СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", суббота, 30 июня 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Они служат для нас


© Фотография Игоря Дементьева, 2006 г.

 

   Для большинства людей инспектор ДПС — некто в светоотражающем жилете с полосатым жезлом в руках, «мент», который стоит на дороге, громко свистит, останавливает ни в чём не повинных водителей, придирается за нарушение каких-то правил дорожного движения, при этом штрафует. В общем, «взяточник» и «вымогатель».
   Люди, спешащие по своим делам, не задумываются об основной задаче Госавтоинспекции — обеспечении безопасности дорожного движения, охране общественного порядка.
   Для того чтобы понять, с чем приходится сталкиваться инспекторам роты дорожно-патрульной службы ГИБДД ОВД г.Печоры, необходимо некоторое время провести с дежурным автопатрулём. Накануне 70-летнего юбилея со дня образования службы ГАИ — ГИБДД по моей просьбе руководство ГИБДД включило меня, молодого журналиста, в экипаж патрульной автомашины роты ДПС в составе зам.командира роты ДПС ГИБДД, капитана милиции Леонида Павлова и инспектора ДПС, младшего лейтенанта милиции Алексея Нагаева.
   После получения табельного оружия в ОВД г.Печоры и проверки экипировки экипажи ДПС, заступающие на 13-часовое дежурство, прошли инструктаж, получили от дежурного дежурной части по ОВД ориентировки по совершенным преступлениям, и прозвучала команда «По машинам!».
   Наша патрульная автомашина ВАЗ-2106 роты ДПС, получившая положенные на дежурные сутки 6 литров бензина, еще не самая «древняя старушка», имеющаяся в отделении ГИБДД. Тем не менее, отслужив на благо родного города на печорских дорогах более 12 лет, давно мечтает о заслуженном отдыхе.
   С моим двухметровым ростом и крепким телосложением, я с трудом втиснулся на заднее сиденье нашей «шестёрки». Как мне выдержать в таком положении 13 часов? Но скучать не пришлось: вскоре по рации дежурный дежурной части Сергей Миронец передал, что на автодороге Печора — Бызовая совершено дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, автомашина находится в кювете. Включив проблесковые красно-синие маячки и сирену, мы ринулись на помощь к пострадавшим.
   Ещё со школы помню, что нас должны пропустить другие автомашины, предоставив преимущество в движении. На самом деле я увидел совсем другое. На всём пути к месту ДТП прижались к обочине, остановились и пропустили патрульную машину всего трое водителей. Видимо, другим водителям нет никакого дела до правил дорожного движения и людей, нуждающихся в помощи сотрудников ГИБДД, «Скорой помощи», пожарной охраны. Прибыв на место происшествия, инспекторы, профессионально зная свое дело, без лишних слов приступили к работе. К пострадавшим еще до приезда сотрудников ГИБДД очевидцы происшествия вызвали «скорую помощь». Записав все данные пострадавших и очевидцев, оказав первую медицинскую и психологическую помощь, ДПСники стали оформлять необходимые в этом случае документы: протокол об административном происшествии на одного из водителей (выяснилось, что виновный в происшествии водитель находился в состоянии алкогольного опьянения), протокол о задержании транспортного средства; брать объяснения у водителей, пассажиров и других очевидцев ДТП, составлять схему ДТП, производить замеры, проводить медицинское освидетельствование. К этому времени начался дождь, я сел в машину и наблюдал за работой инспекторов. Несмотря на дождь и слякоть, они продолжали выполнять свои служебные обязанности. Два часа ушло у инспекторов на оформление одного ДТП. А ведь не будь водитель пьян, не произошло бы это несчастье, и в это время инспекторы могли бы проводить профилактическую работу с другими участниками дорожного движения, в том числе пешеходами.
   Пока я размышлял, патрульная автомашина остановилась недалеко от пешеходного перехода, напротив СОШ № 4 по ул. Социалистической. Мои «коллеги» объяснили, что на этой улице нет светофоров, недостаточное количество пешеходных переходов, но есть учебные заведения, магазины и неплохое состояние дорожного покрытия. В связи с этим водители часто в нарушение ПДД на скорости 80-100 км/час летят по своим важным делам, в результате совершаются ДТП.
   Нарушители появились незамедлительно, игнорируя патрульную автомашину, дорожные знаки. Водители ВАЗов, ГАЗов и других автомашин зачастую вели себя агрессивно. Кто-то обещал жаловаться, кто-то откровенно хамил и вообще вел себя не по-мужски. Все нарушители были привлечены к административному наказанию. Некоторые водители, на которых был составлен протокол за нарушение ПДД, нервничали, были недовольны, дёргали ручки дверей и хлопали дверью так, что заклинивало замки. И я понял, какими чертами характера должен обладать сотрудник ДПС, чтобы сохранить выдержку, спокойствие, сдержаться и не ответить «взаимностью».
   За полдня работы с инспекторами ДПС я понял, что среди нарушителей существует несколько основных типов людей. Поведение представителей определённой группы при встрече с инспекторами ДПС, на удивление, типично.
   Тип №1. Молодой и наглый. Встречается чаще всего в вечернее время. Вот пример. К патрульной машине на большой скорости мчится иномарка красного цвета, на скоростемере отметка — 110 км/час. Пассажиров больше нормы, водитель и пассажир не пристёгнуты. Инспектор жезлом показал остановиться. Осмотр документов также выявил, что, несмотря на наличие у молодого человека водительского удостоверения, которое он получил месяц назад, автомашину, принадлежащую отцу, он взял покататься с друзьями, не имея доверенности, пока родитель находился на вахте.
   Начинается составление протокола. Водитель, молодой человек, развалился на заднем сиденье патрульной машины рядом со мной, жуя резинку, чтобы заглушить резкий запах пива изо рта. Сквозь чавканье доносится фраза: «Командир, может, «\полтинник» и разойдёмся?». Я с трудом сдерживаю смех, инспектор спокойно объясняет, что штрафы на месте не взимаются, а оплачивают через банк. Нарушитель в свою очередь начинает расспрашивать: «А Саша сегодня работает? А Иванов вышел из отпуска?» Оказывается, очень многие проштрафившиеся водители рассказывают инспекторам о своих якобы хороших знакомых в ГИБДД.
   Тип №2. Солидный и очень важный. В Печоре встречается нечасто. За превышение скорости остановлена новенькая иномарка. Водитель — мужчина в белой рубашке, с проседью на висках, золотой цепью на шее, дорогими часами, всё время с кем-то разговаривает по сотовому телефону. Всем своим видом показывая, что общаться с такой мелочью, как инспекторы ГИБДД, не желает, а вступает в диалог только потому, что он законопослушный гражданин.
   Тип №3. Профессиональный, но невнимательный. Большинство водителей-нарушителей в нашем городе относятся к этому типу. В основном в эту категорию попали водители «газелей». ПАЗов и вечно спешащие водители такси. К вечеру в час «пик» на улице движение становится более интенсивным . Водители, завидев машину ДПС, пропускают пешеходов на «зебре». Вдруг появляется пассажирская «газель», водитель которой, словно ослепнув, не снижая скорости на пешеходном переходе, совершает обгон городского «лиаза», пытаясь первым заехать на автобусную остановку по Печорскому проспекту и забрать пассажиров. (В такую спешащую машину, водитель которой забывает о безопасности своих пассажиров и думает только о выручке, я бы просто не сел). Большинство водителей такси, с которыми мне пришлось встретиться в это дежурство на дороге, произвели впечатление, что правила дорожного движения они никогда не изучали и ездят так, как хочется им. В случае остановки инспектором ссылаются на занятость, частые вызовы клиентов («не заметил, забыл»).
   Есть ещё одна категория — это законопослушные водители. С некоторыми я с удовольствием поговорил, так как ПДД они не нарушали и работу сотрудников ДПС признают необходимой и обязательной. Чаще всего таких водителей инспекторы просто не останавливали, и они не тратили свое драгоценное время на объяснения и составление протоколов.
   Всего же за 13 часов работы экипажем в составе Л.Павлова и А.Нагаева выявлено 23 нарушения ПДД, из них 2 водителя были в состоянии алкогольного опьянения, 10 водителей превысили скоростной режим, 3 водителя проехали на красный сигнал светофора на железнодорожном переезде. К административному наказанию привлечены 8 пешеходов, оформлено 2 дорожно-транспортных происшествия, в которых получил ранения 1 человек. К концу смены уставший и побывавший на их месте, я понял, что вся эта работа была проведена для того, чтобы мы, участники дорожного движения, были живы, здоровы и счастливы. Чтобы сократилось количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей. Для меня один день работы с инспектором на дороге — знакомство с интересной и нужной службой в ГИБДД. Для инспекторов это — обычные будни.
   Накануне праздника поздравляю всех сотрудников Госавтоинспекции ОВД г.Печоры с 70-летним юбилеем со дня образования службы ГАИ-ГИБДД и от души желаю доброго здоровья, успехов в службе, благополучия в личной жизни. Чтобы ваш труд помог изменить привычки некоторых автолюбителей и сделать их законопослушными, уважающими всех участников дорожного движения.


Сергей СЕРГЕЕВ.

   Прим. админ. сайта: Будучи автолюбителем, например за четыре последних года, я, в городе Печора, не встретил ни одного "гаишника-вымогателя", все претензии были обоснованы (управление а/м без прав на вождение, превышение скорости, стоянка в неположенном месте и т.п.). Печорские автоинспекторы вежливы и участливы(!), что например не скажешь об их коллегах из Н.Новгорода или московской области (из собственного опыта). Все претензии к местным "ментам" я слышал от... уродов, ездивших свыше 100 км. по городу или в жопу пьяных... или просто, по своей человеческой  сути недовольных всем и вся.

 

вернуться