СТАТЬИ 2004 г.


© "Печорское время", пятница, 28 мая 2004 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.
 
 
Когда оживает история
 
 

 

В реальности

 

На фризе

     © Фриз - фото Татьяны Плосковой, 2004.
Реставрация архивной фотографии, фото школы - Игорь Дементьев, 2003 г.

 

    О том, что в 40-е годы в здании средней школы №49 располагалось управление Печорлага, многим стало известно из программы «Взгляд», показанной в 1989 году по Центральному телевидению, где прозвучало интервью с директором школы О.В.Воструховым, народным депутатом СССР.


    К 50-летию города Печоры на фасаде здания была установлена памятная доска, свидетельствовавшая о том, что здесь в 1947-1957 годах находилось управление Печорлага, руками заключенных строившего железную дорогу и сам город. К сожалению, памятная доска висела недолго: она исчезла стараниями сборщиков цветного металла.
      Хотя здание с самого начала было построено как школьное, от прежних хозяев остался уникальный фриз, некогда украшавший кабинет
начальника Печорлага, да еще несгораемый сейф, который не вынесли отсюда по причине его неподъемности.
     Многократные ремонтные работы почти полностью скрыли под слоями побелки рельеф фриза, выполненного в технике гипсового литья с изображением сцен строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Директор школы Ирина Сергеевна Зыкова, понимая историческую ценность композиции и давно мечтая восстановить ее в первозданном виде, нашла поддержку в лице своего заместителя по административно-хозяйственной части Олега Федоровича Тычины. Коренной печорец, он учился в этой школе, поэтому и взял на себя добровольную миссию по восстановлению фриза. Далеко не каждый догадывается, какой это сложный, кропотливый и вредный для здоровья труд. Работы приходилось выполнять под потолком, слой за слоем снимая набелы так, чтобы не повредить основу. По рельефным линиям проходил специальным резцом собственного изготовления, Но вот снят и последний темно-голубой слой. Обозначились объемы, и зазвучало, заговорило изображение, вызволенное из плена умелыми руками.

      Отдельные фрагменты рельефа — это сцены строительства железной дороги на самом сложном северном участке Кожва — Воркута. Большая часть работ проходила по тундре, поэтому в начале фриза — типичный тундровый пейзаж: редколесье, чум и олени. А вот уже геологи, топографы, появившиеся в пустынных местах на деревянных самодельных лодках, следом — геодезисты с теодолитами. О лесозаготовках на строительстве дороги повествуют сцены с изображением валки леса лучковой пилой и сплава плотами. Далее — прокладка автолежневой дороги вдоль будущей магистрали, тачечные работы в карьере, одни из самых тяжелых, которые приводили к массовой гибели строителей — заключенных ГУЛАГа. Железнодорожная трасса на первых участках строительства и появление единичной техники — экскаваторов, самосвалов — вот тема следующих изображений. Возведение мостов — это особая статья, которую автор не обошел вниманием: представил и грандиозный Печорский мост, и маленький «Чертик-мостик» рядом с нынешней автомобильной эстакадой между частями города, через речушку, где любила купаться печорская ребятня и где даже ловилась рыбка. Закладка первых кирпичных домов, строительство воркутинских шахт и эшелоны с надписью «Уголь — Ленинграду!» — так развивается тема далее. Эти последние сцены подчеркивают основное назначение магистрали, построенной с целью доставки угля и леса для нужд воюющей страны. И завершается рельефное изображение победным маршем 1945 года — развевающиеся знамена с профилем Сталина и надписью «Мы победили!»
      Остается открытым важный вопрос: кто автор этой работы, запечатлевший для истории этапы грандиозного строительства XX века на Европейском Севере России, стоившего жизни тысяч и тысяч людей? Возможно, это плод труда коллектива авторов. Поводом для такого предположения служит отсутствие единого почерка исполнения. О строительстве самого здания школы, также изображенного на одном из фрагментов фриза, вспоминает участник событий, ныне проживающий в г.Киеве, репрессированный В.З.Сидерский: «Работы велись Стройконторой, являющейся подразделением Печорлага, и были начаты летом 1946 года. Руководил работами прораб Константин Картухов, квалифицированный инженер, интеллигент с большой буквы. Здание в титуле строительства значилось как «Кирпичная школа №1». Из техники мы использовали бетономешалку, ленточные транспортеры, электросварочный аппарат и насосы для водоотлива (грунты почти по всей площадке строительства города были с плывуном}. В остальном применялся ручной труд. Электромонтажные и сантехремонтные операции выполнялись ЭМЧ (электромеханической частью), где я был старшим техником-нормировщиком под началом Николая Николаевича Потапова. По завершении стройки пришло сообщение, что управление Печорлага перебазируется из п.Абезь в п.Печору и будет находиться в этом здании и в нескольких двухэтажных жилых домах рядом».
      Сейчас в бывшем кабинете начальника Печорлага располагается кабинет информатики, в будущем планируется разместить здесь школьный музей. Но уже сегодня организуются внутришкольные экскурсии. Что касается посещения учащимися других школ и учебных заведений, то ребята группы «Поиск» Печорского лицея № 23 (руководитель Л.М.Еделькина) опередили всех своей любознательностью: обследовали, сфотографировали композицию и принялись за исторический реферат.
      Значение работы, проделанной администрацией СОШ № 49, не измерить обыденными мерками, и все же «не все в порядке в датском королевстве», если такие вещи делаются на одном только энтузиазме людей совестливых, с развитым чувством ответственности перед сегодняшним и завтрашним днем.
 

Татьяна Афанасьева,
сотрудник Печорского историка-краеведческого музея, член общества «Мемориал».

 

вернуться