СТАТЬИ 2004 г.


© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 18 марта 2004 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.
 

Памятник М.Горькому в Печоре
- работа Веры Мухиной

 

    Очень часто в суете мирской мы не замечаем, что среди нас живут интересные люди, происходят события, лишь на первый взгляд малозначительные. Проявляется это и в отношении к нашему городу, казалось бы, не несущему ничего замечательного и практически не имеющему своей истории. Может быть, это связано с серостью и унылостью нашего бытия. Но порой сквозь него возьмет, да и проглянет нечто экстраординарное.
 

   НА ПЛОЩАДИ ВОЗДВИГНУТ МОНУМЕНТ...

    В очередной раз в этом пришлось убедиться, когда один мой знакомый рассказал: в детстве он слышал историю о том, что памятник Максиму Горькому, установленный около кинотеатра в железнодорожной части, ни больше ни меньше как работа самой Веры Мухиной.
    Сделаем небольшой экскурс в историю для тех, кто не слышал имени этого великого скульптора советской эпохи. Те же, кто не знает Максима Горького (попадаются и такие), могут сразу перейти ко второй части этой статьи.
    Самым значительным произведением Веры Игнатьевны принято считать скульптурную группу «Рабочий и колхозница», ставшую символом нашей страны в период строительства коммунизма. Она была не только отождествлением происходящих в молодой республике событий и изменений в ее культурной жизни, но, учитывая господствующую теорию превосходства рабочего класса, еще и политическим событием. Безусловно, ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами того времени, как фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна и роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

 

   Интересна история его установки на здании советского павильона Всемирной парижской выставки 1937 г. Конкуренция между идеологиями доходила до смешного. Наше и германское строящиеся здания находились на набережной Сены друг против друга, и каждая сторона стремилась сделать свое выше. По свидетельствам очевидцев, немцы долго выжидали, когда советский павильон будет достроен ввысь, а затем над своим соорудили еще десятиметровую башню, «посадив» на нее фашистского орла. Уже после этого советские строители водрузили на крышу мухинскую парную статую высотой более 25 метров. Наша взяла! Сам Пикассо восхищался скульптурой из нержавеющей стали, «замечательно смотревшейся на фоне сиреневого парижского неба». Так советская Россия получила Гран-при, а Мухина — всемирное признание.
    Скульптурная группа, установленная на «загнивающем Западе», должна была агитировать за социализм. Однако незадолго до своей смерти автор призналась в совершенно ином смысле своего произведения: в качестве композиционного прототипа она избрала группу античных тираноубийц Гармодия и Аристогитона, намекая на бесчеловечность сталинского террора.
    После окончания выставки статуя «Рабочий и колхозница» была разобрана, перевезена в Москву и смонтирована на постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (позднее ВДНХ, ныне ВВЦ).

   Несмотря на то что Вера Игнатьевна была пять раз удостоена Сталинской премии, судьба не всегда была благосклонна к скульптору. В год смерти Максима Горького (1936) советское правительство постановило воздвигнуть ему памятники в городе, носящем его имя, и в Москве. Среди конкурсных работ в 1939 году были отобраны две: В.И. Мухиной, в которой отражался образ молодого Пешкова, «буревестника революции» (для г. Горького), и И.Д. Шадра (для г. Москвы), известного своей скульптурой «Булыжник — оружие пролетариата». Шадру, умершему в 1941 году, не удалось воплотить свой замысел. Работы, по его завещанию, были продолжены Верой Игнатьевной. Вот тут и начались коллизии.
    Говорят, «вождь всех народов» Иосиф Сталин узрел-таки в скульптуре «Рабочий и колхозница» некое сходство с чертами лица Троцкого (то ли в профиле рабочего, то ли в складках юбки колхозницы), и Мухина стала неугодной советским властям. Учитывая официальные вкусы, ей неоднократно приходилось переиначивать проекты памятников писателю. Изготовленный для города Горького в 1938 году, установлен он был только в 1952-м. А московский вариант Шадра-Мухиной — в 1951-м у Белорусского вокзала столицы. Бронзовый проект Шадра 1939 года находится сейчас в Третьяковской галерее.
    Трудно сказать, куда делись промежуточные варианты памятника молодому писателю для города на Оке, а вот то, что один из его «постаревших» образов установлен в Печоре, можно утверждать стопроцентно.

     В 1960 году не понравившийся советскому начальству экземпляр «сослали» в наш город и установили 6 сентября около кинотеатра, носящего имя пролетарского литератора и открытого двумя годами раньше. Подтверждением тому — паспорт, составленный в свое время во Всесоюзном обществе охраны памятников истории и культуры и любезно предоставленный нам сотрудниками Печорского историко-краеведческого музея, в котором написано, что автор — Мухина. К тому же есть явное сходство с его московским «коллегой». Отличаются лишь некоторые детали, трансформация которых, видимо, происходила в ходе творческих поисков мастера и с учетом «пожеланий» совдеповских чиновников. Скульптура на Тверской, конечно же, намного выразительней

    Если печорский вариант «стоит на месте», то в этом заметно «движение вперед»: голова приподнята и «устремлена в будущее», правая рука полусогнута в локте и засунута в карман жилетки (а не пальто), и левой (со шляпой) Горький с помощью трости не просто опирается о землю, а как бы делает шаг. Высота статуй (3,5 м), материал (гранит, покрытый бронзой) — абсолютно одинаковые. В общем, образцы горьковского понимания: «Я за академическую, за идеальную и четкую форму в искусстве».
     Есть, правда, одна «заковырка», разгадать которую не удалось. Дело в том что, согласно паспорту, монумент установлен в 1960 году, об этом говорят фотографии и многочисленные очевидцы. Но на снимке первомайской демонстрации 1961 года памятника на площади нет!

Сомневаться в его подлинности не приходится: на здании кинотеатра отчетливо виден плакат с изображением Юрия Гагарина, который, как известно, совершил свой полет в 1961-м. Если кто-нибудь из читателей знает ответ на эту загадку, сообщите в редакцию «Волны». (От администрации сайта: сообщать конечно же не надо. Никакой загадки ("заковырки") нет, дело только в личной невнимательности Сергея Кондрактюка: на фотографии, памятник стоит на площади ( на фото помечен овалом) и на том же месте где и стоит ныне:))

Сергей Кондратюк.
© Фотографии Игоря Дементьева

 

вернуться