СТАТЬИ 2004 г.


© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 13 мая 2004 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.

 

Мина замедленного действия



 

   Проходя по площади Победы мимо Дома культуры речников, мало кто обращает внимание на фасад здания, где вверху, над колоннами, значатся такие слова: «Клуб речников, 1961 год». Да, именно такой статус имело это ведомственное культурное учреждение. В «табели о рангах» среди подобных заведений такая ступень считается невысокой. Ниже находился, разве что, «красный уголок» рабочего общежития. Но в истории города Печоры, республики, и даже в некоторой степени России, это было уникальное заведение культуры, взрастившее сразу три коллектива художественной самодеятельности, носивших весьма высокое по прежним временам звание «народный»: театр, академический хор и ансамбль народного танца «Северянка».
      Фундамент в будущем прославившего себя ДКР был заложен в далеком 1954 году. Но потом по каким-то причинам стройка была законсервирована, и лишь после 1958 года, когда сгорело деревянное строение районного Дома культуры, над фундаментом довольно быстро стали расти кирпичные стены. Речное пароходство не могло в те времена (в отличие от нынешних) оставить своих речников без культурного досуга, тем более что у печорских железнодорожников уже был тогда прекрасный Дом культуры. Завершить строительство можно было и в более короткие сроки, если бы не дополнение к этому культурному проекту - монтаж котельной с ее оборудованием и пристройка спортзала со всеми подобающими для занятий спортом принадлежностями.

     После пожара, уничтожившего здание районного ДК, самодеятельность в речной части города осиротела, и, не дожидаясь сдачи всего здания ДКР в эксплуатацию, когда оно стояло еще без крыши, уже были начаты репетиции на первом этаже. Здесь же, в малом зале, стали демонстрировать населению города художественные фильмы, а также осуществлять постановки спектаклей драматического кружка. Завершающим строительство ДКР годом следует считать 1962-й. Ведь внутри здания было еще много работы по оформлению комнат для репетиций, библиотеки, кинобудки, а также монтажа оборудования сцены. Главную роль в этом деле сыграл ведущий специалист такого профиля в нашем городе Д.Н. Козориз. Кстати, это единственный в Печоре человек, являющийся членом Союза театральных деятелей России. Он занесен в Книгу трудовой славы РФ. К культурному предназначению ДКР было добавлено еще и спортивное, в речной части города появился отличный для того времени спортзал. В подвальном помещении здания разместилась котельная, обогревавшая не только сам очаг культуры, но и близлежащие жилые дома.
    И никто тогда не предполагал, что над белым красавцем ДКР нависла «мина замедленного действия». Такой «миной» оказалась его крыша из кровельного железа. Пока она была молодой, то надежно защищала все, что под нею находилось в любую погоду. Но с годами стала стареть, и у нее наметилась общая для всех крыш подобного рода болезнь — начало лопаться кровельное железо. Проблема в том, что крыша эта была не простая, а «речная». В советские времена у ДКР не было недостатка в начальниках (РЭБ, речной порт, баскомфлот, ЖЭК ПУРПа) и все они, конечно же, знали о «болезни», но «лечить» ее не торопились. Не зря говорят, что у семи нянек дитя без глаза (или с дырявой «крышей»).
    В дождливую погоду и в период таяния снега крыша стала протекать, небесная влага временами добиралась уже до самого подвала, в здании стали гнить не только балки перекрытия, но также доски полов и потолков. И вот, когда она окончательно поняла, что помочь в беде ей никто не желает, кровля ДКР в знак протеста против начальников-бюрократов с грохотом рухнула вместе со стропилами прямо над кабинетом последнего директора. Из него стало видно голубое небо. Случилось это весной 1985 года. Почему же она решилась на такой поступок именно в этом году? Да, скорее всего, тем самым хотела сказать, что с приходом к власти Горбачева то же самое произойдет и с огромной страной под названием СССР. После этого, как мы знаем, у нас уже ничего, кроме рынков и магазинов, строить и ремонтировать не стали. А тогда, проломив потолок кабинета директора, крыша сплющила все что, в нем находилось, в лепешку, кроме сейфа, где, по ее мнению, должна была находиться смета на ремонт.

     Интересно, что в то утро в этом кабинете должны были собраться на инструктаж перед вылетом в Сыктывкар два коллектива художественной самодеятельности ДКР — ансамбль народного танца «Северянка» и эстрадный оркестр Анатолия Иконникова. Сбор артистов был назначен на 9 часов, самолет, зарезервированный для творческой делегации, вылетал в десять, а крыша здания провалилась в 8 часов. Если бы это произошло часом позже, то, скорее всего, сейчас бы печорцы не имели возможности наслаждаться виртуозной игрой аккордеониста Анатолия Иконникова, да и этих вот строк могло бы не быть, так как я в то время работал концертмейстером прославленной «Северянки». На фестиваль артисты ДКР в тот день все же вылетели, но с приятным ощущением, что Господь Бог явно был на их стороне.
    В течение нескольких последних лет над облупленным и безглазым зданием ДКР весело сверкает на солнце оцинкованным железом, не подверженным коррозии, новая крыша. Правда, до конца ее покрыть, видимо, не хватило финансового духа. А вообще-то началу попыток отремонтировать гордость печорской культуры прежних времен, если вести отсчет с 1985 года, скоро отпраздновать своеобразный юбилей - 20 лет. И если вечный двигатель человечеству изобрести пока так и не удалось, то в деле вечного ремонта отдельно взятого здания Печора, кажется, весьма уже преуспела.

     А ведь нынешней оцинкованной крыше, возведенной, кажется, лишь для того, чтобы не видно было с воздуха находящихся под ней развалин, и невдомек, какие замечательные творческие коллективы печорской самодеятельности были в стенах этого здания несколько десятков лет назад. Первым принес нашему городу театральную славу в РК и за ее пределами Печорский народный театр, первым же и удостоенный звания «народный» в 1962 году. Его талантливому коллективу стала по силам даже постановка оперетт. Так, в конце 60-х годов прошлого столетия была осуществлена постановка оперетты Александрова «Свадьба в Малиновке», а это уже совсем другой уровень мастерства печорских актеров, чем, скажем, в обычном каком-либо спектакле. И этот уровень был по достоинству оценен в бывшей столице культуры Северо-Западной зоны России городе Ленинграде. Огромная заслуга в создании Печорского народного театра и его последующей славе принадлежит замечательному режиссеру Л.В. Агабаляну, художественному руководителю ДКР, ведущему артисту И.В. Зелику и зав. постановочной частью Д.Н. Козоризу. Это, можно сказать, те три кита, на которых наш городской театр отправился в плаванье по морю драматического искусства. Основная же его группа по своему составу долгие годы была очень стабильной.
     Назову здесь имена лишь нескольких актеров печорского театра, которые на протяжении длительного времени играли почти в каждом его спектакле (не считая участия в концертных программах). В первую очередь — это Отто Марышев, Михаил Птицын, Станислав и Галина Щукины, Валерия и Людмила Кидысюк, Юрий Поляков, Дмитрий Унгурьян, Владимир Калинин,
Олег Насупкин, Рита Гуревич, Галина Опякина, Галина Славина (ныне Михайлянц), Валентина Романенко, Леонид Безданский, Ярослав Олексюк, Наталья Горохова, Таисия Перевалова и др. Их можно было назвать «золотым составом» Печорского народного театра, людьми очень одаренными и преданными драматическому искусству.
    В 1970 году в ДКР и в самой Печоре появился второй творческий коллектив, получивший звание «народный» — академический хор, но еще в середине 60-х годов такого хора не существовало. У печорских зрителей большой популярностью пользовались два вокальных ансамбля — мужской «Фабричные ребята» и женский «Юность». В первом пели Игорь Зелик, Дмитрий Козориз, Владимир Калинин, Юрий Поляков и Михаил Круссер. Во втором участницами были певицы, выступавшие к тому же и как солистки, — Роза Бубис (Рубина), Рита Батенева (Гуревич), Наталия Зелик и некоторые другие. Руководитель этих двух ансамблей Игорь Зелик объединил их в одно целое и объявил дополнительный набор желающих заниматься хоровым пением голосистых печорцев. Очень скоро в составе хора было уже более 40 человек, и он стал называться академическим. Этому коллективу было под силу исполнение практически любых вокальных пьес — от народных песен до произведений классического характера. Печорский народный академический хор стал непременным участником почти всех проводимых в республике смотров и фестивалей в области вокального искусства и без наград большой престижности никогда с них не возвращался.

Так выглядела площадь(сквер) перед зданием ДКР в 1970 году. © Фотография  Геннадия Шубина.
Кликните по фото для просмотра полноразмерной фотографии


    И, наконец, третьим коллективом художественной самодеятельности, в 1974 году удостоенным звания «народный» был ансамбль народного танца «Северянка». Пожалуй, на то время — это самый известный, как в РК, так и в России, творческий коллектив города Печоры. Я назову здесь четверых самых талантливых балетмейстеров, трудами которых и была создана эта известность. Это Альберт Бойсов, Валерий Мильгунов, Виктор Верболаз и Евгений Маковеев. Ансамблю «Северянка» долгие годы аплодировали не только зрители Печоры, Сыктывкара, Ухты, Инты, Воркуты, но и Москвы (трижды), Архангельска, Вологды, Кирова, Ново-Вятска, Кирово-Чепецка, а также жители дальних стран. Например, в 1978 году ансамбль «Северянка» танцевал в ЦДКЖ для делегатов Всемирной конференции работников морского и речного транспорта. На нее тогда приехали представители 36 стран мира. А в 1980 году наш печорский танцевальный ансамбль был участником декады литературы и искусства Коми АССР в г. Москве и показывал свое мастерство в 1-м Государственном концертном зале под сопровождение знаменитого эстрадно-симфонического оркестра дирижера Юрия Силантьева. Затем была поездка на Кипр, где проходил фестиваль молодежи и студентов государств бассейна Средиземного моря. В нем принимали участие 16 стран, в том числе и Советский Союз. Интересно, что эту огромную страну в тот раз представляли лишь два творческих коллектива — наша печорская «Северянка» и труппа Ленинградского цирка. Была и еще одна волнующая поездка в Архангельск, где проходил отбор танцевальных коллективов Северо-Запада России и Прибалтики для поездки на фестиваль молодежи и студентов на Кубу. «Северянка» поделила с ансамблем «Вологодские кружева» третье место, но, по независящим от коллектива обстоятельствам, на Кубу поехали танцоры из Вологды. Народный ансамбль танца «Северянка» оставил самый яркий след в истории печорской хореографии. В нем нашли свое призвание много молодых печорцев, а у некоторых из них любовь к танцу осталась навсегда и даже стала жизненной профессией. До сих пор чувствуется влияние ансамбля «Северянка» на культурную жизнь нашего города. Так, бывшие его воспитанницы Светлана Мингалева, Ирина Синайская, Татьяна Гуревич, Мария Батманова, Ирина Иванова, Валентина Иванова, Изольда Ануфриева и некоторые другие — или руководили раньше, или сейчас руководят многими, в большинстве своем детскими танцевальными коллективами нашей Печоры.
   К сожалению, сейчас многим жителям города кажется, что ДКР в отремонтированном виде уже никто никогда не увидит. Память о нем как о светлом символе расцвета печорской культуры останется разве что в сердцах старожилов. Именно с этим зданием связаны самые яркие страницы их творческой молодости. И, возможно, кто так думает, окажутся правы. Дело в том, что когда строился это очаг культуры, печорцы еще назывались товарищами. Теперь же с начала 90-х годов мы все стали в одночасье господами. И время убедительно показало, что строить и даже ремонтировать какие-то там заведения для культурного отдыха народа дело вроде бы и не господское. Очень уж убыточно все это. А вот открывать все новые и новые рынки, магазины, рестораны — это совсем «другой коленкор». Потому у большинства жителей Печоры и складывается мнение, что полуразрушенное здание ДКР в конце концов снесут, а на его месте расположится очередной рынок. У нас в городе (да и по стране в целом) словосочетание «рыночная экономика» понимается почему-то чуть ли не в прямом смысле: на каждого жителя — по рынку! Ну если не по рынку, то по ларьку и магазину на каждого покупателя в скором времени будет приходиться уж точно.
     Давайте еще раз обратим внимание на надпись над колоннами здания ДКР: «Клуб речников, 1961 год». Так вот, людям, интересующимся историей родного города будет интересен такой факт: ни одно заведение культуры такого невысокого ранга не имело сразу трех творческих коллективов, ставших «народными», по крайней мере, в республике. Это сейчас такое звание абсолютно ничего не значит, а в прежние времена им не только гордились, но и каждому из коллективов от него была существенная польза. Одновременно с присвоением звания «народный» добавлялась еще одна штатная единица, например, балетмейстера-репетитора или аккомпаниатора.
   В заключение хочется сказать: теплится все же пока еще у некоторых печорцев надежда на то, что превратимся мы на время из «господ» в «товарищей» и в одно прекрасное время все же отремонтируем многострадальное здание ДКР. Если же такая надежда тщетна, то городской власти надо сказать людям об этом прямо. А пока стыдно горожанам перед гостями Печоры, когда те видят на площади Победы здание, похожее на Рейхстаг 1945 года. С начала своего рождения и до преждевременного разрушения (а это всего лишь четверть века) ДКР успели поруководить семь директоров. Вот они: В.Э. Кидысюк, В.Г. Романенко, О.М. Насупкин, В.В. Калинини, В.В. Лысенко, А.И. Иконников и К.Н. Кузьмин. Будет ли продолжен этот список или нет — покажет время.
    Здание ДКР у нас почему-то принято считать архитектурным памятником, хотя для этого нет никаких оснований. Это всего лишь типовой проект заводского клуба, и сколько их в свое время было построено в России, сказать трудно. Известно только, что точные копии печорского ДКР есть в Воркуте (называется ДКЖ), Кирове, Ярославле, в Видном Московской области. Только там, в отличие от нашего, они находятся в нормальном состоянии и прослужат еще много лет. Видимо, в этих городах с крышами было все в порядке, как на домах культуры, так и на головах местных чиновников. Сейчас ценность нашего ДКР состоит только в том, что в сердцах нескольких поколений печорцев это заведение олицетворяло собой душу города, являлось символом его молодости. Его возвращение в строй, скорее, дело морального характера, а не какой-то срочной необходимости. Все мы знаем, что культура у нас сейчас не в особом почете. Не имея же четкой конечной цели, ради которой надо вернуть в строй ДКР, опять начинать тратить впустую деньги из нашего городского бюджета вряд ли будет разумным.

Юрий Соловьев.
© Фотографии Игоря Дементьева.

 

вернуться