СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", суббота, 30 июня 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Поклонимся великим тем годам
 
 

Помню

    В первое воскресенье июля речники Печоры, согласно устоявшимся традициям, отметят свой профессиональный праздник. Так и хочется добавить: праздник... со слезами на глазах. Но не будем портить настроение, сделаем акцент на возвышенной ноте. Давно уже для меня ушли в прошлое, скрылись за завесой тумана времени замечательные годы молодости. Годы, когда я впервые после окончания судоводительского отделения ПРУ вписалась в пароходскую семью речников. Прослеживая ступень за ступенью этот период жизни, многое вспоминается: и хорошее, и не очень (было и такое), но главное — замечательные люди, окружавшие меня, учившие, наставлявшие, помогавшие словом и делом. Немало их на моей памяти, всех, к сожалению, не назвать, но помнится, к примеру, и Канев Дмитрий Дмитриевич (ПРЭБ) с его внушительной, крепкой фигурой, с его напористым характером и неуемностью в общественных делах. Забыть ли милую, порой и ворчливую Марию Николаевну Карпову (секретаря парторганизации ПРЭБ) и строгого, но уважительного капитана двухпалубного пассажирского теплохода, где я плавала в должности проводника, Виктора Петровича Днепровского. Помнятся члены комсостава теплоходов «Москвич»: Петр Петрович Савка, Леонид Арьевич Шашев, Владимир Павлович Галышев, с которыми начинала свою речниковскую биографию и плавала не одну навигацию. М-41, -43, -45; ВТ-49, позже в речном порту — буксирный теплоход «Сёмга», далее пассажирская «Заря-179», суда «Метель», «Нарьян-Мар», «Усть-Кулом» — вот те теплоходы, где довелось работать проводником, кассиром, рулевым-мотористом и даже поваром. Есть о чем вспомнить в часы досуга, особенно листая пожелтевшие от времени страницы бассейновой газеты «Речник Печоры».

Они были первыми

   Все же какое было раньше прекрасное время, время не разрушения всего и вся, а возрождения, созидания!
   Как забыть ветеранам такие яркие вехи в истории Печорского пароходства, как периодическое пополнение флота все новыми и новыми плавучими единицами, появление первого пассажирского теплохода взамен пароходов, появление первого танкера, первой «Зари» и «Ракеты»; строительство в РЭБе своих надежных судов и металлических (взамен деревянных) барж; освоение передовых методов труда, повышение его производительности в социалистическом соревновании за первые призовые места.
   К.И. Кун, В В. Онну, Е. П. Аншуков, Г.М. Артеев, А.П. Еременко, В.П. Давыдов... (всех не перечислить). Все они — правофланговые советских пятилеток. Сколько славных имен передовиков не сходили годами с Доски почета, вновь и вновь подтверждая делом звание лучших. С чувством гордости произносятся имена кавалера ордена В.И. Ленина В.Л. Бабикова (Бабиков награждён высшей наградой СССР — единожды, в 1971 году, и уж никак не может являться "кавалером" ордена Ленина. Прим. админ. сайта), ветерана Великой Отечественной войны и труда шкипера рейда М.Ф.Батманова, орденоносцев А.Е. Заглубоцкого, В.И. Пузырева, В.И. Матвейчука, Н.И. Лобанова, кавалера ордена Трудовой славы III степени Н.М. Боченкова (Кавалером можно назвать только трижды (полный кавалер) награжденного орденом Трудовой славы — сначала третьей, второй и третьей степенью. Прим. админ. сайта). А сколько взрастил ось династий! Федосеевых, Чипсановых, Рочевых... Вот она — славная плеяда печорских речников, своим самоотверженным трудом вписавших славные страницы в историю развития Печорского пароходства.

«Любовь к жизни - всегда!»

    «Любовь к жизни — всегда!». Так определил свое кредо в автобиографическом изложении один из небезызвестных в пароходстве общественных деятелей, тоже речник в прошлом — Анастас Иванович Семенов. Емкая фраза наиболее точно выражает жизненную позицию этого скромного, но всегда энергичного, целеустремленного, оптимистично настроенного товарища. Неунывающий в любой ситуации балагур и весельчак — таково первое впечатление при встрече, но нередко оно бывает ошибочным, как и в данном случае. В действительности Анастасу Ивановичу выпала в прошлом весьма незавидная доля. Уже со второго класса до самого окончания семилетки приходилось работать каждое лето в колхозе, поскольку труд в те годы был не только почитаемым, но и основополагающим. Помогали матери, помогали колхозу. В настоящее время Анастас Иванович, забывая, казалось бы, о возрасте, не только работает, не только неутомимый общественник и страстный любитель спорта, но и не один год уже — активный участник усть-цилемского общества «Русь Печорская» (ансамбль «Усть-Цилемские напевы»). А росточки, тяга к художественной самодеятельности идет все оттуда же — с начальной школы, где тогда уже с головой окунулся в заманчивый сценический мир. С пятого класса он — председатель совета отряда, тимуровец. Школа, ремесленное училище, где он тоже был не рядовым, первая производственная практика на пароходе «Техник», работавшем на угле. Затем — рулевой-моторист на теплоходе М-41, второй помощник капитана — второй помощник механика на теплоходе «Уран». В июне 1962 года был призван на службу (Тихоокеанский флот) в школу связи, которую закончил с отличием и получил специальность рулевого-сигнальщика
   По-разному сложились судьбы трех братьев Семеновых. Может, и Анастас остался бы где-то на стороне от родительского дома, не случись досадного факта: проучился в 8 классе неделю (это было в 1955 году), как вдруг объявили, что каждому ученику необходимо заплатить за первое полугодие по 75 рублей. Поскольку сумма по тем временам немалая и Анастас внести ее не мог, он вынужден был вместе с одноклассником вернуться домой, одолев пешком расстояние в 56 км. Мама возвращению сына обрадовалась: будет в доме хоть один хороший помощник.
   Много ступенек ожидало еще парня в жизни. И, где бы он ни был, его подстегивали неуёмная жажда жизни, неодолимая тяга к спорту, художественной самодеятельности, общественной работе.
   В 1968-м он — рулевой-моторист на т/х «Кишинев», далее НТ-151, СТ-141, где параллельно учился на вечерне-заочном отделении Печорского речного училища, «Метель», капитаном на т/х «СИ-1» в системе судоходной инспекции, НТ-157, «Патрульный-3», шкипер рейда Печорского пароходства.
   И... бесконечная, подчас неблагодарная общественная работа, различные увлечения: добровольная народная дружина, ДОСААФ, ДСО «Водник»... Анастас Иванович — донор СССР, 19 раз давший кровь. В последние годы он — председатель совета ветеранов Печорского пароходства. Трудно и невозможно даже назвать те участки общественной жизни речников, где бескорыстно трудился долгие годы Анастас Иванович Семенов. Многогранна, обширна его деятельность на благо людей.
   В советское время мало кого можно было удивить общественно полезным трудом, общественной работой. А кто сегодня «за так» возьмется тащить, отрывая у семьи дефицитное время, эту неподъемную тяжесть, эту рутинную общественную работу не ради личных интересов, а просто потому, что надо, ведомый устоявшимся принципом «если не я, то кто же»?
   Инициативный, горячий в труде, замечательный семьянин, воспитавший вместе с женой Ниной Ивановной трех хороших дочерей, снискавший заслуженные почет и уважение, отличный спортсмен, не однажды отмечался он руководством администрации, Печорского пароходства, Центрального Комитета профсоюза. Вот уж действительно «старость его дома не застанет» — он всегда куда-то спешит, всегда в пути и в поиске. Дома корпит над всевозможными архивными материалами, собирает по крупинкам все хорошее и нужное из прожитого, что можно передать внукам. Здесь и подробная автобиография (есть и в стихах даже), и отслеженная родословная, и исторические данные появления фамилии Семенов, известные «фамильные» тезки и населенные пункты, фотоснимки, документы, документы...
   «Любовь к жизни — всегда!». Такая фраза завершает описание пройденного пути, и это неудивительно. Именно любовь к жизни, неуспокоенность помогает Анастасу Ивановичу быть всегда на высоте, стройным, подтянутым, не выживать, а ЖИТЬ! Ну, что же... Так держать! С Днем работников морского и речного флота Вас, Анастас Иванович, Вашу семью, всех речников Печорского пароходства и путейцев бассейнового управления пути! Здоровья всем и такого же оптимизма! Будьте счастливы!

Надежда ЕРЕМЕНКО.


вернуться