СТАТЬИ 2005 г.


© "Печорское время", вторник-суббота, 26-29 ноября 2005 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
 
 

Духовность в России была есть и будет

 
 
 
Богородецкий скоропослушнический женский монастырь РПЦ в городе Печора. Воскресный сбор на службу.
© Фотография Игоря Дементьева, 2005 г.

 
 

   В календаре Русской православной церкви отмечен праздник иконы Божией Матери Скоропослушницы. Ежегодно с пасторским визитом в такой день в Печору приезжает епископ Сыктывкарский и Воркутинский, владыка Питирим.
   22 ноября состоялся этот разговор, где были подняты вопросы нынешнего состояния нашего общества, веры, морали.

 
 
 

Как знак скорого прощения

   — Этот православный праздник является престольным для Печоры, — сказал владыка в начале нашей беседы, — потому что именно здесь действует монастырь Скоропослушницы. Другое дело, что летом 18 июля мы отмечаем данный праздник не повсеместно, как сейчас, а только в Печоре. Предыстория вопроса такова: написанная маслом на оргалите икона Скоропослушницы начала мироточить ранней весной 1994 года (читайте подробно об этом случае в автобиографичной книге епископа Питирима "Жизнь во Христе и со Христом". Прим. админ. сайта) свидетелями чего стало 60 прихожан. В то время я был настоятелем храма. Мы обратились с рапортом в Священный Синод, который в свою очередь вместе с патриархом благословил празднование для нас летним днем. На Севере это самое благостное время, когда на улице тепло, а в город уже завозят свежие овощи и фрукты.
   — Владыка, напомните тем, кто знает, и расскажите незнающим о том, что связано с иконой Скоропослушницы.
   — Эти события относятся к десятому веку. В одном из монастырей на горе Афон трапезарь (повар) Нил, проходя всякий раз сквозь дверной проем с большой свечой в руках, нечаянно копотью от пламени вредил висящей в данном месте иконе с ликом Богородицы. Он слышал женский голос с предупреждением не коптить икону, но не внял ему и ослеп. Тогда и понял, что голос был не прихотью шутника, а слепота — наказанием Господним за неверие. Несколько дней Нил, коленопреклоненный перед иконой, молился за свое прозрение и вскорости, получив прощение за свой грех, увидел свет. Икона стала именоваться Скоропослушницей в знак скорого прощения прегрешения.
    Печорский женский Скоропослушнический монастырь развивается как никакой другой в республике. Здесь ощущается особая чистота и благолепие (особенно это ощущается в ГУЛАГовском бараке находящимся в нескольких шагах от монастыря, где спилось не одно поколение печорцев. Прим. админ. сайта). Спонсоры Москвы и Санкт-Петербурга откликаются на просьбы матушки-настоятельницы. Название монастыря в полной мере соответствует его содержанию.
   Греховное преходяще, истинное — когда рушатся моральные ценности, и в то же время все больше людей, ища ответы на вопросы мироздания, приходят в храмы. Невольно задаешься вопросами: что ожидает нас и нашу страну, что победит в войне противоречий?
   — Все происходящее сегодня уже отмечено в евангельской проповеди. С одной стороны, наблюдается рост числа духовенства и приходов. В нашей республике приходы с двух десятков увеличились до 90, стало более 100 священнослужителей, 7 монастырей. Это позитивная тенденция, которую мы называем добром. А, с другой стороны, существовавшее ранее зло, как негативная тенденция, никуда не делось, оно проявляется все очевиднее. Если ранее зло проступало через репрессии, внутрипартийную борьбу, то сейчас оно маскируется в личину демократии, которая разрастается до размеров вседозволенности. Только в Москве насчитывается сотня различных ночных клубов. Под видом равных прав создаются публичные дома разных направлений, развивается игорный бизнес, оборот товаров грешного толка. Но общество еще не достигло своей крайней точки падения. Когда зло проявит себя в полном обличий, начнется борьба с ним. Пока же предупреждениям Церкви общество не доверяет в той мере, в которой хотелось бы. К сожалению, история мало кого учит. Возьмем времена правоверия. Ной получал предупреждения о предстоящем потопе, но поверил в них, когда увидел явное тому подтверждение. Вот и сейчас Церковь предупреждает общество об опасности, и добрые люди внимают этому голосу. К счастью, Церковь не существует в замкнутом пространстве, она апеллирует и к власти, находя отклик у людей со здравым смыслом, стоящих на самой высоте иерархической лестницы. Церковь поддерживают в широких слоях населения. Поэтому, я полагаю, самосознание людей проснется. Не то самосознание, которое вбивалось в головы людей на протяжении 74 лет, а истинное, божественное знание, чего не было раньше. Все больше становится личностей, имеющих самостоятельный взгляд на происходящие события в стране. Отрадно, что среди них молодежь. В нашей епархии это заметнее, чем, например, у соседей в Вятке, Екатеринбурге. Еще совсем недавно старушки-прихожанки сокрушались о том, куда идет молодежь. Но мы убеждаемся, что здравомыслящих молодых людей достаточно много. Я служил в армии, а в то время нельзя было себе представить, чтобы кто-то высказывал отличную от официальной, общепринятой точку зрения. А сейчас посмотришь: в армии, в школах, в тюрьмах есть потребность в беседах по священником, в стремлении учить закон Божий. Молодежь не тупо смотрит на сцены насилия, которые переполняют телеэкран, ненужный канал просто переключается. И у меня есть большая надежда на то, что опасность потерянного поколения минует Россию. Не все хотят служить злу. Есть силы, которые поведут страну по правильному пути. Однако зло должно быть обличено во всем своем грехе и невежестве. Люди поймут, что греховное преходяще, а истинное — вечно.

Силы Церкви не истощились

   — Мы знаем, что в истории России объединяющую роль играли не только цари, воины и герои, а и священнослужители. Пример Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия на битву на Куликовом поле, — яркое подтверждение тому. А в современной Церкви есть ли силы, способные, подобно святому Сергию, так же объединить людей?
   — Эти силы у Церкви были всегда, и они не истощились в борьбе со злом. Вы упомянули о Сергии Радонежском, но был и Никон Радонежский. XX век, несмотря на богоотступничество, дал более 2 тысяч новомучеников, канонизированных Церковью. Вспомним патриарха Тихона, предавшего анафеме советскую власть. Когда он узнал, что в Кремле прорвало канализацию во время похорон Ленина, то сказал: «По заслугам и «миро». С амвона Успенского собора Тихон призвал к обличению власти, причастной к расстрелу царской семьи. За свои слова Тихон жестоко поплатился, скончался он в 1925 году в застенках Донского монастыря. Это ли не пример служения вере и России? С некоторых пор России угрожает такое зло, выдвигаемое под благовидным предлогом, как демократия. Разве в Европе мы найдем строй, где восторжествовала демократия в чистом виде как образец истинной власти народа? А в Америке? Случилось наводнение в США, и мы увидели, что власти, что народ вели себя недостойно. Платон и другие философы древности осудили демократию. «Демократия» — слово греческое, но разложив его на русский лад (Нет, нельзя на русский лад, только на греческий —  dēmos народ и krátos — власть. Прим. админ. сайта), нетрудно уловить его скрытую суть, как власть демона.
   — И капиталистическое строительство в России преследует цель отнюдь не торжества народовластия. Новый строй похож на что угодно. В нем превалирует власть олигархов. Народу же отводятся «свободы» в виде выборов. И все.
   — Печально это. Жестоко судят укравших на пропитание, а похитившие добро на миллиарды — на свободе. Редко у кого из попавших за решетку конфискуют награбленное. Отсидит такой олигарх свои пять лет, но пользы для страны от того никакой. Вернуть деньги со счетов швейцарских банков никто и не собирается, наоборот, речь идет об амнистии зарубежных вкладов. Тем временем продолжается обворовывание нации. Царь в подобных случаях в первую очередь конфисковывал имущество. Возвращая в казну незаконно нажитое, необязательно сажать в застенки. Может быть, стоит вспомнить этот исторический опыт? Коль народ обворовали — нужно вернуть отнятое.

Не антиподы, а сотрудники

   — Со временем восторжествует заповедь «не укради» на государственном уровне, но, судя по всему, на такой поворот нужны годы и годы.
   — Если продолжится диалог между Церковью и государством, то мы можем ожидать больших сдвигов в обществе и в более короткое время. В период правления Нерона разве можно было ожидать подобного? Христиан истребляли уже за одну веру. По истории вы знаете, что произошло затем с Римом и самим Нероном. Сейчас существует определенный оптимизм на тот счет, что установившееся сотрудничество Церкви в сфере культуры, образования, спорте взаимообогатят общество и религию.
   — А наука и Церковь — это антиподы или сотрудники?
   — Не стоит забывать, что великие ученые древности были священнослужителями. Вспомним того же Коперника. Другое дело, что интриги и соперничество привели на костер ученого. Средневековье отличалось грубыми нравами. Но разве в современной научной среде изжиты зависть, скрытое и открытое противостояние идей?
— Владыка, есть ли у современной России положительные наработки, которые защитили бы население от несправедливого перераспределения благ?
   — Пусть это еще медленный, не такой, как хотелось бы, однако отмечается подъем уровня жизни. Правительству нужно обратить повышенное внимание на тот слой бедных людей (а их 20 процентов), чтобы не допустить нищеты, увеличения числа брошенных, бездомных. Верю в заявления некоторых лидеров правительства, что в связи с повышением цены на нефть, возвратом долгов стран-дебиторов будет создан некий фонд, который вызволит из лап нищеты это количество людей. А что касается несправедливости, то мы еще мало знаем, что это такое. Согласитесь, общество предвзято относится к богатым. Надо защищать не только права бедных. Если человек честно нажил свое добро, он будет хорошим меценатом.
   — На ваш взгляд, сколько времени потребуется, чтобы наше общество стало более духовным? Например, министр финансов Кудрин точно знает, когда мы станем богаче (в 2025 году).
   — Духовность в России есть. Многие лидеры заявляют, что единственной, самой уважаемой инстанцией является Церковь. В богатой Германии она по уровню доверия занимает 5-е место, пропустив вперед полицию и врачей. Это говорит о том, что духовность в России выше, чем во многих развитых странах. Она-то и спасает страну в переходный период. К этой духовности надо лишь присоединиться. В том числе и через помощь наших СМИ. Чем скорее такой союз состоится, тем скорее будет рост материального благополучия граждан. Церковь выступает за полноценную христианскую жизнь, сотрудничая с обществом во всех сферах деятельности. Как скоро восторжествует духовность в стране? На этот вопрос можно ответить так: коль скоро люди пресытятся суррогатами, которые надвигаются на страну со всех сторон. Есть у нас внутренние потенциальные силы (в основном в Церкви, в воцерквленной интеллигенции), которые позволят обществу стать воистину духовным.

Иерархия оставила политику мирянам

   — Почему мы не видим в законодательной власти священников? Это случайность или позиция?
   — Невхождение священнослужителей в структуры власти — это временное положение. На данный период действует именно это решение Синода и Архиерейского Собора. Духовенство считает, что большую пользу в советах и законодательных собраниях принесут миряне. От правых и левых партий иерархия равно удалена. Это лишь возвысило Церковь в сознании людей. Уже при М. Горбачеве стали говорить, что верующие являются патриотами нашей страны. Да, мы заявили о себе, произнесли духовное слово, а дальше нужным путем пошли наши духовные чада. Но повторяю: чтобы не было разделений, иерархия оставила политику только мирянам. Временно. Однако в других сферах Православная церковь не оставляет позиций. Ни один священнослужитель других конфессий не идет с воинами в бой. Православный священник в Чечне — на передовой с крестом и Евангелием. Он укрепляет воинов, напутствует их словом Божиим, святым причастием. Не навязываясь никому, Церковь делает свое великое дело: просвещает, вдохновляет, сопровождает в жизни и смерти людей. Она настолько близка правительству, что уже президент Путин имеет своего духовника, причем рядового московского священника. Это не мода. А если и мода, то святейший патриарх говорит, что это добрая мода.
   — Как относиться к конфессиям, которые запрещены за рубежом, но упорно насаждают свое влияние в России? Это те же свидетели Иеговы, церковь Христа.
   — Эти секты своими действиями подтверждают мысль о лжедемократии. Утверждая равенство всех конфессий, наше государство тем самым рискует попасть в зависимость от тоталитарных сект. Американского происхождения секты тесно связаны с ЦРУ — это и свидетели Иеговы, которые запрещают прихожанам при необходимости переливать кровь, пересаживать органы, не разрешают служить в армии, власть считают бесовской инстанцией, и саянтологи, взорвавшие поезд в метро Токио, и муниты, секты протестантского толка, церковь Христа, сатанинские церкви... Поэтому не ровен час, когда через такие или подобные им структуры прозвучит любой приказ адептам в России. Уже это страшно. Само слово «секта» обозначает секцию, то есть деление народа по частям, по своего рода партиям. Церковь не приветствует партии, ведь это та же секция — секта, разделяющая людей на красных, белых и т.д. Православие — стержень, на котором образовалась Россия как государство, оно в нашем народе заложено на генетическом уровне. А секты навязывают нашим людям чуждые религию, ментальность. Это не даст народу силы и крепости. Народ, лишенный своей традиции, веры дедов и отцов, становится безнравственным, такой народ не будет патриотом своей страны. Только нравственный народ может выйти на защиту Родины. Поэтому нужно выразить свой протест всем сектам и конфессиям с центрами в США.

Знамя православия в надежных руках

   — Владыка, какова миссия России?
   — С кровью и плотью в россиян вошло знание, что России определена великая миссия, о чем есть предсказания Лаврентия Черниговского, Владимира, митрополита Киевского. Но лжеинтеллигенции не нравится такая позиция: она усматривает в ней некую расовую дискриминацию. Мы живем на Святой Руси, у себя на родине и имеем право на национальную гордость, поддерживая многовековые чаяния о роли своей страны. Когда пал Константинополь, то Россия подхватила знамя православия и держит его, несмотря на гонения при советской власти и лжедемократию сегодняшнего дня. Есть предначертание, что в России будет православный монарх. Все к тому идет через изменение самосознания народа, через бесчисленные сдвиги в жизни общества. Россия — это оплот православия, третьего Рима, и то духовное наследие, которым она располагает, выше всех благ на свете. Наш народ не потерял духовность, глубокое понимание веры.
   — В древности были великие подвижники, патриоты, священники. Среди них можно назвать летописца Нестора, чьи святые мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. Есть ли последователи подвига историка, патриота Нестора?
   — Люди такого уровня культуры, патриотизма, знаний в современной России конечно же есть. Это писатель Валерий Ганичев, художник Илья Глазунов, многие поэты, драматурги. Послушайте выступления на Всемирном народном соборе митрополита Кирилла или на Рождественских чтениях — Ильи Глазунова и вы поймете, насколько они концептуально выстроены, продуманны и преисполнены любви к Родине. Другое дело, что в стране раскардаш: скинхеды, нацболы, левые, правые... И все же в народе велик духовный потенциал. Евгений Родионов не снял крестик и погиб мученической смертью в Чечне. В ряде регионов России мальчишки-алтарники были принесены в жертву на Пасху, а те три монаха, погибших в Оптинской обители?.. Их дух не убить. Он снова восходит, из святых мощей восстают новые Несторы, патриархи Тихоны, Гермогены.
   — Простому человеку то ли по состоянию здоровья, то ли по другой причине не приходится часто бывать в храме. Как возместить этот пробел?
   — Молитва — это первое послушание, рекомендованное каждому человеку нашими святыми отцами, которую надо произносить утром и вечером. Можно читать дома акафисты. Сила молитвы велика даже в маленьком молитвенном труде. Это я знаю по себе. Главное, чтобы молитва была искренней, не связана с корыстолюбием, со сделкой с Богом (дескать, если ты есть, то дай мне «Мерседес»). «Отче наш»— здесь есть подход, семь прошений и завершение (словословие). Это образец правильной молитвы.

Папа думает, что безгрешен

   — Русская православная церковь стремится к объединению народа, но в то же время особняком стоит от зарубежной Православной церкви, от старообрядческой, от католической. Объединение их возможно или РПЦ имеет иную позицию в данном вопросе?
   — На объединение РПЦ и РПЦЗ есть большая надежда. Недавно предстоятель последней, митрополит Лавр, приезжал в Россию. У него слезы стояли на глазах при посещении воскресных школ, православных гимназий, семинарий и храмов. Подтвердились слова первых гостей из РПЦЗ, что у нас в стране не так уж все плохо, как об этом говорят на Западе. В 2005 году митрополит Старообрядческой церкви выступал перед лицом Архиерейского Собора. Это тоже очень важный шаг для объединения. Что касается Католической церкви, то если ее политика будет продолжаться, что особо отмечается по ситуации на Украине, объединение вряд ли возможно. Только поздравили вновь избранного Папу Римского, но ведь ничего не изменилось. Не возвращены захваченные греко-католиками церкви, не последовало раскаяния за убитых священников и мирян. Те же тенденции, что и на Украине, отмечаются в Москве, посягательства на православие мы наблюдаем в Республике Коми. Там, где никогда не было католических храмов, намечено их строительство и прибытие всероссийского кардинала в Ухту. Если такими действиями будет «украшать» себя Католическая церковь, то никогда она не соединится с православной. Чем отличается Папа Римский от нашего патриарха? Засыпая, он думает, что безгрешен уже автоматически, по принятию престола апостола Петра. Патриарх, засыпая, обдумывает свой день, молясь: «Боже милостивый, буде мне грешному». Вот коренное отличие. Наши иерархи смиряются, а те чувствуют себя правыми и безгрешными, даже идя путем неприемлемого модернизма, когда отпевают умерших — кошек и собак.
   — А женщины-священники?
   — Это тоже не находит отражения в святом писании. Такого характера самочиние не приведет Церковь ни к чему хорошему. Становясь бездуховной, Католическая церковь теряет уважение у народа. Во многих странах дальнего зарубежья католические храмы пустуют. Остается забрасывать сети в соседние государства, где на «новинку» могут и клюнуть. Тем более если люди не располагают информацией, что из себя представляет данная конфессия, пользуется ли авторитетом у себя на родине.


Беседовала Раиса Глущенко.

 

вернуться