СТАТЬИ 2002 г.


© "Печорское время", среда, 10 апреля 2002 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.

 
 
Московский кубок Анатолия Иконникова
Послесловие к концерту
 
 

Инструментальный дуэт А. Иконников - И.Сафронов.
Фото Игоря Дементьева, 2004
 

   Недавно возвратился с очередных московских гастролей аккордеонист-виртуоз, заслуженный работник культуры России Анатолий Иконников. В Москву он был приглашен научно-просветительским, лекционно-концертным отделом Государственного музея Русской гармоники Альфреда Мирека при Комитете по культуре Правительства Москвы, который продолжает проводить авторские концерты выдающихся музыкантов-аккордеонистов России. В программе сезона 2001/2002 годов значится и концерт печорского маэстро, прославившего Республику Коми своим блестящим выступлением в прошлом году.
   Оценить исполнительское мастерство лучших российских аккордеонистов в концертный зал единственного в мире такого рода музея собираются преподаватели высших и средних музыкальных заведений со своими студентами и просто почитатели волшебных звуков аккордеона, этого удивительно созвучного самым светлым сторонам человеческой души музыкального инструмента. До Анатолия Иконникова в этом зале уже успели выступить такие виртуозы-аккордеонисты эстрадно-джазового плана, как В. Арафаилов, С. Цыганов, В. Заходяев и др. Кстати, Валерий Арафаилов в данное время является русским музыкантом джазового направления, звездой первой величины в мировом масштабе. Он стал непревзойденным по технике исполнения и оригинальности концертных аранжировок, особенно популярных русских мелодий. Валерий Арафаилов первый осуществил давнюю мечту многих аккордеонистов: сделал аккордеон солирующим инструментом в составе симфонического оркестра. И то, что он считает А. Иконникова своим другом, человеком, которому по плечу исполнение его концертных обработок пьес для аккордеона, делает честь нашему земляку.
   Московская серия выступлений выдающихся аккордеонистов проходит под девизом: «Аккордеон - душа эстрады». Определение очень точное, так как, несмотря на поп-рок-продукцию, дешевую мишуру различных шоу, заполонивших нынче радио и телевидение, музыка баяна-аккордеона продолжает волновать сердца людей, трогает их души. К тому же она позволяет им очиститься от невозможных для восприятия нормальным человеком электронных децибелл или шаманских воплей под микрофон.
   Присутствовавшие на мартовских концертах А. Иконникова (а их было два) известнейшие музыканты были приятно удивлены тем, как органично слилось со звучанием аккордеона бархатное сопровождение скрипичного контрабаса. А сам контрабасист, Игорь Софронов, остающийся верным своему руководителю более 17 лет, удостоился самой высшей похвалы маститых московских музыкантов. Причем мало кто из них верил, что наш Игорь освоил игру на этом благородном, но очень сложном для исполнения инструменте самостоятельно. Зато такой необычный по составу инструментальный ансамбль, созданный Анатолием Иконниковым в качестве эксперимента, вызвал со стороны московской джазовой элиты самую восторженную реакцию. Почти все 16 концертных номеров, исполненных уникальным дуэтом, прошли под крики «бис» и «браво», а надо иметь в виду, что в зале сидели и толпились в проходах между рядами далеко не новички эстрадно-джазовой музыки. Сказалось здесь и то, что некоторые аккордеонисты, выступавшие на этой сцене до Анатолия Иконникова, солировали с фонограммой-минусовкой (то есть в сопровождении ритм-группы, записанной на фонограмму), что всегда значительно легче игры «вживую», как это было у печорских музыкантов.
   После очередного исполнительского триумфа президент ассоциации аккордеонистов-баянистов России, доктор искусствоведения, профессор А. Мирек торжественно вручил Анатолию Иконникову памятный кубок с гравировкой, где говорится о том, что этой награды удостаивается выдающийся музыкант-виртуоз России за высокое исполнительское мастерство, а также серию сольных концертов не только в самой Москве, но и других городах страны. А еще устроители авторских Концертов «Аккордеон — душа эстрады» обратили внимание на то, что в зале на этот раз на концертах печорского маэстро присутствовали более одной трети тех слушателей, которые побывали на встрече с ним в прошлом году. В наше время именно такой факт следует считать высшей наградой любому артисту. К этому надо еще добавить, что на московских концертах Анатолия Иконникова всегда присутствуют поклонники его искусства из других городов страны и даже любители аккордеона из посольств Польши и Германии. А чтобы попасть на эти концерты, о билетах нужно было позаботиться за два месяца вперед. С даты награждения московским кубком печорского музыканта (можно считать, что это кубок Правительства Москвы), теперь, видимо, начнется традиция вручения такой награды и другим выдающимся аккордеонистам-виртуозам России, не исключено также, что и зарубежья. Печорские поклонники Анатолия Иконникова, конечно же, испытывают законную гордость, что их земляк был первым награжден таким почетным кубком.
   Недавно народная артистка СССР, профессор института им. Гнесиных Нина Мешко писала в одной из газет: «Как же надо не иметь никакой государственной мудрости, ничего не понимать в истории, чтобы так глупо, бессмысленно и бездарно поступать по отношению к культуре своего народа, зачеркивать и охаивать ее достижения». В этой связи нужно заметить, что именно такие народные самородки, как Анатолий Иконников, своим искусством и препятствуют подобному зачеркиванию и охаиванию национальной культуры. В последнее время многим уже стало ясно, что надо использовать любую возможность, чтобы содействовать возрождению нашей народной культуры, пропаганде музыки, воспитывающей духовность и чувство патриотизма. Печорский музыкант уже много лет как именно это и делает. Делает талантливо и неустанно, помогая людям в жизни своей животворящей музыкой.

Юрий Соловьёв.

 

вернуться