СТАТЬИ 2005 г.


© Новый Печорский еженедельник "Волна", четверг, 17 февраля 2005 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2005 г.
 
 

Средняя школа №5 отметила полувековой юбилей.
 

    Всем известно, что школа — это единый живой организм. Годы над ним не властны, он не сможет состариться никогда. Учебное заведение, в стенах которого каждое утро раздаются звонкие юные голоса, всегда останется молодым.
   Средняя школа №5 отметила полувековой юбилей. Остались позади трудные годы становления, укрепление материально-технической базы. Учителя-ветераны вспоминают первые годы работы: как приносили в классы из дома все, что могло пригодиться на уроках, как рисовали, клеили пособия, которые практически невозможно было приобрести в магазинах, как создавали уют в помещении...
   Люди, переступившие порог школы, прежде всего, обращают внимание на чистоту в коридорах, тюль и цветы на окнах. Все это изначально вызывает приятные эмоции. Затем начинаешь замечать доброжелательные лица молодых педагогов и невольно приходишь к выводу: СОШ №5 не коснулась беда многих учебных заведений — старение педагогического коллектива, когда начинающие учителя, проработав с детьми несколько лет, уходят, храня в душе негативные воспоминания. Директор школы Е.В. Кызъюрова гордится своими специалистами: сильный педсостав, работоспособные коллеги — лишь два человека пришли со средним специальным образованием.
   Педагоги находятся в постоянном поиске новых методов и форм обучения и воспитания. Так, С.В. Токарев руководит творческой мастерской «Художественный труд», где ребята всех возрастов работают с берестой, выжигают, постигают тайны резьбы по дереву. Два раза в неделю по четыре часа трудятся юные печорцы, стремящиеся стать мастерами-прикладниками. Заметим, что в переполненную мастерскую тянутся не только ученики данной школы, но и ребята из других СОШ. К окончанию учебного заведения каждый ученик Сергея Васильевича обладает весьма обширным кругом умений и навыков. Увлеченность наставника, признание его заслуг на республиканском уровне, душа и сердце, открытые детям, стали своего рода магнитом для окружающих. Л.К. Ануфриева ведет кружок «Художественная вышивка». На занятиях, которые также проходят дважды в неделю, юные мастерицы постигают законы красоты, учатся нетрадиционно и образно мыслить. Учителя убеждены, что художественный труд развивает наблюдательность, внимание, умение видеть прелесть в, казалось бы, простых вещах. Иначе говоря, чем больше ребенок приближается к мастерству, тем пытливее становится его ум.
   Педагоги понимают: человек, не знающий свою родину, обречен на жалкое существование. Именно поэтому в школе основательно занимаются изучением истории, культуры и языка коми. О.Д. Ануфриева преподает коми язык в начальных классах, историю и культуру коми — в 5-7-х. Ежегодно проходят мероприятия, направленные на привитие любви к родному краю, расширение и углубление знаний по краеведению. Неделя коми языка, конкурсы чтецов, сотрудничество с Центром национальных культур, педагогами других учебных заведений, музеем, библиотеками, встречи, конкурсы — вот далеко не полный их перечень.
   В 2005-2006 учебном году будет введена программа «Здоровье», нацеленная на повышение сопротивляемости детского организма различным заболеваниям. Она предусматривает систематическое проведение на уроках физкультуры комплексных упражнений. Ребята начнут пить фиточаи, морсы из брусники и клюквы; это, несомненно, даст положительные результаты. Отметим, что уровень заболеваемости в школе, по сравнению с другими учебными заведениями, весьма не высок.
   Педагог-психолог Ю.В. Крюкова ведет целенаправленную консультативную работу с учащимися, их родителями и учителями. Все знают: она окажет действенную помощь в самых сложных жизненных ситуацях. Юлия Валерьевна проводит для старшеклассников интереснейшие занятия в кружке «Этика и психология семейной жизни». Учитель понимает, что все хорошее и плохое начинается, как правило, в семье, и стремится дать своим подопечным максимум знаний о подобных отношениях. Социальный педагог Л.Ю. Ермакова руководит кружком «Мои права». Учащиеся 5-7 классов получают знания, без которых невозможно жить в современном мире. Учеников начальных классов в школе ласково называют малышами. Для них организуют познавательные встречи заведующая библиотекой Л.В. Буторина и старшая вожатая Л.В. Еськина.
   Большую роль в жизни учебного заведения играет спорт. На базе школы приводятся занятия по гимнастике и футболу. Действует малый тренажерный зал, где можно попробовать свои силы на десяти приспособлениях, предназначенных для разных групп мышц На них тренируются и члены общества инвалидов. После уроков многие ребята бегут к А.П. Исаковой, учителю физкультуры, на занятия по ОФП — общей физической подготовке. Плодотворно работает городской «Клуб любителей волейбола», выросший из учительского объединения волейболистов: мальчишки и девчонки, их родители, работники различных предприятий и организаций с пользой для души и тела проводят здесь время.
   При школе действует учебно-консультационный пункт, в котором обучаются работники многих, в том числе и престижных, учреждений города. Два раза в неделю в послеобеденное время взрослые люди, стремящиеся восполнить пробелы в знаниях и впоследствии получить высшее образование, приходят в светлые классы, садятся за парты и на некоторое время забывают о своем возрасте: как будто вновь они стали юными и беззаботными — непередаваемые ощущения! И пусть данный факт не тревожит родителей учеников: взрослые «школьники» никоим образом не контактируют с ребятами.
   Методическая тема школы звучит так — «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании». Действительно, педагоги многому могут научить своих коллег. На устах учителей имена тех ребят, которые не нашли общего языка в других коллективах и пришли в СОШ №5. Ребенок, считавшийся неуправляемым в каком-либо учебном заведении, появляясь здесь, через некоторое время совершенно менялся. Проходили годы, трудный подросток переоценивал свои поступки, находил занятие по душе (благо — выбор большой) — и получал вполне приличный аттестат. В прошлом учебном году безболезненно влился в коллектив 9в класс интерната №8. Не было ахов и вздохов, учителя и ребята практически сразу нашли общий язык — и закипела работа. Все глубоко уверены: педагог должен верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком. А дети, которым приходится жить в неблагополучной семейной обстановке, ребята, не знающие мудрой родительской заботы, любви и ласки, тянутся к своим наставникам. Они знают, что это их друзья. Жизнь среди доброжелательных людей учит тому, что надо сдерживать негативные эмоции, помня о покое окружающих.
   Многие ученики ездят на занятия из железнодорожной части города: переехав на новое место жительства, они не смогли забыть родное учебное заведение — так дорога им любимая школа.
   Особая гордость — выпускники! Они разъехались по разным уголкам нашей необъятной родины, но всегда приходят в дорогие их сердцам классы, привозят зачетки и рассказывают о собственных достижениях.
   Безмерно рады педагоги успехам учителя русского языка и литературы О.А. Степуренко: в прошлом году она заняла второе место в городском конкурсе «Учитель года», получила грамоту и премию. Сколько света и радости видим мы в глазах педагогов, когда они наперебой рассказывают о победителях городских и республиканских олимпиад, конкурсов и выставок.
   Юбилей принес коллективу множество сюрпризов. Одним из самых ярких стало поздравление Эдгара Готлибовича Гетмана, в прошлом — учителя математики, классного руководителя первого выпуска 1956 года, ныне — профессора кафедры алгебры и геометрии в арзамасском вузе. 80-летний педагог и ученый прислал в подарок собственную книгу — «Задача одна — решений много». Слова признательности высказывают учителя и в адрес спонсоров, поддерживающих все педагогические начинания.
   Сотрудники школы понимают: чем шире кругозор наставника, чем больше у него увлечений, интересов в определенных областях деятельности, тем безмернее восхищение, которое он вызывает в своих учениках. Настоящий учитель должен не просто знать предмет, но и пользоваться современными достижениями науки и техники, анализировать новейшие открытия и внедрять их в процесс обучения и воспитания.

Изольда Ануфриева.

   Читайте также статью
"Пятая отмечает пятидесятилетие"

вернуться