СТАТЬИ 2004 г.


© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 3 июня 2004 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2004 г.
 

Театр доброй неволи:
продолжится ли история?
Дому культуры железнодорожников г. Печора - 55 лет!
 

Фото Геннадия Шубина, 1970
Кликните по фото для просмотра полноразмерной фотографии

 

        Практически в каждом отделении ГУЛАГа на Коми земле был свой «крепостной» театр. Энкавэдэшное начальство не только любило похвалиться знаменитостями, сидящими за колючей проволокой по 58-й статье, но и «проявляло заботу» о заключенных, развивая самодеятельность на профессиональном уровне. Зачем они нужны были, эти театры? Согласно установке тех лет - для «поднятия культурного уровня» строителей и «спецконтингента», узников сталинских лагерей. Возникает сомнение, что палачи, сгноившие в застенках миллионы своих сограждан, могли быть так обеспокоены досугом своих рабов.

   Над лесом всполохи
   Лоскутьями флага.
   На сцене эпохи
   Актеры ГУЛАГа.
   Здесь разные стили.
   Опошлена мода.
   Святые прослыли
   Врагами народа.

   В. Микушевич, "Театр на болоте"

 

    В те годы заведение культурно-воспитательного отдела (КВО) Печорлага находилось на «501-й особой стройке» в поселке Абезь (базе Северопечорского ГУПАГа), задачей которой, практически невыполнимой, было проложить заполярную магистраль от ветки Печора-Воркута через Уральский хребет до Салехарда и дальше через вечную мерзлоту до Игарки (в 50-х годах так и недостроенную трассу, которая лежит на костях десятков тысяч заключенных, законсервировали, точнее — бросили).
    При этом КВО и был организован театр, наподобие крепостных при дворянских усадьбах, один из лучших в СССР. Настоящий — в построенном зэками прекрасном деревянном здании, напоминающем дворец, со зрительным залом на 600 мест, с просторным, полностью в зеркалах фойе. Артистов было из кого выбирать: мужской барак — 200 человек, чуть меньше в женском. Почти все — деятели искусств с именем из московских, ленинградских, одесских театров, осужденные как «изменники Родины».
      Первыми из них в годы войны были заключенные, которых привез с собой с Дальнего Востока начальник Печоржелдорстроя Василий Арсентьевич Барабанов, инициатор создания театра. Несмотря на то что это был человек с крутым характером (его боялись и заключенные, и вольнонаемные), все же, по словам очевидцев, он пытался облегчить участь актеров за колючей проволокой, следил, чтобы театральные деятели ни в чем не нуждались (естественно, по меркам тех лет и обстоятельств). Кстати, именно он стал прототипом Батманова — героя романа В.Н. Ажаева «Далеко от Москвы».
     Труппа насчитывала более 140 «муз неволи»: танцоров, музыкантов, оперных и драматических профессиональных артистов, осужденных в годы репрессий.
   Эстрадно-концертная бригада КВО совершала многомесячные поездки в вагоне-теплушке по всем отделениям и лагерным пунктам на протяжении от Печоры до Воркуты.
      «Драмтеатр КВО Печорлага с большим подъемом готовится к открытию сезона. Горячее одобрение зрителей всегда вызывают его постановки», — писалось в «Производственном бюллетене» в 1943 году. Какими методами достигался этот «подъем» говорить не приходится — работали за черпак жидкой баланды да хлебный кирпичик в 200 граммов, плюс перепадало еще за артистическую деятельность. Но слаще пищи для заключенных артистов была тяга к искусству, которая уберегала от лесоповала, давала надежду на жизнь.
          Были в абезьской драме и вольнонаемные. По воспоминаниям очевидцев тех лет, артисты вольного состава, также весьма именитые, и заключенные в театре были прежде всего коллегами и товарищами по искусству, движимыми единой целью служения ему.
        С 1947 года режиссером драматического театра был Леонид Оболенский, бывший завлит театра Моссовета, актер театра и кино, сценарист, режиссер, сотрудник Эйзенштейна и Кулешова, потомственный князь.
          Художники Б. Мухин (племянник известного скульптора В. Мухиной), Д. Зеленков (театральный художник-сценограф Ленинградского оперного театра, из рода Лансаре по мужской и Бенуа по женской линии) и многие другие, не менее талантливые, изготавливали для его спектаклей декорации.
       Заведующий литературной частью театра — Алексей Моров, ссыльный редактор газеты «Известия» и корреспондент «Правды».
      В постановках были заняты известные репрессированные деятели искусства того времени: В. Суздан, звезда московской эстрады 30-х годов, В. Богоявленский, бывший актер Центрального театра Красной армии, актеры кино А. Короткевич и В. Михайлова, сын знаменитого революционера А. Антонов-Овсеенко, сидевший в Печоре и под Воркутой. Здесь отбывали свой срок будущий главный дирижер эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения Юрий Силантьев, актер БДТ и Мурманского областного театра Юсуф Аскаров, впоследствии удостоенный звания «Заслуженный артист РСФСР». Это их общими усилиями со сцены театра неволи шли патриотические пьесы «Любовь Яровая» Б. Лавренева, «Поединок» братьев Тури, «Слава» В. Гусева и многие другие; комедии А.П. Чехова, А.Н. Островского, оперетты и музыкальные спектакли. Реквизит, костюмы и необходимые материалы для декораций доставлялись в Абезь из обеих столиц. Шефами гулаговских актеров были коллективы Большого театра Союза ССР и Московского художественного академического, поэтому в гардеробе ДКЖ до сих пор хранятся театральные одежды с клеймами тех лет: МХАТа, Большого, а рядом штампы: «Театр КВО. 1942 г.».
      Музыкальным руководителем и дирижером симфонического оркестра КВО из 35 человек был композитор Евгений Васильевич Попов, выпускник Московской консерватории, любимый ученик великого композитора и дирижера Рейнгольда Глиэра и Генриха Нейгауза, создателя крупнейшей пианистической школы.
   Джазовым оркестром руководили Валентин Антонович Ключарев, до ареста — главный дирижер Одесского оперного театра, и Зиновий Бинкин, солист Государственного оркестра Союза ССР, после освобождения прославивший отечественный джаз.
         В 1947 году для ускорения строительства поселков Печора и Канин из Абези к нам переводят управление Печорстроя, а вместе с ним и часть труппы КВО. Поэтому было принято решение о строительстве стационарного театра в нашем, тогда еще не городе.
    На возведении театра КВО были заняты заключенные 6-го отделения (Стройконтора), которые работали в три смены в очень тяжелых условиях. Несмотря на холод и постоянную расчистку снега (чтобы земля глубже промерзала), котлован все время заливало водой. Ее приходилось день и ночь откачивать насосами, расположенными по четырем углам, но она поступала вновь и вновь. Сваи из просмоленной лиственницы забивали со специально сооруженных козлов, затем заливали в арматуру бетон.
      Сдача объекта была запланирована на 7 ноября 1948 года (к 31-й годовщине Октября), но условия строительства внесли свои коррективы — открытие состоялось лишь 8 мая 1949-го. В то время здание театра культурно-воспитательного отдела Печорлага было самым красивым в Печоре. Среди серых бараков оно выделялось архитектурой и петербургским стилем. И это неудивительно: его строили около тысячи гулаговцев по проекту репрессированных ленинградских архитекторов из мастерской Ф.И. Лидваля, крупнейшего российского мастера начала XX века, поэтому и получилось здание в классическом русском стиле прошлого века: белая колоннада на входе, строгое изящество и богатая лепная отделка внутри.
      По воспоминаниям Б. Д. Серова, бывшего конферансье на том памятном концерте, а впоследствии ставшего первым художественным руководителем ДКЖ, «в глазах рябило от золота погон». Поэтому выступать было очень тяжело — зритель попался избалованный известными именами и принимал надменно.
 

Примолкло сонмище ершистых заключенных;
Пестрея латками, сидят они, стоят;
А впереди - мундиры и погоны:
Начальство занимает первый ряд.

Кто даст ответ на странные вопросы?
Повсюду ложь, кругом — «слова, слова»...
Рой дам придворных, очень рослых...
Идет спектакль в лагпункте шахты-два.

Вся публика трагедией старинной
До глубины души потрясена.
Заслуженный успех. В ролях — одни мужчины.
Шекспировские времена...

А. Клейн.
    

     Артистов-заключенных из ТЭКа (театрально-эстрадного коллектива) и все необходимые декорации привозили по узкоколейке, которая примыкала к тыльной части ДКЖ. Далее — через черный вход со стороны стадиона мимо вооруженною конвоя.
       В том 1949-м учреждение культурно-воспитательного отдела Печорлага приняло с Дальнего Востока более ста артистов-невольников, музыкантов и танцоров, оперных и драматических актеров. 2 января 1951 года театр КВО был преобразован в Дом культуры железнодорожников, его председателем правления назначен С.Ю. Сточинский. Через два года специалистами из Москвы был произведен монтаж киноустановки для показа широкоформатного кино.
     Гордость ДКЖ — зрительный зал площадью 247,9 кв. м; площадь сцены - 134,3 кв. м. Богатая лепнина потолка и стен в нем сохранилась и по сей день. А акустика помещения соответствует мировым стандартам.
     Этот зал слышал голоса множества великих певцов: Вадима Козина, знаменитого тенора Мариинки Николая Печковского, отбывавшего свой срок на Воркуте, пять лет проведшую в лагерях исполнительницу русских народных песен Лидию Русланову, баритона Ленинградского оперного театра Д. Башлакова. На его сцене выступал известный иллюзионист Госцирка В. Куно.
     В разные годы печорских зрителей радовали актеры Таисия Перевалова, Наталья Горохова, Борис Серов (участники открытия ДКЖ), Антонина Орехова, иллюзионист Вазген Каманчаджян.
     В 1968 году художественные коллективы ДКЖ (рук. Г. Прокофьев) стали победителями Всесоюзного смотра самодеятельности, проходившего в Ярославле, среди 17 железных дорог СССР.

     20 мая 1995 года в стенах ДКЖ Союзом театральных деятелей был проведен церемониал «Клейменые», посвященный репрессированным актерам. А на здании установлена мемориальная доска: «В память заключенных Печорлага, деятелей культуры, искусства, выступавших на этой сцене в 1940-1956 гг.». Гостями траурного праздника стали поэт и драматург Александр Клейн и народная артистка СССР Глафира Сидорова.
      Недалекое прошлое также подарило нашему городу множество замечательных и уникальных исполнителей и коллективов, выступавших или выступающих в Доме культуры железнодорожников: эстрадный оркестр «Экспресс» под управлением Анатолия Иконникова, коллектив народного танца «Печорские зори» (рук. И. Павлов), драматический коллектив (рук. М. Конверщикова), Театр юмора и клоунады (рук. Ю. Кожевин). Всем четырем было присвоено звание «народный». На всю республику прежде был знаменит хор «Русская песня», организатором и руководителем которого был Анатолий Овсиенко, впоследствии ставший директором ДКЖ.
      Печорцы навсегда запомнят талантливого исполнителя, звукорежиссера и автора песен Сергея Волкова, ставшего создателем некогда популярного ВИА «Все те же». Многие коллективы и эстрадные солисты нашего города обязаны ему качественными фонограммами.
       За последние годы не только неизменным гостем, а и победителем множества смотров и фестивалей республиканского и российского уровня становился театр современного танца «Стиль» под руководством Инны Ясько. Но, пожалуй, самая крупная их удача — верхняя ступень пьедестала на телевизионном конкурсе «Утренняя звезда» в 1999 году.
       Постоянным для ДКЖ стало посвящение в таинство духовной музыки, которая звучит со сцены в исполнении ансамбля «Элпис» (хормейстер и художественный руководитель Ольга Сидельникова). А вокальный квартет «Вдохновение (рук. Ирина Чечулина) своим репертуаром — от русских песен, классики, до современных — неизменно очаровывает и вызывает овации у зрителей независимо от возраста.
       Нельзя не сказать и о тех, кто возглавлял это учреждение культуры в нашем небольшом северном городе. Немало сил в становление ДКЖ вложила Елена Васильевна Виноградова, библиотекарь по образованию, ставшая его директором в 1965 году, когда он стал приходить в упадок. За время ее руководства был сделан ремонт здания и крыши, заказано 100 костюмов и 100 пар обуви для художественной самодеятельности, заменены кресла в зрительном зале, приобретены музыкальные инструменты, ковры и дорожки.
     С 1994 по 2001 год директор ДКЖ — Юрий Кожевин, режиссер Театра юмора и клоунады, сын сосланной в восемнадцать лет на Печору «фашистской пособницы», а потому сумевший сохранить в заведении дух «лагерных муз» и собравший немало документов и вещей времен репрессий.

      Ныне Домом культуры руководит Мария Ивановна Конверщикова, создавшая из актеров-любителей в сентябре 1983 года драматический театр, редкий коллектив, подаривший печорцам немало самых разнообразных постановок, которые превращали нашу жизнь в праздник. Но радость от них теперь, к сожалению, заслоняется заботами о самом заведении. ДКЖ - ровесник города. 8 мая 2004 года ему исполнилось 55 лет. И свой юбилей он встретил в состоянии, не соответствующем его гордому званию очага культуры. Многолетнее отсутствие финансирования со стороны собственника- Северной железной дороги, для которой он давно стал обузой, — привело здание в плачевный вид. Местами провалилась кровля, через пробоины в которой вода заливает помещения. Если фасад ДКЖ еще как-то удалось сохранить, то его боковые и задняя стены разрушаются на глазах. Похоже, ДКЖ ожидает участь Дома культуры речников, уже много лет находящегося в состоянии перманентного ремонта. Понятно нежелание городской администрации принять от железнодорожников, старающихся побыстрее избавиться от «балласта», здание в том плачевном состоянии, до которого оно было доведено. Деньги в местной казне на его восстановление вряд ли найдутся. Безусловно, до передачи городу его нынешний владелец хотя бы частично должен профинансировать реконструкцию, ведь именно он повинен в необходимости столь масштабного вливания средств сегодня. Но хочется, чтобы и о благородной миссии спонсорства и меценатства, так распространенного среди делового люда прежней России, не забывали в наши дни. Тем более что еще в 1999 году ДКЖ был включен в государственный список памятников истории и культуры Республики Коми как единственный из сохранившихся гулаговских театров.

Сергей Кодратюк.
Фото
Игорь Дементьев, 2003 г.
Фото
Геннадий Шубин, 1970 г.

 

От администрации сайта:

Как выяснилось со временем, господин Кондрактюк, использовал в своей статье материалы опубликованные в газете “Вечерний Красноярск”, № 198 (655), 08.10.93 г.
Приносим извинения от своего имени всем посетителям сайта, отметившим этот факт.
Оригинальный вариант можно прочитать по ссылке: http://memorial.krsk.ru/Public/90/931008.htm
или на нашем сайте:
"Арестованный" театр

 

вернуться