СТАТЬИ 2005 г.


© "Печорское время", суббота, 12 февраля 2005 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
 
 
 
Печорское гетто...
(автобусный комендантский час)
 
 
© Фотография Игоря Дементьева

 

   Несмотря на неоднократные обращения Президента РФ В.В. Путина с просьбой не навредить в реализации закона о монетизации, адресованные чиновникам всех уровней власти, многие из них неосознанно(или же сознательно?) действуют как раз наоборот. Как ответная реакция — волна митингов бывших льготников, прокатившаяся по всей стране. Их не было только там, где сумма денежных выплат устраивала всех «монетизированных» граждан данного региона. Примером относительного спокойствия в этом отношении является ближайшая соседка Республики Коми — Вологодская область. Здесь сразу определили выплачивать старикам денежную компенсацию вместо льгот в размере 800 руб., после чего вологодских пенсионеров на митинги протеста и палкой бы выгнать не удалось.
   Если сравнивать такую компенсацию с нашей республиканской, размер которой составляет 200 руб. для ветеранов труда (а еще 50-процентная скидка по квартплате), то напрашивается вывод: или РК совсем обнищала, или же республиканские чиновники сочли подобную сумму вполне достаточной. Сначала не помешало бы им ее примерить на себя.
   После того, как в городах республики, в том числе и у нас в Печоре, стали курсировать социальные рейсы для пассажиров-льготников, у меня появилось предчувствие, что после вышеперечисленных расходов, грядущих повышений тарифов и очередного скачка цен на все товары от стариковских пенсий останутся рожки да ножки, а вернее, полнейший вакуум в их кошельках. В таком случае выход у местных властей будет один: социальные автобусные рейсы заменить на «ритуальные» с конечным маршрутом у ближайших кладбищ.
   Сейчас в Печоре многие региональные и федеральные льготники отказываются от приобретения социального проездного билета, не без оснований считая, что расписание движения социальных автобусов, ограничения по времени и количеству поездок по городу и району нарушают их конституционное право свободы передвижения. Особенно неудобным для работающих пенсионеров и других категорий льготников считается расписание социальных рейсов на маршруте № 1. Если по утрам им еще как-то можно приспособиться к нему, то после работы придется покупать за 7 руб. билет в нормальном автобусе или топать домой пешком, даже тем, у кого ноги больные. Ведь социальные рейсы в будние дни прекращаются после 16 час. 16 мин. (от горбольницы) и — 16 час. 43 мин. (от железнодорожного вокзала).
   Такого рода расписание «единички» смахивает на введение в Печоре автобусного комендантского часа для и без того униженных и ограбленных стариков и инвалидов. Почти часовые перерывы между рейсами социальных автобусов резко охладили радостный поначалу ажиотаж «монетизированных» льготников по поводу покупки единого социального проездного билета. Ведь его стоимость — 90 руб. — вообще-то почти всех устраивала. Радость стала спадать, как футбольный мяч после утечки из него воздуха, после того, как появилось на свет божий «социальное» расписание льготных автобусов. Хотя, возможно, оно и вполне соответствует реалиям нашего времени. Составители расписания «единички», видимо, рассуждали примерно так: зачем по вечерам пенсионерам ездить к детям и внукам? На «огрызок» от пенсии, оставшийся от оплаты жилья и покупки лекарств, все равно никакого подарка им не купить, а без него появляться не совсем удобно. Пусть уж лучше сидят дома.
   К тому же единый для всех республиканских льготников проездной билет оказался не таким уж и единым. Так, например, в Печоре по городу действует один билет, без приложения талонов к нему. А вот на пригородных маршрутах пассажирского автомобильного транспорта (до 50 км) социальный билет (его тоже нужно покупать за 90 руб.) дает право пассажиру только на 10 поездок и имеет 10 отрывных талонов, ограничивающих число таких поездок. По междугородным внутрирайонным маршрутам (свыше 50 км) к проездному социальному билету полагается только 4 отрывных талона на 1 месяц.
   Видимо, в силу вышеназванных ограничений на поездки и неудобного для многих расписания, по состоянию на 3 февраля в управлении по социальным вопросам было продано всего лишь 644 социальных проездных билета, в том числе 19 — на социальные рейсы до 50 км и один — свыше 50 км. Если учесть, что число льготников, имеющих право на приобретение таких билетов, намного больше, а желающих «осчастливить» себя не так уж и много, то можно сделать вывод, что этот социальный пассажирский эксперимент в РК требует существенной доработки.
   Судя по сообщениям агентства «Комиинформ», в Сыктывкаре некоторая корректировка к нему уже сделана. Там сейчас социальным льготникам дается альтернативное право проезда на городских автобусах за 3 рубля. Если бы печорские власти урегулировали с автотранспортниками решение вопроса подобным образом, то жители нашего города были бы за это очень признательны. Там, где болезненные вопросы социального плана решаются быстро, компромиссно и на пользу местного населения, закон № 122 не так резко встречается в штыки. Справедливости ради надо сказать, что некоторые печорцы, из числа купивших проездные билеты, этой социальной услугой остались довольны. Их и цена такого билета, и расписание движения социальных автобусов явно устраивает. И все же недовольных пока тоже хватает, особенно людей, желающих увеличения числа рейсов автобусов маршрута № 1 во второй половине дня.
   Малым количеством талонов на социальные рейсы до 50 км и свыше 50 км народ, видимо, будет возмущаться ближе к наступлению дачного сезона. Для некоторых пенсионеров такое положение с социальной транспортной услугой будет означать примерно следующее: съездить на огородик для того, чтобы посадить на нем картошку, а осенью, чтобы выкопать (если за них это не сделают бомжующие лица). Но, возможно, до наступления весны вопросы, связанные с социальной поддержкой в сфере пассажирского транспорта, будут скорректированы в лучшую сторону как на региональном уровне, так и на муниципальном. Пока же все претензии по поводу ущемления прав граждан в сфере льготного проезда в автобусах большинство печорцев почему-то предъявляют работникам управления по социальным вопросам. Они снова оказались в этой ситуации крайними. Адресовать же эти претензии нужно к тем, кто составил такое расписание в духе комендантского часа, и к тем, кто его утвердил. Буквально недавно появилась и позитивная информация в области льготного проезда на рейсовых автобусах. Некоторые водители частных пассажирских автобусов (а это пока лишь те, которые курсируют по маршруту № 105) согласились возить учащихся школ и пенсионеров при наличии пенсионного удостоверения за полцены, то есть за 50 процентов стоимости проезда. Таким образом, эти частные предприниматели оказались намного практичнее (школьники и пенсионеры, конечно, предпочтут пользоваться их услугами) и милосерднее чиновников.
 

Юрий Соловьёв.

 

вернуться