СТАТЬИ 2005 г.


© "Печорский проспект", четверг, 2 июня 2005 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
 
 
Плясать надо от правды
 
 

    За 40 лет концертмейстерской деятельности мне довелось сотрудничать практически со всеми руководителями печорских танцевальных коллективов. Встречались среди них талантливые, посредственные, а бывали и просто бездарные, которых определили на должность по принципу: «На безрыбье и рак — рыба». Я не один раз писал о замечательных балетмейстерах-постановщиках, таких, как Альберт Бойсов, Виктор Верболаз, Виктор Дьяков, Анатолий Спасский, Игорь Павлов, а также о хореографах настоящего времени — Елене и Людмиле Островских и Светлане Мингалевой. Но ни словом не обмолвился о Валерии Мильгунове и Евгении Маковееве. А ведь эти два человека довольно длительное время работали балетмейстерами легенды печорской хореографии, народного ансамбля танца «Северянка» ДКР. Я не назвал их постановщиками и сейчас постараюсь пояснить, почему.
    Дело в том, что в хореографии существуют два типа балетмейстеров: балетмейстер-постановщик и балетмейстер-репетитор. Если первый в обязательном порядке должен обладать творческой фантазией, то для второго вполне достаточно одной лишь хорошей хореографической подготовки. Ведь роль последнего сводится к тому, чтобы грамотно провести с танцевальной группой экзерсис (в переводе с французского — упражнение), да отшлифовать на рядовых репетициях кем-то поставленный танцевальный номер или же просто один из его фрагментов. Вот и балетмейстерам «Северянки» Валерию Мильгунову и Евгению Маковееву не было дано таланта поставить свой собственный танец с оригинальным сюжетом, про который бы зрители сказали, что такого раньше нигде не встречали. Оба эти, волею случая ставшие руководителями ансамбля «Северянки», балетмейстеры, по большому счету, являлись хорошими репетиторами и кроме простенького парного танца сами сотворить практически ничего не могли. У Евгения Маковеева в этой связи я припоминаю только «Солоху и дьяка», где он танцевал сам в паре с Анной Чудовой. Остальные же танцы из репертуара этого ансамбля достались ему готовыми от замечательного балетмейстера-постановщика Виктора Верболаза или же были поставлены балетмейстером (не припомню фамилию) из Ленинграда («Молодежная хора»), Николаем Чариковым из Воркуты («Таймырский сувенир», «Кадриль», «Болгарский танец»), а то и просто покупались за пимы и семгу у балетмейстеров, приезжавших в Печору концертных бригад.
    Данной публикации могло бы и не быть, если бы на глаза мне не попался номер газеты «Республика» со статьей «Если плясать от печки...», где ее автор В. Разуваев беседует с бывшим балетмейстером «Северянки» Евгением Маковеевым, с которым в качестве концертмейстера мне было суждено отработать 4 года, то есть с начала и до конца его пребывания в Печоре. Евгений Александрович, видимо, посчитал, что прошло уже более 20 лет, как он уехал из нашего города, многое печорцами забылось, и теперь все заслуги «Северянки», в том числе и международного уровня, можно приписать себе. Но он не учел одного обстоятельства: очень много бывших танцоров «Северянки», которые отдали этому ансамблю лучшие свои годы, живут в Печоре и тоже читают газету «Республика».
    Их обидело высказывание Е. Маковеева о том, что, приехав в 1979 году в Печору, вместо ансамбля «Северянка» он обнаружил пустое место. «А от ансамбля, как выяснилось почти сразу, в наличии имеется только звание народного коллектива» — это он так проинформировал корреспондента газеты «Республика». И дальше: «...приходит молодой и нездешний. И ансамбль... начинается с нуля. С парнями была напряженка... на все-про все один помощник капитана» — читаем в статье «Если плясать от печки...» (помощником капитана был Михаил Петухов, талантливый танцор, воспитанник основателя ансамбля «Северянка» Альберта Бойсова). Уважаемый Евгений Александрович, «плясать» Вам, давая свои оценки, все же надо было не от печки, а от правды. Ведь своими высказываниями Вы глубоко обидели многочисленный коллектив «Северянки», за год до Вашего приезда в Печору в составе сборной СССР по народным танцам принимавшей участие в концерте для представителей 36 стран, приехавших на Московскую конференцию работников транспорта. Затем ансамбль от Республики Коми поехал в Архангельск, где проходил отбор хореографических коллективов Северо-Западной зоны. Лучшие из них должны были представлять нашу страну на Всемирном Кубинском фестивале молодежи и студентов. В 1979 году ансамбль «Северянка» с репертуарным багажом из 14 танцев гастролировал в Кирове и области. Все 14 танцев в этой гастрольной поездке были поставлены Виктором Верболазом, да к тому же исполнялись они в сопровождении эстрадного оркестра из 12 музыкантов. Всего было задействовано в концертах «Северянки» 12 пар, то есть 24 танцора, из них — 12 ребят. Именно после кировских гастролей ее балетмейстером стал Евгений Маковеев. Вот на такое «пустое место», от которого в «наличии имелось лишь звание народного коллектива» и приехал он из Сыктывкара. В Печоре, мол, встретили его с распростертыми объятиями и тут же выделили двухкомнатную благоустроенную квартиру, — делится он в газете «Республика» своими воспоминаниями. Но почему-то умалчивает, что квартира эта досталась ему от Верболаза, а первым получил ее Альберт Бойсов.
    Самое же обидное для танцоров «Северянки» тогда было то обстоятельство, что новый балетмейстер все верболазовские танцы, вместо того чтобы их совершенствовать, наоборот, сокращал и упрощал, уж не говоря о том, что собственными постановками не занимался (все позаимствованные у других балетмейстеров танцы не в счет).
    По Маковееву же выходило, что ансамбль он начинал возрождать с нуля. Танцор Михаил Петухов привел с собою двух ребят (рулевого и моториста), ранее нигде не танцевавших: «И раскачалась «Северянка», авралом сняли ее с мели речники, в назначенный срок отправились в Сыктывкар. Танцевальное искусство вывело дебютантов в лауреаты. Последовала командировка на Дни культуры республики в Москву. Позже была поездка на молодежный фольклорный фестиваль на Кипре». Все это пишется вполне серьезно и, видимо, рассчитано на дилетантов в области хореографии. Да только, по-моему, любому человеку, не лишенному здравого ума, будет понятно, что рулевой и моторист, будь они хоть семи пядей во лбу, никак не смогут за полгода освоить все премудрости танцевального искусства, из дебютантов стать лауреатами, да еще после этого покорить зрителей своими танцами на Кипре. Кстати, и на Кипр, и в Архангельск, Киров и Москву были представлены только танцы, поставленные Виктором Верболазом, и никто к ним больше никакого отношения не имел, тем более показавший себя в Печоре всего лишь репетитором Евгений Маковеев. А два верболазовских танца, правда, в детском варианте, живы у нас до сих пор. Это «Коми плясовая» и «Коми круговая кадриль».
     Приятно, когда тебя хвалят, пусть и за чужие заслуги, но даже в этом меру надо знать. Свое возмущение публикацией в «Республике» выразили бывшие танцоры «Северянки» Николай Чупров, Светлана Мингалева, Елена Пшибыльская, Майя Воробьева (Зверева), Ирина Осташ и многие другие. Для них учителем хореографии и кумиром был и остается Виктор Верболаз. На этой фотографии можно увидеть, что за «нуль» и «одно лишь звание народного» по-Маковееву представлял наш знаменитый печорский ансамбль до назначения его балетмейстером. Правда, здесь нет еще «героев Кипра», рулевого и моториста, так как от Маковеевской печки плясать они еще не начинали. А вот прекрасно подготовленные танцоры мужского состава (которых, по мнению Маковеева, вообще не было), стоит назвать поименно. Ну хотя бы для того, чтобы освежить память Евгению Александровичу. Это Игорь Загинайченко, Сергей Дроздов, Николай Вокуев, Геннадий Лягушов, Владимир Борисов, Сергей Филиппов, Андрей Ратников, Андрей Оншин, Николай Чупров, Петр Галкин, Виктор Миллер и, наконец, Михаил Петухов, которого только и разглядывал по приезду в Печору Евгений Маковеев. Но это только основной состав танцоров ансамбля, а была еще подготовительная группа. Все они танцевали «от Верболаза», прошли его школу. Женская же часть от «Северянки» была намного больше мужской и тоже прекрасно подготовленной.
    Остается только добавить, что годы балетмейстерства в ДКР В. Верболаза по справедливости считаются годами расцвета творчества ансамбля народного танца «Северянка», а в последовавшие за этим годы балетмейстерства Е. Маковеева начался творческий закат этого прославленного коллектива.

Юрий Соловьев.

 

вернуться