СТАТЬИ 2004 г.


© "Печорское время", суббота, 25 декабря 2004 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.

 

Год юбилея подходит к концу
Интервью с главой МО Печора  А.И. Лобастовым

 

 

   Пора подводить итог года уходящего. На вопрос, каким он был в целом для Печоры, глава МО А.И. Лобастов ответил: 2004-й — это год 55-летнего юбилея города, что уже о многом говорит. А вот являлся ли он легким или тяжелым, не скрою: он был гораздо легче с точки зрения социально-экономической ситуации, чем 1999-й и 2000-й», В этом интервью глава рассказал о том, что сделано и каковы перспективы у МО на 2005-й и последующие годы.
   

    — Анатолий Иванович, согласитесь, что обычно по наполнению городской казны судят о ситуации в конкретной административно-территориальной единице. Каковы промежуточные результаты исполнения бюджета текущего года?
   — На 1 декабря бюджет исполнен на 119 процентов к тому показателю, который утвердило нам правительство. Но еще напряженнее цифры, принятые на заседании Совета МО 26 февраля 2004 года. Планка сбора собственных доходов повышалась на 251 млн. рублей. С учетом двух поправок в сторону увеличения бюджет исполнен на 99 процентов. У меня есть уверенность в том, что по итогам уходящего года бюджет, утвержденный Советом города, будет выполнен. Залог тому — совместная работа администрации МО, руководителей предприятий, которые добросовестно платили налоги, таких, как ГРЭС, «Печоранефтегаз», «Лукойл-Коми», «Севергазпром», и многих других.
   — Благодаря чему бюджет пополнялся?
   — Этому способствует тот факт, что темпы производства, набранные в переломном 2000 году, в каждый новый период прирастают. В текущем году объем производства выше прошлогоднего на 10 процентов. И, уверен, такая тенденция сохранится в 2005 году. Что дает эту уверенность? Планы. Так в 2005 году все нефтяные компании планируют увеличить добычу нефти (в среднем на 10-15 процентов). Из года в год отмечается увеличение выработки электроэнергии (в настоящее время рост составил 5,1 процента). Интенсивнее заработала лесозаготовительная отрасль. ООО «Северлес» планирует произвести 120 тыс. кубометров деловой древесины, а в будущем этот показатель составит 300-400 тыс. кубометров. Говоря о работе этого предприятия, нельзя переоценить тот факт, что оно целенаправленно обновляет свою материально-техническую базу. Получено 2 новых финских лесозаготовительных комплекса, обучены кадры, именно местные. В Каджером прибыла новая самосвальная и лесовозная техника. Обновление будет продолжаться. Хочу отметить и вклад ООО «Деко» в рост темпов производства. Это предприятие в 2 раза увеличило производство мебели. Его продукция конкурентоспособная, и заказы на нее поступают из столицы республики. Существует очередь среди заказчиков, которые согласны ждать и три месяца, чтобы заполучить мебель «Деко». И неудивительно, что мощности ООО полностью использованы. Предприятие закупило еще 2 импортных станка.
   — Что все-таки еще пробуксовывает? Какая отрасль — самое слабое звено?
   — Не удалось единственное: поправить дела в сельском хозяйстве. Я не вижу перспективы в работе предприятий отрасли. Она просматривается в другом, и по данному пути мы уже идем. Это сбор молока и мяса от населения, чем занимается ОАО «Мясокомбинат «Печорский». Его руководители А.Е. Душак и В.С. Носов открыли такой пункт в Кедровом Шоре, вот-вот начнет работать эта сеть в Конецборе, Медвежской, Бызовой. В будущем сбор сельхозпродукции наладим в Соколове, Песчанке, в деревнях Родионово, Уляшово. Мы настраиваем и глав на местах на то, чтобы больше производить продукции в частном секторе, для чего следует увеличить предоставление земель для сенозаготовок, для выращивания овощей.
   Это направление — настоятельная необходимость, потому что существование муниципальных предприятии сельскохозяйственной отрасли в условиях Крайнего Севера требует больших госдотаций. Без них дела поправить практически невозможно.
   — Анатолий Иванович, как работала наша «бытовка»? Помнится, в прошлые годы было много нареканий, особенно от селян и жителей поселков, на то, что в глубинке бытовые услуги практически не предоставляются.
— Отмечается рост предоставления услуг: пошив, ремонт и т.д. Третий год осуществляется такая работа, как выезд бригад бытовиков в район. Правительство РК пошло навстречу и передало нам автобус для выполнения заказов на селе, согласно заявкам глав администраций. В перспективе к такой работе надо привлекать 2 — 3 машины, чтобы не создавать в каждом селе Дома быта.
   — Почти каждая избирательная кампания, когда осуществлялись встречи кандидатов с жителями глубинки, отмечала надежды избирателей на организацию торговли на селе. Особенно это обострилось с распадом кооперативной торговли. Что мы имеем сейчас?
   — Мне трудно назвать населенные пункты в районе, где бы не работало по 2-3 торговые точки. Чем больше их, тем разнообразнее выбор, есть конкуренция, что не позволяет слишком завышать цены.
   — Анатолий Иванович, а в целом какова ваша оценка работы города в юбилейном для него году?
   — Итоги я оцениваю как положительные, да и в целом социально-экономическая ситуация в течение года была уравновешенной. Это отмечаю не только я. 20 декабря проводилось селекторное совещание с участием заместителя Главы РК, министра Архстроя И.А. Поздеева. В его словах прозвучало, что нет претензий к Печоре по подготовке к отопительному сезону. Город увеличил сбор средств по квартплате. Было высказано одобрение того, что Печора, несмотря на трудности, строится. Так, в текущем году будет введено 10 тыс. квадратных метров жилья. Часть квартир отдана бюджетникам, часть — под снос, часть — очередникам и участникам войны. Я просил на селекторном совещании помочь городу деньгами для расчетов с энергетиками (долг — 25 млн. рублей) либо реструктурировать задолженность на полгода. Второе мое предложение — увеличить капитальные ассигнования для сноса ветхого жилья за счет средств РФ. Республике выделяется 96 млн. рублей, для Печоры для Печоры из этой суммы предусмотрено 8 млн., но мы способны освоить и 20 млн., и 40 млн. рублей. Тем более такой задел есть: по ул. Речной заканчиваем 30-квартирный дом, объект «с бородой» по Печорскому, 114, надо вводить 100-квартирный в Кожве, 43-квартирный в Луговом. Есть возможность в следующем году сдать не менее 13-15 тыс. квадратных метров жилья.
   МО остро необходимы дополнительные ассигнования на строительство жилья на селе. В 2004 году мы выделили для пяти семей 42 тыс. рублей и по 100 кубометров древесины бесплатно — это хорошее подспорье для индивидуальных застройщиков. Мое убеждение — нужно продолжать эту работу, и здесь должна проявиться активная позиция глав администраций на местах. Перспективные села должны развиваться, это залог их жизни на многие-многие годы вперед. Мы попросили у правительства РК увеличить ассигнования для индивидуальных застройщиков на селе до 1 млн. рублей. Средства идут частично из федерального и республиканского источников.
   Особо хотелось остановиться на жилищной проблеме молодых семей. В Печоре есть две программы для них — «Жилье: «Молодая семья» и строительство за счет субсидий, предоставляемых регионом. Шесть семей уже получили субсидии по 130 тыс. рублей для приобретения жилья на вторичном рынке. С введением нового Жилищного кодекса резко сокращается возможность бесплатного получения квартир. Очередники должны учесть это обстоятельство, более активно участвуя в существующих программах, в долевом строительстве, ипотечном кредитовании.
    Обращаю внимание горожан на то, что программа переселения в Среднюю полосу в целом по России сокращается. Она коснется только бесперспективных городов. Печора признана перспективным городом, где создана соответствующая инфраструктура, куда направляются инвестиции по развитию таких отраслей, как газовая, алюминиевая, и другие.
   — Похоже, названные вами проекты — реальность?
   — В этом нет сомнений. Через Печору пройдут 4 нитки (а в перспективе 6) газопровода Ямал-Ухта-Торжок (у нас они захватывают 240 километров). На нашей территории в Чикшино, Каджероме появятся две мощные компрессорные станции, где на каждой будут работать по 285 человек. В этой связи продолжится строительство автотрасс круглогодичного действия. В Минпроме есть наши предложения по газовому проекту. В декабре я принимал участие в его презентации. Впечатляют размеры инвестиций. Первоначально в реализацию проекта будет вложено 12 млрд. долларов. Это один из крупнейших проектов не только в России, но и в Европе.
     Второе направление развития МО — это магистральные нефтепроводы. 1 млрд. 300 млн. рублей будет вложено в строительство НПС, которое намечено на пересечении нефтепровода Усинск-Ухта с дорогой на Кедровый Шор (20-й километр). Здесь также планируется создать дополнительные рабочие места. Но будущее Печоры по большому счету мы связываем с реализацией алюминиевого проекта.
    — Развитие экономики города невозможно себе представить без большого жилищного строительства. Есть виды на жилые дома, о которых вы еще не упоминали?
     — Нами готовится проектно-сметная документация по реконструкции общежития, что на Социалистической, 59. Одна его половина функционирует как дом квартирного типа. То же произойдет и с другой. Городу нужны 1- и 2-комнатные квартиры по типу социального жилья. В таком жилье нуждаются жители бараков, одинокие, престарелые, которые не в состоянии оплачивать излишнюю жилплощадь в 2-3-4-комнатных квартирах. Социальное жилье потребуется и для злостных неплательщиков. В 2005 году предстоит разработать проектно-сметную документацию 117-квартирного дома на улице Советской. Центр тяжести нового строительства будет перенесен в железнодорожную часть города, где есть избытки тепла. В речной на ближайшие 2-4 года новостройки не планируются.
    — В этой связи вопрос: в какой стадии находится реализация проекта по переброске тепла от ГРЭС в речную часть?
    — Мы работаем в этом направлении. Посмотрим, как проявит себя в этот отопительный сезон Печорская тепловая компания, которой для эксперимента передана на обслуживание котельная аэропорта. При визите Главы РК в Печору 15 декабря у меня состоялся разговор с Владимиром. Александровичем о том, чтобы республика выступила гарантом финансирования этого проекта Цена вопроса — 500-600 млн. рублей. Думаю, он реален, и надо лишь приложить усилия.
  — Печора тогда станет полнокровным городом, когда здесь будут функционировать все три вида транспорта. Похоже, авиационный стоит на грани выживания?
   — Не могу понять, почему горожане проигнорировали усилия банка «Таврический», «Коми-авиатранс» и администрации МО по возрождению авиарейсов Сыктывкар-Печора-Сыктывкар. Цены были приемлемые, но... Мы прорабатывали другой вариант — совмещенный рейс Сыктывкар-Печора-Усинск и обратно — тоже не получилось: не нашли поддержки в рейсе Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск. Чтобы сохранить взлетно-посадочную полосу нашего аэропорта и коллектив правительство пошло навстречу в варианте Сыктывкар-Печора-Воркута. Рейсы этого самолета «привязаны» к московским авиарейсам. Не исключено, что с апреля возобновится прямой рейс Сыктывкар-Печора.
    — Анатолий Иванович, что пожелаете печорцам накануне Нового, 2005-го, года?
    — Хоть год уходящий високосный, а принятие закона № 122, отменяющего натуральные льготы, и напрягает ситуацию, уверен: мы и это переживем. У российского бюджета, который выполняется с огромным профицитом, есть возможности помочь льготникам, что снимет недовольство людей. Надеюсь, правительство РФ устранит свои недоработки. Я всегда желаю людям добра, здоровья, уверенности в завтрашнем днем. Больше улыбок. По-доброму относитесь к окружающим: близким, родным, соседям — ко всем жителям нашей славной Печоры и всего муниципального образования.

Беседовала Раиса Глущенко.

 

вернуться