СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", суббота, 10 июня 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Старина за 10 "зелёных"
 

 
© Фотография Игоря Дементьева, 2006 г.
 

   «Куплю иконы, распятья, предметы старины» — гласило скромненькое объявление на газетной полосе. Коллекционер? Перекупщик? Объявление заинтересовало, и, созвонившись с ее автором, я отправилась к нему на встречу.
    Покупателем старины, завалявшейся у печорцев, оказался мужчина средних лет, представившийся Сергеем, а на мой вопрос: «Зачем ему это нужно?» — он ответил: «Брат у меня — коллекционер. Живет в Средней полосе. Ему все и отсылаю».
   Объявления в прессу Сергей дает еженедельно, но, как выяснилось, хранители древности откликаются на них крайне редко, раз в полгода, «потому что экспедиции 30-х годов все выгребли». Что приносят печорцы? «Хлам второй половины XIX века или начала XX. Покупкой старинных вещей я занимаюсь 12 лет, и самая дорогая икона, которая попалась мне за все это время, была оценена экспертами в 510 долларов. Все остальное стоит порядка 10 — 15 «зеленых». Та 510-долларовая икона Спаса-Вседержателя была написана художником средней руки, зато помещена в дорогой серебряный оклад с пробой. То есть ценность представляла не сама икона, а ее обрамление», — говорит Сергей.
   За 12 лет он приобрел и переслал брату порядка 100 икон, из них 6 — хороших, в серебряных окладах. Ценность образов Сергей определяет сам. «Как-то в руки мне попалась книга Солоухина «Письмо из Русского музея». Прочел, заинтересовался и стал изучать иконопись». По его словам, в иконах ценятся старина, техника живописи, оклад, праздничная тематика (так называемая «краснуха») и ковчег. «Ковчег — это 3—4-миллиметровое углубление по периметру иконы с лицевой стороны в 5 сантиметрах от края. Икона с ковчегом — благородная. Ковчег — прерогатива древнерусских образов, выполненных до XVIII века. Икона с ковчегом мне пока не попадалась, а вот купить икону XVII века — криминал, так как вещь, имеющая историко-художественную ценность, принадлежит государству?»
   А еще Сергей поведал, что в старину иконы писали на доске из кипариса, что вторая или третья икона справа от алтаря — храмовая, и, посмотрев, какому празднику или святому она посвящена, можно узнать название церкви, что возраст иконы определяют по шпонкам — узким дощечкам, врезанным с обратной стороны, чтобы икона не сгибалась.
   Верит ли он в Бога? Нет, зато убежден в наличии чего-то, и это — необязательно Всевышний, и он уверен, что помимо мира видимого есть мир невидимый.
   Покупает Сергей и старинные вещи: самовары, утюги на углях, прялки. «Для людей все это не представляет никакой ценности. Расстаются без сожаления, некоторые даже пропивают. Однажды принесли и продали латунный самовар 1825 года».
   В моем доме тоже хранятся старинные вещи: икона Георгия Победоносца, почерневшая от времени, книги, читать которые невозможно, так как написаны они на древнерусском языке (На староцерковном. Прим. админ. сайта.). Все это досталось мне от бабушки, и продавать ее наследие я не собираюсь ни за какие деньги.

Татьяна НИКОЛАЕВА.

вернуться