СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", вторник, 19 декабря 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Первая скрипка
 
 

   Преподавателя детской музыкальной школы, заслуженного работника РК Юрия Владимировича ХИЛЕНКО, бесспорно, можно назвать первым скрипачом Печоры. Корреспондент «ПВ» встретился с музыкантом и побеседовал с ним о музыке, о культуре.

МУЗЫКА ВМЕСТО ФУТБОЛА

   — У музыканта Константина Никольского есть строчка: «Звуки скрипки все живое, спящее в тебе разбудят». Скрипка действительно завораживает, пробуждает самые глубинные чувства. В чем секрет этого инструмента?
   — По тембру и вибрации звук скрипки напоминает звук человеческого голоса, поэтому он и находит отклик в душе.
   — Вы давно играете на этом чудном инструменте?
   — С 8 лет.
   — А почему выбрали именно скрипку?
   — В музыкальную школу меня и брата привела за руку мама. Мне до сих пор непонятно, почему она так поступила. Семья жила бедно, но мама купила инструменты и повела нас учиться. Я думаю, сделала она это, чтобы отвлечь нас от улицы.
   — Вы, что, росли хулиганом?
   — Нет, но я увлекался футболом. Играл в дворовой команде. Когда команда выезжала на игру, а я был в музыкальной школе, то волновался, ждал их возвращения. Если они выигрывали, то понятно благодаря чему. Своей собранности, боевитости и мастерству. А если они проигрывали, то понятно из-за кого.
   — Вы с легкостью овладевали инструментом?
   — Да. Я легко учил на память, обгонял программу. Сейчас вспоминаю свою игру и понимаю, что я играл не так хорошо, Но с чувством, напористо. Шероховатости были наверняка, но мне они были не важны, а важно было сыграть эмоционально.
   — Люди какого склада характера могут добиться успеха в игре на скрипке?
   — Трудолюбивые.
   — Обучиться игре на скрипке, наверное, сложнее, чем на других инструментах?
   — Все зависит от уровня овладения инструментом. Я пробовал играть на ручной пиле. Делать это неловко, но надо долго трудиться, чтобы добиться красивой игры. Меня часто спрашивают: «На каком инструменте легче научиться играть: на скрипке или фортепиано?» И вот однажды в филармонии этот вопрос задал кто-то из зала. А после вопроса выступала наша преподавательница-домристка, и играла она обработку какой-то народной песни виртуозно, со всякими бряцаниями, тремоло, пассажами. Это было так блестяще, так художественно и привлекательно, что после аплодисментов я спросил зал: «Так какой инструмент самый трудный?» Все дружно сказали: «Домра». Так что все инструменты сложны, если захотеть играть виртуозно.
   Если же сравнивать скрипку и фортепиано, то на начальном этапе обучения игра на скрипке сложнее.
   — Вы считаете себя хорошим исполнителем?
   — Я профессионал. Говорить о себе «хороший» нескромно, тем более в моем возрасте. Я играющий музыкант и перестану играть, когда для меня это будет сложно физически.
   — А дома играете?
   — Дома нет инструмента. Я достаточно устаю в школе, да и скрипку нельзя носить по морозу.
   — Юрий Владимирович, почему вы решили пойти в музыкальные педагоги?
   — До переезда в Печору я совмещал преподавание музыки с работой в оркестрах. Но основной своей профессией считаю педагогику. То, что буду педагогом, понял ещё учеником 4 класса. В тот момент я вдруг стал уклоняться от скрипки. И вот по этому поводу был проведен совет: я, мама и мой педагог. Я стоял на отрицании, но у мамы и педагога хватило умения убедить меня. После совета я твердо решил быть скрипачом.
   — Вы учите детей музыке 46 лет. Талантливого или бездарного ребенка распознаете сразу?
   — Для меня это не загадка. После ближайшего знакомства знаю, что этот малыш будет играть и в третьем, и в пятом классе.
   — А с неспособными есть желание работать?
   — Было несколько случаев, когда я ставил вопрос об отчислении ученика. Это, как правило, дети, которые не успевают и в средней школе. Они не умеют собраться, выполнить задание. Этим детям тяжело учиться.

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

   — Хороших исполнителей в наше время достаточно, а вот композиторов-современников что-то не слышно.
   — На этот счет хорошо ответила композитор Губайдулина. Когда ее спросили, почему произведения современных авторов звучат хуже, нежели классиков, она ответила: «Потому что классика сыграна много раз. В ней найдены все средства художественной выразительности. А свежее произведение не прошло такую обкатку. А если еще и исполнитель молодой, он не всегда понимает его сложную фактуру, необычную мелодику. Музыку надо кропотливо разбирать, найти и применить средства художественной выразительности, динамику, неожиданный эмоциональный всплеск. Это не происходит, так как музыкант играет только ноты. Поэтому современные произведения и исполняются неохотно, и воспринимаются спокойно».
   — Вас, как приверженца серьезной музыки, не раздражает засилье попсы?
   — Ограничиваться только серьезной музыкой нельзя. Всегда рядом с классикой существовала музыка для отдыха и развлечений. Это и потешные частушки, и водевили, и оперетты. Каждое направление служило обществу и занимало свою нишу. Композитор Родион Щедрин справедливо назвал классическую музыку музыкой по вертикали, той, которая благодаря своей эстетической ценности пережила века и будет сопутствовать людям и после нас. А музыкой по горизонтали Щедрин назвал музыку, обслуживающую сегодняшний день. В этом времени она и останется. Сейчас явно ощущается крен в сторону популярной музыки.
   — Как поживает созданная вами детская филармония?
   — В этом году открылся 12-й концертный сезон. Девиз Печорской детской филармонии «Искусство детей — детям». За время ее существования было дано около 60 концертов, которые посетили более 500 учащихся общеобразовательных школ. Филармония учит слушать и понимать музыку. Наша филармония — единственная в республике, созданная на базе музыкальной школы.
   — И последний вопрос. Какого композитора вы любите слушать, исполнять?
   — Слушать люблю Чайковского. Его поругивали и в свое время, и сейчас. Упрекают за доступность, простоту и потакание вкусам. Уже в его бытность считалось, что музыка должна быть более строгая, философская. У Чайковского находят много популистских переходов, что-то цыганское, а цыганская музыка всегда считалась музыкой низкого качества за чувственность и доступность. Мне же эти качества нравятся в Чайковском.
   А исполнять люблю скрипичную музыку Вивальди и Моцарта. Чайковский достаточно сложен для исполнения и на фортепиано, и на скрипке.

Беседовала Ольга ОРЛОВА.

 

вернуться