СТАТЬИ 2004 г.


© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 1 апреля 2004 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.


Стоять ли в Печоре Алёше?


Фотография Игоря Дементьева, 2004 г.
 

      В №11 (228) от 18 марта 2004 года мы рассказывали вам об интересном открытии, сделанном нашими журналистами. Оказалось, что памятник на площади перед кинотеатром им. М. Горького — работа самой Веры Мухиной, известного скульптора советской эпохи, автора композиции «Рабочий и колхозница», установленной в 1930-е годы перед зданием Выставки достижений народного хозяйства и ставшей на многие десятилетия символом нашего государства.
     «Находкой» заинтересовались и республиканские средства массовой информации, в Печору приезжала съемочная бригада КРТК.
    Кстати, внимание, проявленное к монументу, привело к появлению новых подробностей его установки. Во-первых, на фотографии 1961 года с «бесследно исчезнувшим памятником», которую мы публиковали в статье, он все же был найден. Сотрудники Печорского историко-краеведческого музея, внимательно изучив ее оригинал, обнаружили Горького, но в отличном от сегодняшнего положения месте ("Изучили" и мы стоит там же.  Когда личное восприятие действительности искаженно, то "всё не своём месте" :) Прим. админ. сайта_). Его силуэт, к тому же, сливался на снимке с темным зданием на заднем плане. Кроме того, выяснилось, что данные, записанные в паспорте памятника не совсем верны. Согласно занесенным в него сведениям, установка скульптуры состоялась 6 сентября 1960 года, но в газете «Ленинец» от 23. 06. 1960 г. все жители приглашались уже 26 июня, в День советской молодежи, на площадь у кинотеатра для торжественного открытия монумента. Следом за этим газета от 28 июня рассказывает о проведенном мероприятии. Что ж, и в документы иногда закрадываются неточности.
   К сожалению, памятником Алексею Максимовичу Горькому заинтересовались не только люди, кому дорога история нашего города. Утром 1 апреля, когда основная масса жителей уже была на работе, на площади вокруг монумента стали суетиться мужички в телогрейках. Нет, не в поисках компаньонов для распития горячительного у постамента и не за билетами на очередной сеанс в кинотеатре. Подъехавший автокран начал навевать нехорошие мысли. Они подтвердились, когда один из рабочих, вкарабкавшись на основание скульптуры, стал крепить к ней тросы (на снимке) На вопрос стоявшему поодаль руководителю этой «операции» о том, что здесь происходит, прозвучало «Есть приказ » Сделав несколько неудачных попыток приподнять многотонную махину или хотя бы оторвать от постамента, работники решили перекурить. Надеясь на большую осведомленность рабочего класса, постарались расспросить и их «Не в цветмет ли часом?» «Нет» — в один голос радостно ответили трудяги — Ты знаешь, это же работа самой Мухиной, которая граненый стакан изобрела! Говорят, ее в музей скульптора в Москве хотят определить. По чьему распоряжению, спрашиваешь, — да его знает». Сообщить же название своей «конторы», занимавшейся демонтажем, они категорически отказались. Еще несколько попыток после перекура — памятник все равно не поддавался. Вокруг уже столпилось несколько десятков зевак с теми же вопросами и советами, типа «Да хто так подымает». Изваяние великого писателя, изготовленное еще при Сталине, все равно не сдавалось — умели крепить на совесть из страха перед великим «вождем всех народов». Так и хочется сказать по-стариковски: «Сейчас уж так не делают». Промучившись еще с полчаса, кран был вынужден ретироваться. Из расходившейся толпы звучали предположения: «У этой Мухиной дочка жива, вот и решила «прибрать» реликвию», «Нет, это новые русские на дачу хотели спереть», «Да что вы, он столько лет стоит, пора и на реставрацию». Кому он понадобился — выяснить не удалось.


Ещё более сенсационное происшествие !


вернуться