СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", пятница, 8 сентября 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 

Славная династия Федосеевых
 
 
На фото, слева на право:
И.Г. Федосеев, В.И.Федосеев и В.В.Федосеев.
 
 

   В далеком 1903 году из Чердыни на Печору прибыл уроженец Пермской губернии потомственный речник Иван Гаврилович Федосеев, где стал работать на пароходе «Михаил Черных». Пароходовладельцу Черных необходимы были смышленые и мастеровые специалисты. Иван Гаврилович стал механиком и проплавал бессменно до 1923 года. Начатое дело речника попало в надежные руки. С малых лет приученные к труду, семеро сыновей и дочь подхватили дело «патриарха» Печорского пароходства.
   Тринадцатилетним пареньком начал свою трудовую жизнь на реке старший сын — Николай Иванович Федосеев. Работал масленщиком, пом. механика, механиком. А когда нужно было, становился токарем, мотористом, медником, кровельщиком. Активно участвовал в гражданской войне, национализации флота. В 1928 г. Николай Иванович, единственный из речников, был удостоен почетного в то время звания «Герой труда». Как бывалого мастера в 1932 году Николая Ивановича переводят в школу фабрично-заводского обучения в нос. Щельяюр инструктором производственного обучения. В 1961 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР». В 1980 году Николай Иванович и Антонина Степановна отпраздновали золотую свадьбу. Валерий Николаевич живет в Сыктывкаре, пенсионер. Дочь Надежда в Щельяюре. Николай Иванович был прекрасным рассказчиком, умным собеседником.
   Смекалистым парнем рос Анатолий Иванович. Рано приобщился к слесарному делу. Был механиком. Но его способности особенно проявились, когда он стал в 1943 году главным инженером в Щельяюрских мастерских. После окончания приходской школы впервые на палубу парохода ступил Виктор Иванович Федосеев в должности масленщика. А в 1933 году ему, выпускнику Великоустюгского техникума, вручили диплом механика парохода. В годы войны он назначается линейным механиком Нижне-Печорского технического участка. В этой должности трудился до выхода на пенсию. За долголетнюю безупречную работу Виктор Иванович награжден орденом Ленина.
   С 1926 года началась трудовая деятельность Василия Ивановича. В годы войны работал в должности начальника Печорского порта. При его участии строили двухэтажные дома по ул. Речной и ул. Ленинградской, по Печорскому проспекту. Десять раз избирался вожаком партийной организации пароходства.
   За заслуги перед Родиной Василий Иванович награжден орденом Ленина в 1953 году и четырьмя медалями, Почетными грамотами президиума Верховного Совета Коми АССР, Коми обкома КПСС, Совета министров Коми АССР, горкома КПСС и Печорского горисполкома, знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства речного флота». В его честь названа одна из улиц Печоры. Ему присвоены звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР», «Почетный гражданин города Печоры».
   После окончания Великоустюгского техникума судоводителем работал и Павел Иванович Федосеев. Позже находился на преподавательской работе в Щельяюрском фабрично-заводском ученичестве и речном техникуме. В годы Великой Отечественной войны погиб на фронте.
   Большой трудовой путь пройден младшим сыном Ивана Гавриловича — Александром Ивановичем. Начинал он на пароходе в должности масленщика, работал токарем в затоне Щельяюр. В годы второй пятилетки получил первую грамоту «Ударнику. Герою пятилетки». В 1936 году, как стахановцу, ему была оказана честь — пригласили участвовать в шлюпочном походе Усть-Уса — Москва.
   Александр Иванович закончил профессионально-техническую школу в Ижме, Щельяюрский речной техникум и всю трудовую жизнь связал с рекой Печорой. С 1945 года возглавил Щельяюрское ФЗО, ремесленное училище № 4 речного флота, на посту руководителя бессменно был 28 лет до выхода на заслуженный отдых. Многие речники с благодарностью вспоминают этого замечательного, прекрасного человека. Весь свой талант, мастерство, умение он отдал делу воспитания молодого поколения, настоящих мастеров, речников. До конца дней своих Александр Иванович проводил активную воспитательную работу с молодежью, охотно делился своими впечатлениями ветерана, опаленного временем Великой Отечественной войны.
   Дело, начатое именитым дедушкой и не менее именитым отцом, подхватили сыновья и внуки. Сын Василия Ивановича, Рудольф, успешно закончил Ленинградский институт водного транспорта. Работал на Печорской ремонтно-эксплуатационной базе на судах пароходства — в основном на т/х «Тбилиси», — на береговом производственном участке, в ОТЗ управления пароходства занимался научной организацией труда. Жена, Нелли Дмитриевна, работала на Печорской РЭБ в плановом отделе. Получила высшее экономическое образование. Рано ушедший из жизни Рудольф Васильевич оставил жену и двух замечательных детей. Василий закончил электротехнический университет им. Бонч-Бруевича в Ленинграде. Работает в жилкомхозе. Дочь Наталья Рудольфовна — художник-оформитель.
   Дочь Василия Ивановича, Людмила, закончила ЛИВТ и тоже работала в управлении пароходства, возглавляла профсоюзную организацию. Старшие дочери не пошли по стопам родителей. Маргарита была преподавателем в школе № 4. На пенсии. Эльза закончила сельскохозяйственный институт. Работает агрономом в Сыктывкаре.
   Дети Николая Ивановича не продолжили дело речников. Сын Валерий живет в Сыктывкаре — пенсионер, дочь Надежда — в Щельяюре.
   Печорское речное пароходство в этом году отмечает свое 75-летие. Славные дела основных представителей династии Федосеевых сыграли большую роль в развитии речного транспорта Печоры и Республики Коми в целом.
 

Анастас СЕМЕНОВ,
председатель совета ветеранов
ОАО «СК «Печорское речное пароходство»

 

вернуться