СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", суббота, 13 мая 2006 года
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Не потерять лица
 
 

   Состоявшееся в апреле совещание работников культуры муниципального района «Печора» не было традиционным подведением итогов с перечислением сделанного и обозначением задач на будущее. Отдел культуры МО сумел уйти от этого стереотипа и построить разговор на встрече в ином русле: получился серьезный анализ происходящего в отрасли за последние годы, обсуждение того, как культуре на уровне района без серьезных потерь вписаться в наше время бесконечных и зачастую непродуманных реформ, как сохранить то, что было, а может быть, и обрести новое — новые, соответствующие времени, формы работы с населением, новое видение роли культуры в нашей жизни.
    Об этом — наш разговор с заведующей отделом культуры муниципального района Татьяной Владимировной ТИМОФЕЕВОЙ.


   — Татьяна Владимировна, в своем докладе на совещании вы сосредоточили внимание прежде всего на проблеме адаптации, «врастания» учреждений культуры в ситуацию непрерывного реформирования. Вы считаете это наиболее важным в данный момент?
   — Да, для нас это важно. Оттого, насколько успешно пройдет процесс оптимизации деятельности учреждений культуры в период реформ, то есть как мы сумеем найти оптимальные в данной ситуации варианты и формы нашего существования и деятельности, зависит не только будущее самой нашей отрасли, но во многом и завтрашний день общества. Мы ведь ставим задачу не просто «выжить отрасли», а выжить так, чтобы при этом не потерять свое лицо. Потому что всеобщая «американизация» жизни, внедряемая в том числе и через массовую культуру, ведет именно к этому - потере своей индивидуальности, национальной самобытности, забвению культурных ценностей, накопленных поколениями. Мы не можем этого допустить, поэтому соответственно мы не считаем возможным внедрять в наших учреждениях исключительно только доходные виды деятельности. Более того, даже ориентируя работников на зарабатывание денег, мы поощряем прежде всего те формы работы, в которых не выхолощена их культурная составляющая.
   Говоря о поиске оптимальных вариантов существования учреждений культуры, я имею в виду не только содержание их деятельности, но также и формы собственности. Прошедший 2005 год войдет в историю культуры города тем, что появилось несколько разных по форме собственности учреждений культуры. Кроме муниципальных, у нас теперь есть Дом культуры речников - в частной собственности, а также Центр досуга и кино, который является муниципальным учреждением, но находится в аренде у частного предпринимателя. У нас партнерские отношения с предпринимателями, решившимися на бизнес в сфере культуры.
   Успешно работают под одной крышей социальное учреждение «Ассоль» и наша центральная детская библиотека. В Соколове действует библиотека-музей - таких совмещенных учреждений культуры раньше не было.
   — При этом, насколько я понимаю, вы считаете, что отказываться от государственного управления культурой нельзя...
   — Да, это так, но, к сожалению, государство уже на протяжении ряда лет вынуждает нас, муниципалов, самим искать источники своего существования. Внятной культурной политики в стране нет — всё сводят к зарабатыванию собственных средств. Вы ведь слышали выступление на совещании представителя Министерства культуры и национальной политики Светланы Эристовны Донцовой, ее ответы на вопросы наших клубников, библиотекарей. Никаких обещаний и надежд на изменение ситуации в лучшую сторону.
   Я бы сказала при этом, что в нашей республике положение еще и значительно хуже, чем во многих других субъектах РФ. Мы с Надеждой Петровной Остряниной были недавно на конференции в Государственной Думе РФ, посвященной работе с одаренными детьми. Встречи с коллегами из других регионов убедили меня, что это действительно так. Гораздо лучше нас в смысле финансирования культуры и внимания к ней со стороны государства выглядит Карелия, например. И даже Вологда, не говоря уже о нефтяном Клондайке - Ямало-Ненецком округе. Проявляется это внимание, кроме всего прочего, и в региональных надбавках к зарплатам работников культуры. Мы же, к сожалению, живем с оглядкой на «где хуже», а не наоборот. Вот на низовом уровне и вынуждены крутиться. Ведь то, что мы сделали на базе кинотеатра им. М.Горького, это тоже вынужденная ситуация, вынужденное решение, но благодаря этому мы имеем практически наполовину отремонтированное помещение.
   — Значит, самое слабое место в культуре по-прежнему материальная база?
   — Да, государство сегодня практически не финансирует развитие культуры, в том числе и ее материально-техническую базу. Очень сложно с комплектованием библиотек, пополнением фондов музея, с приобретением музыкальной аппаратуры... Кроме того, ветшают помещения, в которых мы размещаемся. Как результат — идут штрафы со стороны пожнадзора и т.д. При этом за два последних года в ремонт учреждений культуры вложено всего около 1 млн. 300 тыс. бюджетных рублей. Израсходовано же на эти цели более 3 млн. рублей, большая часть - спонсорские средства, вклад частных предпринимателей.
    — Татьяна Владимировна, я слышала, что в городе планируют перевести загс в помещение нынешнего второго филиала ЦБС. Это действительно так? Я помню, с какими трудностями доставался вам этот филиал, который на протяжении многих лет замечательно работает. И вот такая новость...
   — Да, такие планы действительно есть. И я не понимаю, почему одну проблему нужно решать за счет появления другой. Действительно, загсу нужно отдельное помещение. И оно есть, как мы все знаем. Но это помещение за много лет так и не отремонтировано. А помещение библиотеки — отремонтировано, без бюджетных вложений. Поэтому, наверное, удобнее занять его, чем прикладывать свои усилия и искать деньги на ремонт, как это делают наши библиотеки. Очень надеюсь, что руководство города откажется от такого странного решения проблемы с загсом.
   — Невнимание государства к отрасли, наверное, сказывается и на кадрах. Или нет такой проблемы?
   — Кадры у нас хорошие, во многом благодаря энтузиазму, инициативе, ответственности работников культуры и держится пока отрасль. Но... Крайне низкие зарплаты не могут не влиять на кадровый состав. Культура держится пока в основном на старых кадрах. Притока молодежи, какого хотелось бы, нет. И это не может не сказаться со временем в целом на отрасли. А с «мужскими» специальностями, такими, как звукооператоры, например, уже сегодня серьезная проблема.
    На состояние культуры в стране влияет, конечно, и ситуация в целом, в том числе низкая платежеспособность населения. Вот, к примеру, в музыкальную школу сегодня уже далеко не каждая семья может отдать ребенка, и это в будущем может порвать ту ниточку, которая связывала народные таланты с мировой музыкальной культурой. Поэтому невнимание к культуре, я бы сказала, непатриотично. На конференции в Москве, о которой я уже упоминала, приводили такие цифры. По результатам проведенного среди российских одаренных детей опроса только 3% их связывают свое будущее со своей страной. Разве это, не, тревожная цифра?
   — Татьяна Владимировна, выступления на вашем совещании тем не менее звучали в основном конструктивные.
   — Да, благодаря нашим работникам культуры, благодаря спонсорам, родителям наших юных талантов Печора участвует и в конкурсах, и в фестивалях, причем как республиканского, так и всероссийского уровня. И стыдиться нам пока не приходится. Кроме того, в условиях постоянного отсутствия планового финансирования многие учреждения культуры внедряют проектную форму деятельности.В последние годы, участвуя в различных конкурсах проектов и выигрывая в них, они не только получали финансирование на реализацию этих проектов, но и значительно разнообразили свою деятельность. Это и проведение семинаров по развитию женского предпринимательства, и поддержка творческой молодежи города и района через организацию выставок, и экологические проекты... Проектная деятельность, кроме возможности получить финансирование, еще и развивает партнерские отношения с другими организациями, в том числе с об-щественными, а также с разными группами населения.
   — И последний вопрос, Татьяна Владимировна. Наша Печора всегда была обделена выступлениями звезд. Объясняли: это по причине отсутствия достойного масштабу этих звезд зала. Ничего за последние годы не изменилось?
   — Зал, какой нужен, конечно, не появился. Действительно, те, кто приезжает, хотят заработать. И тех певцов, актеров, которых нам по силам потянуть, мы приглашаем. Вы же помните выступления в Печоре многих ведущих представителей культуры и искусства нашей республики. Но и тут сказывается неплатежеспособность населения: очень многие печорцы просто не могут позволить себе купить билет. Кроме того, наверное, и рекламы недостаточно. Реклама — статья очень затратная. Вот и получается заколдованный круг. А вывод один: держать в нищете народ не просто безнравственно, но и попросту невыгодно. Возможно, когда-нибудь наше государство поймет это.

Беседу вела Валентина СЕМЯШКИНА.


вернуться