СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", среда, 20 сентября 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Семья капитана

 

   Немало издано книг по истории нашего, в прошлом еще не обжитого сурового края, о чудесной красавице Печоре, о людях, чьи судьбы связаны с речным флотом. Не будем забывать и о том, что город, в котором мы живем, строился не без участия речников. И дай Бог, чтобы одна из первых появившихся организаций в Печорском крае — Печорское речное пароходство (ныне имеет другое название) — окрепла и, процветая, продолжала славный путь своих предшественников, радуя нас успехами.
   Трудился в системе Печорского речного пароходства и наш папа Павел Николаевич Низовцев. Приехали они с мамой Лидией Николаевной Низовцевой и с годовалым сынишкой на Печору из Архангельской области в 1937 году. Отцу было 28 лет, а маме — 23 года.
   В ту пору здесь трудился мамин дядя Василий Андреевич Низовцев (один из братьев ее отца). Вскоре после того, как он во время своего отпуска заглянул в гости к своему брату Николаю Андреевичу в деревню Шипицыно (недалеко от Котласа), мать с отцом решили перебраться из своей деревушки в Печорский край. Родители наши (однофамильцы и отчества у них одинаковые) оба из многодетных семей. Папа уже работал на речном флоте; начинал он с грузчика 17-летним пареньком.
   Приехав в Печору, заключил трудовой договор с ПРП. Сначала его определили капитаном на пароход «Батманов», на котором он проработал с августа по ноябрь 1937 года. Затем полгода учился на курсах судоводителей капитанов и помощников в поселке Щельяюр, по окончании которых его назначают капитаном парохода «Сварщик». А со 2 мая 1942 год папа работал капитаном на 150-сильном буксирном пароходе «Красный спец» (он был доставлен с Северной Двины капитаном Геннадием Ивановичем Куницыным). Отец проработал на нем по 1950 год. Основная задача пара-хода — перевозка угля, сплав плотов в верховья реки Печоры, погрузка угля на баржи.
   За 13 лет работы в ПРП папа неоднократно награждался правительственными наградами. Ему присвоено звание «Лучший капитан Речного флота СССР». Пароходу «Красный спец» был присужден вымпел НКРФ за досрочный ремонт с хорошим качеством в период судоремонта 1944-1945 г.г. В 1945 году отцу были вручены Почетная грамота МРФ — за энергичную работу и Почетная грамота НКРФ за успешное проведение ремонта.
   В том же году он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» В 1947-1948 г.г.. ему вручены Почетные грамоты как лучшему капитану за энергичную работу и успешное выполнение заданий по развитию и укреплению Речного флота Союза ССР. В 1949 году он награждается медалью «За трудовое отличие» за долголетнюю непрерывную, безупречную работу на судах речного флота. Тридцатые и сороковые годы прошлого века были трудными для нашей страны. И эти награды говорят о многом.
   Тяжёлое время выпало на долю молодой семьи. На Печору люди приезжали со всей страны, было много заключенных. Пока отсутствовало постоянное жилье, жить приходилось и в землянках, и где кто приютит. Летом пароход был своим домом. В 40-х годах появилось постоянное жилье в п. Лемтыбож — комната в деревянном доме с длинным коридором. Сообща преодолевали все трудности. Но как бы трудно ни было, должность капитана обязывает всегда быть в форме. Руководить 20-ю с лишним подчиненными на судне — дело нелегкое. И, конечно, вместе с отцом все эти 13 лет рука об руку несла свою вахту и его супруга, наша мама. Появляются и подрастают детишки. Их уже четверо.
   Осенью 1949 года отцу с с матерью дают путевку в г. Кисловодск, где они поправили свое здоровье. В 1950 г. в Печоре родилась у них еще девочка, а после навигации, 25 июля 1950 г., пароход «Красный спец» с судокомандой направляется в затон Щельяюр на капитальный ремонт судна. И это был последний рейс для папы и для семьи на нашем пароходе. Поселок Щельяюр, август 1950 г. Папе — 41 год, маме — 36 лет и пятеро детишек. Старшему — 14 лет, младшей — 2 месяца. 19 августа папы не стало. В одночасье все рухнуло.
   И остались на том месте, где похоронили отца, холмик и временной столбик, да так и забыло руководство ПРП впоследствии заменить этот столбик на скромное надгробие и поставить оградку на могиле капитана, отдавшего своей любимой работе 13 лет молодой в общем-то жизни. Вдова лучшего капитана речного флота бралась за любую работу, чтобы как-то накормить, обуть и одеть своих детей, поставить их на ноги. И несла эту ношу великая труженица всю свою жизнь смиренно, без ропота, принимая удары судьбы, оставаясь порядочным человеком, любящей, заботливой матерью, приветливой хозяйкой, старательным работником (впоследствии телефонисткой телефонной станции в Щельяюрских мастерских) и просто хорошей женщиной. Если бы женам капитанов присваивалось звание «Лучшая жена капитана речного флота», то, несомненно, мама была бы одной из них.
   Прожила мама немного — 52 года. Дети уже выросли. У каждого своя судьба. Когда не стало папы, мне было 5 лет. Долго еще я грезила, чтобы пришел папка с работы, принес всем гостинцев и, обняв большими сильными руками, усадил бы меня на свои колени, пока мама хлопотала у обеденного стола...

Любовь НИЗОВЦЕВА.

 

вернуться