СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", среда, 20 декабря 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
Есть стимул к движению вперед
 
 

   В состоявшемся недавно в Москве общественно-педагогическом форуме «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии» в составе делегации Республики Коми приняла участие директор Печорской гимназии №1 Н. Н. Жукова. Как известно, возглавляемое Натальей Николаевной учреждение образования по итогам 2006 года оказалось среди 23 лучших общеобразовательных школ республики (и 3000 российских), получивших гранты в размере 1 млн. рублей каждая.

   Сегодня Н.Н. ЖУКОВА отвечает на вопросы нашего корреспондента.
   — Наталья Николаевна, наши читатели, разумеется, наслышаны о приоритетном нацпроекте «Образование», но на поверхности пока только так называемые президентские гранты лучшим учителям и инновационным школам. Что ещё принес (или принесет) образованию национальный проект?
   — Сегодня, по прохождении первого года реализации национального проекта, мы, кроме двух названных направлений, уже ощутили на себе действие и других его составных частей. Например, активно реализуется направление проекта, связанное с информатизацией и компьютеризацией образования. В школах внедряется скоростной Интернет. Согласно планам проекта, к концу 2006 года ко «всемирной паутине» присоединят 18 тысяч российских школ, а в течение 2007 года бесплатный доступ к Интернету со скоростью не менее 128 Кб/сек получат еще 52940 школ. Сельским школам предоставляются необходимые для перевозки учащихся автобусы.
   Сейчас наша гимназия в рамках национального проекта на полученный миллионный грант — заказала современное оборудование для конференц-зала, интерактивную доску, новое пианино, необходимое лабораторное оборудование... Для кружка журналистики приобретаем цифровой фотоаппарат, камеру, диктофон. Очень жаль, что поздно было принято решение о продлении сроков расходования этих средств, и задуманные первоначально курсы повышения квалификации в рамках реализации программы развития гимназии, которые планировались на декабрь-январь, не состоялись.
   Обобщая, можно сказать, что основная задача приоритетного национального проекта «Образование», как об этом говорили и на встрече в Москве, — дать нашей системе образования стимул к развитию, к движению вперед, определив для этого так называемые «точки роста», сделав ставку на лидеров и максимально распространив их опыт по стране.
   — Знаю, что у вас недавно сделан прекрасный ремонт актового зала. Это тоже — в рамках национального проекта?
   — Нет, это нам в качестве поощрения за успехи от руководства муниципального района: ремонт зала произведен за счет внебюджетных средств. Спасибо Анатолию Ивановичу Лобастову.
   — Давайте вернемся к вашему участию в московском форуме. Что это за собрание было, в каком формате оно проходило, кто участвовал?
   — Форум проходил в Государственном Кремлевском дворце. Участвовали в нем наряду с учителями многие известные в стране и за ее пределами люди: знаменитые ученые, представители академической и вузовской науки, актеры, журналисты... Разумеется, участвовал министр образования и высшей школы РФ Андрей Фурсенко. Встреча была построена по тематическим блокам. В одном из них, скажем, представляли педагогов, вышедших в финал всероссийского конкурса «Учитель года», включая и победителя -учителя русского языка и литературы из Череповца Андрея Успенского. Еще один блок был посвящен итогам детского конкурса «Моя классная самая классная». Кстати, в жюри этого заочного конкурса пришло более 11 тысяч писем школьников. А победителем стал учащийся одной из сельских школ Красноярского края, и его вместе с учительницей пригласили на этот всероссийский форум. Они стояли на сцене — юноша-старшеклассник и его классный руководитель, пожилая женщина, и их приветствовал весь зал. Ничего особенного вроде бы не было сказано, но мне запомнилось прозвучавшее в выступлениях слово «таинство», которым только, наверное, и можно обозначить то совсем не вдруг зарождающееся взаимопонимание и доверие между классом и учителем, которому не мешают ни принадлежность к разным поколениям, ни разность интересов и устремлений. Понравилось и то, что на таком высоком форуме не осталась без внимания роль школьного классного руководителя, которой прежде практически никогда не уделялось должного внимания.
   С большой теплотой говорила об учительстве Вера Кузьминична Васильева — любимая актриса тысяч россиян. «Хорошо, что нашим детям заменяете нас вы, а не телевизор», — сказала она, отметив, что профессия и роль учителя в обществе должны быть приоритетными всегда, а не только в рамках нацпроекта.
   На форуме были представлены все уровни образования, в том числе и высшее. Примечательно, что приветствовал российских школьников и студентов, ставших обладателями фантов победителей международных олимпиад, академик Сергей Петрович Капица.
   В общем, впечатлений от форума много. В целом же можно сказать, что это не было встречей ради галочки. Во всем чувствовалось искреннее внимание к участникам и к проблемам образования, была очевидна озабоченность общества и руководства страны будущим нашей отрасли.
   — Наверное, существенной для вас была и возможность общения с коллегами из разных регионов?
   — Конечно, это очень важный момент. И организаторы форума обеспечили такую возможность. Были развернуты выставки, благодаря которым мы могли познакомиться с работой лучших российских школ. Были и запоминающиеся личные встречи. Я, например, сразу нашла дагестанскую, ингушскую, чеченскую делегации: интересно было узнать из первых уст, как там теперь, на этой многострадальной земле, где прошло мое детство. Узнала, что моей школы в городе Грозном уже нет, но жизнь потихоньку налаживается, входит в мирное русло, возвращается русскоязычное население.
   Мне было очень приятно узнать, что среди участников форума находится и бывший преподаватель нашей школы Лидия Александровна Горшкова. Она работала у нас учителем истории (многие печорцы её наверняка помнят), потом уехала в Киров. И вот оказалась среди лучших учителей.
   Интересным было и общение с коллегами внутри нашей коми делегации. Особенно приятным — постоянное внимание нашего министра образования и высшей школы Нелли Леонидовны Струтинской к каждому члену делегации.
   Запомнилось из московских встреч знакомство с Представительством Республики Коми при Президенте РФ. Оказывается, сотрудники Представительства уделяют серьезное внимание нашим студентам, обучающимся в московских вузах. Словом, встреч и впечатлений было много. А главное, мы, участники форума, уже на деле на примере своих школ убедились, что национальный проект «Образование» реально действует и приносит пользу,

Интервью провела Валентина СЕМЯШКИНА.

 

вернуться