воспитания людей, сохранения традиций развития культуры Коми края.
Председатель Государственного Совета Республики Коми Торлопов
г.Сыктывкар

   Исполнительная власть вела себя однозначно противоположно. Еще прежде решения Синода глава Республики неоднократно проявлял заинтересованность в открытии епархии на коми земле. Как то я присутствовал на совещании по случаю обсуждения строительства Православного Центра в городе Сыктывкаре. По окончанию которого Юрий Алексеевич сказал мне, что хотел бы видеть меня только игуменом восстанавливаемого монастыря. На счет же моего епископства о котором мы никогда с ним не говорили высказался против, говоря: «У меня и там есть связи». Я поклонившись ушел ничего не сказав. Да и о чем говорить во первых о епископстве я не думал во вторых это не гражданское дело. Есть Патриархия, пусть решает мы же будем рады всякому решению. И вот в октябре 1995 года звонок от Юрия Алексеевича в Ульянов монастырь. Слышу повышенный командный тон завтра в 12 приезжай. Я взял монастырский Газ-53 и поехал в Сыктывкар. Машину как сообщил мне водитель кто то покалечил. Протекала вода и мы вынуждены через несколько километров растапливать снег паяльной лампой и заливать в систему охлаждения. Ночевал у матушки Стефаниды в Эжве. Приехал к Спиридонову Ю.А. он меня не принял перенес на 16 часов. Я взял с ремонта нашу монастырскую волгу и на ней подъехали мы к Човскому светофору. Стоим как вдруг в нас по гололеду врезался сзади автомобиль, скользя с разворотом ударил в правую дверь где я сидел. Я пересел на попутно проезжавшую машину поехал дальше, читая про себя молитву «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его». Глава опять меня сразу не принял и в указанный срок я был у заместителя его, Г.В. Бутаревой. Долго узнавалось от меня что это за кандидатство во епископы, окончательно ли это решение Синода? Что оказывается что еще испытательный срок и дата возведения не известна. Далее время просто тянулось. Наконец Юрий Алексеевич меня принял. Был очень напряжен и холоден. Весть о случившемся принял как факт и не более. Я же приглашал его на свою хиротонию во епископы желая наладить отношения. Ушел с печалью. Позвонил от матушки Епископу Пантелеимону сообщил обо всем происшедшем со мной. Заверил его преосвященство что до хиротонии никаких мер не принимаю по отношению к духовенству, власть епископа не предвосхищаю, приглашал в гости. Владыка ответил похвалив меня: «Вот потому тебя и избрал Господь, так и продолжай», благословил меня и даже обещал приехать. Опять я вернулся в монастырь. Вечером мне доложили что приехала женщина с цветами и коробкой шоколада, предварительно передав через эконома свою книгу. Эту женщину я лично не знал но по содержанию ее книги было очевидно что это оккультистка. По этому ее я не принял, найдя причину. Эконом заметил, что в глазах у служительницы сатаны мелькнула злоба и она все же надеясь на чары, оставила свои подарки, которые тут же экономом были брошены в печь, согласно моего благословения. Вскоре мне сообщили из Патриархии о дате рукоположения, она приходилась на 19 декабря в Николин день. Я был этому несказано рад потому как появилась причина молиться Святителю которого так любит наш север. Но меня ждало новое искушение. Секретарь Патриарха Лидия Константиновна, спросила: «Вы то же приезжаете с правительством на прием к Святейшему?» Я механически ответил: «Да». Затем начал размышлять, почувствовав что то не ладное. Отец Филипп узнав даже заплакал: «Что им от тебя нужно»? Пошел я к отцу Иоанну, он был то же встревожен чем то. Потом уже мне признался, что вызывали в правительство предлагали подписать на меня компромат, но он этого не сделал, будучи истинным сыном церкви христовой. Мы еще раз позвонили в Патриархию и уточнили время приема нашей спаренной Коми делегации. К тому же мне нужно было ехать в Софрино, заказывать архиерейское облачение. Мы поехали с отцом Филиппом на поезде. Кроме отца Иоанна Лапко об этом никто не знал. Приехали почти к обеду в город Москву а на перроне нас уже ждет наш отец Иоанн прилетев на самолете не выдержав переживаний по этому случаю. Прибыли мы к указанному времени в Патриархию. Смотрим там уже стоят Кулаков И.Е., Смоленцев Л.Н. и представитель прессы. Мы поздоровались стоящим в холле.. Смоленцев отвернулся. Мне было удивительно смотреть на такую перемену у Льва Николаевича старого коммуниста. Прежде мы с ним приятно общались, я позволял ему ходить на колокольню производить съемки для его фильма «Троица Зырянская», поил чаем, да и к нему в гости заходил. Но тут проявилась чья то непреоборимая сила, под властью которой он полностью изменил отношение ко мне. Вот приехал и глава Республики, то же не смотрит и не здоровается. Молча прошли мы за ними в комнату ожидания в здании приемной Святейшего. Тут зашла Лидия Константиновна и строго сказала: «Вы зашли сюда преждевременно у вас время только через 20 минут». Спиридонов хмыкнул и все мы продолжали сидеть там. Затем нас пригласили в красный зал, где и совершится прием. Мы прошли за ними и ожидали Патриарха стоя. Они же сели с двух сторон от Патриаршего трона. Святейший не выходил уже после назначенного времени 40 минут. Правительство стали волноваться. Кто то из них спросил, почему мы не садимся, тогда отец Иоанн четко и красиво произнес: «мы своего Патриарха встречаем стоя». На что они посидев немного еще все же прореагировали. Теперь после молчания и мелких перекидок словами, мы все стояли и высказывались на счет картин весящих в этом зале. Тут и вышел Святейший. Первым делом он пожал руку Ю.А. Спиридонову, благословил нас и все мы сели за стол по его приглашению. Святейший извинился за задержку. Поэтому необходимо было и сидящим подчеркнуть значимость и большую загруженность Святейшего. Потом начались некоторые перекидки словами по событиям в церковно государственных делах. Юрий Алексеевич пригласил Патриарха в Республику Коми на 600-летний юбилей блаженной кончины Святителя Стефана Пермского. Святейший пообещал приехать согласовав с правительством России так как это совпадало с 9-м мая. Святейший, сказав о суровом северном климате сообщил, что вот отец архимандрит Питирим любит север. Тут Юрий Алексеевич произнес, да что то он у нас все на юг стремится. Мне пришлось ответить так как святейший пристально но ласково посмотрел на меня. Да Ваше Святейшество с северного города Республики коми, города Печора я переехал в Ульянов монастырь 2 года назад. Тут произошло самое главное. Отец Иоанн встал попросил Святейшего благословить ему сказать. И произнес: «Ваше Святейшество, наш любящий отец и Святейший Владыко, весь православный народ Республики Коми узнав об избрании игумена Питирима на епископское служение Вашим Святейшеством и Священным Синодом Русской Православной Церкви, благодарит вас», далее отец Иоанн перечислил некоторые мои заслуги и сообщил что верующие просили «сделать Вам Ваше Святейшество земной поклон в благодарность за отца Питирима что также я сделаю лично и от себя». Затем последовал поклон и взявши благословение отец Иоанн прошел на свое место. Обстановка стала радостная и светлая. Юрий Алексеевич сказал И.Е. Кулакову убрать какие то бумаги. Святейший спросил: «Нет ли каких бумаг». Но ему ответили что по поводу приглашения составят полную программу и дадут на согласование. Началось прощание и мы радостно благословились взирая на отцовское любящее лицо Святейшего, что не мог не заметить Юрий Алексеевич. Мы возвратились домой. 21 22 ноября 1995 года, я праздновал вместе с сестрами Скоропослушнического Печорского женского монастыря, престольный праздник. Икона Скоропослушницы была украшена цветами. Впервые Печорцы увидели меня в митре и не скрывали своей радости. За всеношной мне сослужили приехавшие по приглашению игуменьи Марии, иерей Василий Потрясов, иеромонах Роман (Овсиенко), иеромонах Серафим (Лапиев), иерей Евгений Наумов. Отец Филипп пел на хоре одетый в подрясник не скрывая временного тайного пострига. Так как продолжал врачебную практику в диагностическом центре. Все видели уже во мне архиерея, делая комплементы, но я смирял себя не принимая близко к сердцу. В конце всенощного я произнес короткое поздравление с праздником и пригласил всех на Акафист Матери Божией назначив время 22 часа. Народу пришло половина Варваринского храма. По окончанию Акафиста был совершен монашеский постриг. На чудотворной иконе я снял тогда несколько капель святого мира и помазался. Людей помазывал из лампады висящей перед образом Скоропослушницы. Хор пел, «под твою милость прибегаем Богородице Дево». Затем пожелав всем спокойной ночи благословил со словами: «Ожидайте и завтра невидимого пришествия Матери Божьей с ангелами и архангелами». Через некоторое время по прибытии в Сыктывкар, у нас состоялась встреча с правительством, не смотря на некоторое напряжение все проходило мирно. Правительство оплатило в Софрино часть моего первого облачения, так же материал на 10 риз в Усть-Вымский монастырь, где проходило основное торжество по-600 летнему юбилею.


Хиротония

  
Пришло время хиротонии во епископы. Мы поехали заранее в Москву с архиерейским облачением. Остановились в гостинице Даниловской. Со мной приехали протоиерей Иоанн, отец Филипп, иеромонах Иона, иерей Владимир Слободин, иерей Михаил, старшая монахиня Стефанида, несколько мирян, в том числе доктор исторических наук М.А. Мацук и координатор православных следопытов регионального Коми отделения С. Таскаев. Представители Коми телевидения и газеты «Эском Вера». Перед всенощным мне было поручено встречать у машины Святейшего. Как и все я был в желтом облачении но с белой митрой. Святейший вышел с машины степенный и благодатный, благословил меня и медленно стал входить в Богоявленский Кафедральный Собор. Началось пение тропаря Святителю Николаю. Параллельно патриаршему пел детский хор. Все затрепетало во мне, я молился с нашим Святейшим, который подошедши молился у чудотворной Иконы Матери Божьей, именуемой Казанской. На литию мы вышли с Митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием. В Алтаре Богоявленского Собора я был первый раз в жизни. Здесь чувствовалась особая намоленность. Молились прежние Патриархи. Не ужели это я стою в этом святейшем месте приехав с северной глуши. Одно меня утешало, что перед Богом я стоял в ревностном служении. Трудился в монастыре на совесть и готов был положить жизнь свою за родное православие. Чувствуя в себе близость Божию и Его покровительство, я молился про себя как мог по временам всматриваясь в незнакомые мне лица. Меня поддерживало своим присутствием наше Коми духовенство. Подошедши в Алтаре еще раз на благословение Святейшего я услышал вопрос от него: «ну что созрел»? Отвечаю: «созрел молитвами вашего Святейшества». Отошел с приятным осушением видя заботу и ласку в лице Патриарха.

Слово архимандрита Питирима при наречении во Епископа Сыктывкарскою и Воркутинского 18 декабря 1995 года.

   Ваше Святейшество, Святейший Отец и Владыка, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые Святители Христовы!
   Сегодня, предстоя перед Господом и вами, перед клиром нашей Православной святой Церкви, ее народом, уповаю на милость Господа.
   Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, Священный Синод Русской Православной Церкви за призвание меня к епископскому служению, в коем вижу особое промьшление Божие о моем недостоинстве. Сознавая всю ответственность предстоящего мне подвига, чувствуя недостоинство свое, молю Господа укрепить немощные силы мои и сподобить достойно окормлять вручаемую мне духовную паству.
   Еще юношей я с великой жаждой постигал Священное Писание, так часто слышимое от моей матери, ныне монахини Серафимы. Сколько помню себя, видел пред собой святые образы и внимал ее душеспасительным беседам. Некоторые из моих сверстников знали, что я верующий и подвергали меня насмешкам, что было характерно для царившего в те годы воинствующего атеизма.
   Это еще более укрепляло меня в вере и преданности Матери Церкви. В пятнадцать лег я пел в церковном хоре Свято-Успенского молитвенного дома г.Кореновска Краснодарской епархии, порой от умиления и восторга не в силах скрыть слез.
   На всю жизнь запомнился мне образ доброго архипастыря Владыки Гермогена (Орехова), посетившего наш молитвенный дом и взявшего меня своим келейником. Владыка остался для меня образцом простоты, смирения, молитвенного подвига и незлобия.
   После службы в армии Господь призвал меня к служению Церкви в священном сане я был пострижен епископом Архангельским Исидором в храме села Айкино Республики Коми.
   Иноческая жизнь на моем первом приходе окормлялась игуменом Георгием, где я с благодарностью и любовью выполнял свои первые послушания.
   К епископскому служению я призываюсь из стен древнего Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, в коем вместе с братией обители Господь судил мне возрождать монашескую жизнь в суровых условиях Республики Коми.
   Свои нужды и скорби в молитвенном уповании на помощь я поверял основателю нашего монастыря святителю Стефану Пермскому.
   Предстоя ныне перед вами, содрогаюсь от сознания своего недостоинства и духовного невежества.
   Прошу Господа простить мне вся содеянныя мною злая, и дерзаю на призыв воли Божией к архиерейскому крестоношению ответствовать: приемлю и ничтоже вопреки глаголю.
   Верю и надеюсь, что очищающая и неоскудевающая благодать Святого Духа через ваши святительские руки снизойдет на меня, освятит, очистит, даст силы к несению моего послушания. Все упование мое возлагаю на преблагословенную Владычицу Богородицу, от мироточивого образа которой, именуемого «Скоропослуш ница», в дорогом моему сердцу Скоропослушническом монастыре я всегда получал утешение в своих иноческих трудах.
   Молитву мою возношу святителям Божиим Стефану Пермскому, Герасиму, Питириму и Ионе Усть Вымским чудотворцам, покровителям земли Коми, всем святым и преподобным отцам сурового северного края нашего, да не оставят они удела своего и да вразумят и наставят меня право править слово истины в новооткрытой епархии во славу Божию, на благо святого православия.
   Вас же, Святейший Владыко и Отец, молю направлять и назирать мои первые шаги, укреплять, вразумлять, исправлять меня на многотрудном пути архипастырского служения.
   В преданности воле Божией, Церкви Христовой и в Вашем лице ее Предстоятелю, вступая на сей крестный путь, прощу не оставлять меня, Ваше Святейшество и все богомудрые архипастыри, своими молитвами, да укрепит Пастыреначальник Христос меня Своею Благодатью и человеколюбием и сподобит причастия Духа Святого в епископской хиротонии.
   На следующий день мне было благословлено стоять при встрече Святейшего к Божественной литургии в архимандритской мантии. Находиться непосредственно за архиереями. Я должен был так же следовать за Святейшим и прилаживаться после него к святым иконам и мощам Святителя Алексея. Как это было трогательно казалось и свечи все трепетали в храме. После Патриаршего облачения на кафедре. Меня вывели из Святого Алтаря в белых ризах. Патриарший архидиакон возгласил, «Приводится боголюбезнейший, избранный, нареченный, честный архимандрит Питирим, хиротонисатися во епископа Богоспасаемого города Сыктывкара». Святейший спросил меня: «чесо ради пришел еси»? Я ответил: «хиротонии архиерейския благодати». Патриарх спрашивает: «како веруюши»? Я прочел Символ Веры. Так повторялось трижды причем в третий раз я полностью был поставлен на архиерейский орлец. Символ Веры читал в трех Соборных интерпретациях. От волнения по словам очевидцев я был бледен. Окончив чтение, подошел на благословение к Святейшему, затем к 9 ти архиереям. Один из которых спросил тихо: «сколько тебе лет?», я ответил: «34». На душе стало легче от этой неофициальности и я вошел в состояние умиления и радости о Господе. Так иногда одна фраза может сбить напряжение, привести в хорошее настроение. Продолжилось служение меня поставили перед амвоном. Вышел Святейший произнес, «призри с небесе Боже и виждь и посети виноград сей и утверди и, его же насади дисница Твоя». Во время его благословения на три стороны дикирием и трикирием я поясно поклонился. Хор пел «Агиос…». Меня завели в Алтарь царскими вратами, где я положил земной поклон стал на колени перед Святым Престолом. Руки мои лежали на престоле а на них моя склоненная голова. Патриарх возложил на меня свои Святительские руки а архиереи присоединились в руковозложении держа раскрытое Евангелие над моей головой. Я усиленно молился о своем недостоинстве. О всех прихожанах и духовных чадах. Зная, что теперь надо больше уделять внимание молитве, чтению духовной литературы и проповеди. Неусыпно пасти не только мирян но и духовенство. Я чувствовал огромную благодатную силу Божию проникающую во все мои духовные и телесные частички организма. Вдруг неожиданно для себя увидел капельки крови и стал молиться о благополучии в будущем не зная, что в это время в моей новой епархии пролилась мученическая кровь рабы Божьей Агафии. Будучи казначеем
Усть-Куломского храма она вела высокую подвижническую жизнь, хотя была весьма пожилая. Только церковь и дом ежедневная была ее забота. Ходила безропотно к начальству по церковным делам. Священника не было и я с Ульяновского монастыря окормлял их приход. Её заслугой было возвращение к жизни храма так долго стоявшего в мерзости и запущении. И вот в день моей хиротонии ее убил один пьяница, забравшись в дом и требуя деньги, которых у нее практически не было, так как приход был нищий и все уходило на ремонт. Царство небесное рабе Господней и слава Господу, что с первых мгновений он стал помогать мне быть в ведении положения в моей любимой епархии. После положенных молитв Святейший благословил мне архиерейский омофор, с которым я прошел под благословение и к другим архиереям Божиим прося и их молитв. Духовенство пело по обычаю аксиос (достоин). Иподиаконы помогли одеть на меня архиерейский омофор. Хор вторил аксиос при котором я удостоился наперсного креста и панагии, митры. Их также от Святейшего до 10-го архиерея обносил на благословение. Все с любовью поздравляли меня. И мы целовали друг друга в плечи по обычаю. Продолжилось служение, пелось трисвятое. В правом пределе Алтаря за хиротонией наблюдали: глава республики Коми Ю.А.Спиридонов, В.И. Коробов, А. Буркин. На запричастном стихе Святейший, благословил меня на ношение архиерейской мантии. По окончании Божественной Литургии Он, стоя на кафедре произнес обращенное ко мне назидательное слово.

Речь Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Алексия II
во время хиротонии епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима

19 декабря 1995 года.
  
   Преосвященный епископ Питирим, возлюбленный о Господе брат и сослужитель!
   В нынешний знаменательный для тебя день благодатью Всесвятого Духа совершилось над тобой священное тайнодействие, сообщившее тебе новые силы на несение доселе неведомого тебе архипастырского подвига.
   Всемогущий Бог, Промыслитель и Спаситель мира, призвал тебя к трудному и ответственному высшему служению Церкви Христовой.
   «С возложением рук» (1 Тим.4,14) наших ты получил дарование, которое «мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор.4,7), и посему со страхом храни и возгревай сей дар Божией (2 Тим. 1,6).
   Чем ценнее дар, тем больше требуется внимания и осторожности, чтобы сохранить его целым и непричастным какой либо скверне. Возгревай в себе этот дар Святого Духа молитвой, постоянным духовным бодрствованием, ревностию о Господе, терпением в трудностях, чистотою мысли, желаний и действий. Благодатным примером, укрепляющим тебя, да послужат святые апостолы и богоносные святители, которые, возгревая дарование, «приносили плод» (И н. 15,16).
   Ты вступаешь на стезю апостольскую, а потому по чину церковному мы обращаем к тебе напутствие, после чего ты и сам будешь шествовать не как поучаемый, но как поучающий.
   Внезапно пал жребий архиерейского служения на тебя. Господь, как некогда к пророку Амосу, обратил к тебе глас Свой: «Иди, пророчествуй к народу Моему.» (Ам. 7,15). И вот ты сподобился восприять епископскую благодать. Ты стал руководителем паствы не только в пределах одного монастыря, но обширной епархии на Крайнем Севере, входящей в Полноту нашей Поместной Церкви.
   Основой твоей деятельности да будет, прежде всего, работа над самим собой, чтобы она помогала тебе стать светочем и провозвестником переданного Церкви Христова учения.
   Твердо храни священные каноны, как клятвенно обещал ты перед лицом всей Церкви. Составленные святыми отцами, они определяют строй всей жизни церковной и правило общее пастырям и пасомым. Применять их ты должен мудро, с большой осмотрительностью и проницательностью. В пределах твоей епархии ты, подобно апостолам, должен проповедовать Евангелие Царства Божия. И если ты не будешь возвещать истину Божественного Откровения людям, то не исполнишь своего долга. Апостол Павел говорит: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (I Кор. 9,16).
   Всякое твое слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6,6 8).
   Не ищи личных благ, человеческих удобств и земной славы. Отдай всего себя на служение Богу.
   Первым ты должен быть не в чести, а в исполнении Божественных законов, первым в молитвенном стоянии за паству, первым в непримиримости ко всем проявлениям зла, несправедливости, насилия, любым нарушениям общественных прав нашего земного бытия.
   На тебе лежит долг смотрения над пастырями, чтобы они совершали дело церковное со страхом Божиим и благоговением, чтобы ничто в жизни их не послужило бы соблазном и камнем преткновения для пасомых. В определенных случаях руководствуйся не только любовию, но и строгостью, как поучал апостол Павел своего ученика Тимофея: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5,2). Увещевая, не забывай о милосердии к людям, умей снисходить к человеческим немощам и понимать их. Помни об ответе, который предстоит дать нам Суду Божию за вверенную нам паству, которую Господь «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20,28).
   Тебе, возлюбленный собрат, Промысл Божий указует служение в Республике Коми. История этого сурового Северного края украшена именами многих святителей, преподобных и собора новомучеников Российских, которые вписаны в Книгу вечной жизни Пастыреначальником Господом Иисусом Христом.
   Отныне благодатные молитвы святителей Стефана Пермского, Герасима, Питирима и Ионы, Усть-Вымских чудотворцев, будут с тобой. Мы верим, что эти святители будут тебе надежными помощниками в предстоящем подвиге церковном.
   Подражай в своих трудах подвижнику веры и благочестия, миссионеру и просветителю Святителю Стефану, епископу Великопермскому, который, по словам Епифания Премудрого, «аки семенем, учением книжным засеял бразды сердечные» жителей древней земли Коми.
   Святитель Стефан Пермский немало потрудился ради просвещения Зырянского края, светом Христова учения стараясь, по апостолу Павлу, «благовествовать не там, где уже было известно Имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15,20).
   За годы подвижнического служения в Перми Вычегодской он создал письменность, перевел на родной язык народов Коми слово Божие, богослужебные книги, он положил начало христианской культуре целого народа.
   Знаменательным считаю, что образование самостоятельной епархии в этом крае и назначение тебя туда епископом совершается накануне юбилейного года 600-летия со дня преставления равного апостолам по своим миссионерским трудам святителя Стефана, епископа Пермского.
   Считаю необходимым отметить желание руководства Республики Коми открыть православную епархию в пределах республики, что отвечает и нашей задаче приблизить архипастыря к клиру и пастве и нашей общей заботе о нравственном и духовном становлении общества. И я рад, что сегодня на твоей епископской хиротонии присутствует президент со своими сподвижниками, которые руководят Республикой Коми в это непростое, переживаемое нами время.
   Надеюсь, что Господь сподобит меня в будущем году разделить радость этого духовного торжества 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского с клиром и верующими новой епархии нашей Церкви.
   День твоей хиротонии совпал с днем празднования памяти Святителя и Чудотворца Николая. Это является свидетельством того, что и Святитель Николай на пути твоего архипастырского делания также будет твоим покровителем пред Богом, невидимо посылая тебе силы, способствующие твоим трудам по возгреванию и несению полученного дарования, которое архипастыри проносят через свою жизнь, в усердии не ослабевая, духом пламенея (Рим. 12,11).
   За время пастырского служения в Республике Коми ты приобрел достаточный опыт, тебе хорошо знакомы условия жизни, быт людей, трудности и проблемы Северного края. Возглавляя Троице-Стефано-Ульяновскую обитель, ты приобрел опыт воссоздания того, что было порушено и разорено и сумел сплотить братию на восстановление разоренного и сеять в души и сердца паломников обители разумное и вечное. Тебя знают и духовенство, и монашествующие, и верующие епархии, и это вселяет в нас уверенность, что служение твое будет плодотворным.
   Ты облечен во все одежды архиерейства, тебе усвоен титул епископа Сыктывкарского и Воркутинского. Не ищи облегчения своего жизненного креста. Не озирайся вспять. На этой кафедре Господь дарует тебе все потребное для жизни праведной, честной, спасительной.
   А сейчас мы приветствуем тебя, нашего нового собрата, и вместе с тобой молимся, чтобы служение твое было угодно Богу.
   Прими этот жезл как знамение архипастырской власти, символ силы и крепости для тебя, защиты и помощи для вверенных тебе чад Божиих.
   Взойди на возвышение это и осени первым твоим святительским благословением Сыктывкар, все рады и веси епархии твоей и народ Божий, принявший молитвенное участие в твоем освящении.
   Я взял свой архиерейский жезл и в первые в жизни благословил народ на четыре стороны. Затем благословлял народ теснившийся к кафедре. Знакомые игумении Марии передали мне цветы несколько букетов. На душе было светло и радостно. Появились новые силы на служение. В Алтаре мы сфотографировались со Святейшим и епископами. Еще раз меня поздравляли иереи и брали благословение. Особенно видно было как радовались дорогие моему сердцу Сыктывкарцы и жители Республики приехавшие со мною.

 

1   2   3   4   5   6   7   8

вернуться