СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", суббота, 26 августа 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 

Археологи на трассе газопровода
 
 

   На прошлой неделе в нашем районе начала работу археологическая экспедиция Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, возглавляемая кандидатом исторических наук Павлом Юрьевичем Павловым.
Для Павла Юрьевича это далеко не первая экспедиция в Печорский район. Прежде уже несколько сезонов он занимался раскопками известного археологического памятника — Бызовской палеолитической стоянки, которая, по его словам, является ценнейшим памятником истории и культуры. Уникальность ее в том, что обнаруженные здесь находки относятся к переходному периоду: среди найденных и орудия, характерные для неандертальцев, и предметы быта и охоты homo sapiens. Это археологический памятник эпохи формирования человека современного типа, и прежде всего этим он интересен. Удивительно и то, что по результатам исследований люди, жившие в те времена по берегам Печоры, были теснейшим образом связаны с европейским культурным миром. Так что дальнейшее изучение этого памятника, безусловно, представляет интерес для науки.
   Но, к сожалению, раскопки на Бызовской стоянке пока откладываются, потому что задача археологической экспедиции нынешнего года совсем другая. Павел Юрьевич со своей командой работает этим летом в рамках государственной экспертизы проекта строительства газопровода Бованенково—Торжок, который, как известно, проходит по территории нашей республики, в том числе и по Печорскому району, пересекая его с севера на юг.
   Современное законодательство требует как предварительной оценки воздействия будущего объекта на окружающую среду, так и возможного воздействия его на состояние памятников истории и культуры, в том числе археологических памятников. По мнению Павла Юрьевича, ознакомившегося с проектом, газопровод в нескольких местах, возможно, заденет археологические памятники, ведь они обычно приурочены к речным террасам, а он на своем протяжении пересекает не одну реку. В таких случаях заказчик согласно законодательству должен профинансировать археологические раскопки, чтобы дать возможность максимально обследовать памятник, поскольку после строительства он будет утерян уже безвозвратно.
   Возможна в связи с этим и частичная корректировка трассы газопровода: если, например, археологический памятник представляет большую ценность и предполагает длительное изучение и соответствующее финансирование, то заказчику дешевле будет изменить трассу трубопровода, чем оплачивать археологические раскопки.
   Нынешним летом на трассе будущего газопровода только на территории Коми работают шесть археологических экспедиций. В задачу группы П.Ю.Павлова входит обследование нескольких точек в нашем районе. Это — место на пересечении планируемого газопровода и реки Сыня, недалеко от бывшей деревни, где высока вероятность наличия археологического памятника. Это 2,5 км берега Печоры в районе Бызовской турбазы. Здесь, по словам Павла Юрьевича, от турбазы до болота Зыбун-нюр сплошь археологические памятники разных эпох, начиная с седьмого тысячелетия до нашей эры и заканчивая XI веком уже нашей эры. Эти памятники еще Канивец в 60-е годы обнаружил, но они так и не были пока окончательно изучены (раскопы делали только в двух точках). Насколько их заденет газопровод?
   Еще две точки возможного воздействия на археологические памятники — левый берег Печоры и берега Аранца в местах пересечения этих рек будущим газопроводом. В этих точках также планируется работа археологической экспедиции, но, как говорит П.Ю.Павлов, раскопов пока не будет — только разведочные шурфы.

Валентина СЕМЯШКИНА.

 

вернуться