СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", среда, 15 ноября 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 
По  следам старой легенды
 
 

    В своей недавней поездке в припечорскую деревню Медвежскую прослышала я удивительную легенду. Местные жители рассказали мне о том, что много лет назад в самом конце деревни в землянках жили странные люди, коих называли чудью. По одной из версий, были они очень маленькими, по другой — росту среднего, но с бородами аж до земли. Странность же их заключалась в том, что деревенских они дичились, а когда кто-то из местных увидел чудь, та ушла в другие края. Сказка? Быль? Старая легенда не давала покоя, и я, не мешкая, приступила к ее расследованию.

ФОТО ДА НЕ ТО

   — Вот она, фотография землянки. Я снял ее в 1962 году недалеко от Медвежской, — с этими словами руководитель музея «Покаяние», что находится в СОШ № 83, Борис Хватов подвел меня к стенду. — Не знаю, она ли вас интересует. В 1962 году я с ребятами отправился в пеший поход до деревни Аранец. Путь наш лежал через Медвежскую и Конецбор. Направляясь из Медвежской в сторону Конецбора, недалеко от деревни мы увидели землянку, а чуть подальше в лесу были покосившиеся кресты. Мы тогда решили, что это могилы, оставшиеся со времен ГУЛАГа, но я в этом не уверен.
   Выслушав собеседника, я понята: музейное фото к медвежским чудакам не имеет никакого отношения, так как, по словам деревенских, странные люди жили совсем в другой стороне. И вот что еще. На месте их поселения осталась яма. Что ж, поблагодарив Бориса Степановича за информацию, я на всякий случай пересняла землянку и, взяв с собой ценное фото, вновь отправилась в деревню. На этот раз потолковать со старожилами, из уст коих, по слухам, и родилась легенда, да увидеть своими глазами историческую яму.

ЧУДНАЯ ИСТОРИЯ

   Кое-какой свет в мое расследование пролила 83-летняя Евдокия Попова.
   — Чудь я не видела и, когда они здесь жили, не знаю. Мне о них мама моя рассказывала. Она говорила, что, еще будучи ребенком, ходила в эту землянку. Количество землянок мама не уточняла. По ее словам, землянка изнутри была обмазана глиной, и на ней имелись рисунки. Мама собрала там глиняную посуду и игрушки. Умерла она в 1941 году, вот и считайте, когда здесь чудь жила. Говорили, что, когда Захар-Илья, основатель Медвежской, сюда приехал (а это было в 1860 году) здесь жили люди. Как он поселился, они сразу ушли, чтобы не показываться ему на глаза, дальше в лес кило-метра на два. Там тоже жила чудь. И тоже в землянке, но у них еще амбар имелся, высокий, на ножках. То есть ямы должны быть две.
   Я вам вот что еще расскажу. Во время войны я работала на лесосплаве недалеко от Троицко-Печорска. Так троицкие рассказывали: мол, приходил в деревню мужик — борода длинная, волосы длинные. Говорит: «Я не должен был показываться, но я радость вам принес. Скоро кончится война и голодовка. Кушать будете досыта, но недолго». Ушел, и больше его не видели.
   А по поводу музейной фотографии Евдокия Евгеньевна сообщила следующее:
   — Землянку эту я узнаю. Километрах в четырех в сторону Конецбора есть место Чуркин. Землянка, что на снимке, там была, да не одна. Там раньше жили репрессированные. Они лес валили и по реке сплавляли. Говорят, землянка эта сильно разрушилась, и еще на том месте остались следы узкоколейки.
   А вот что помнит старожил Медвежской Мария Кулевская:
   — В 1942 году мне было 11 лет, и мой дед Григорий Поликарпович Мамонтов повел меня в лес по ягоды. Шли мы мимо той ямы, что сейчас находится на краю деревни, и дедушка мне рассказал о чуди. Сообщил: мол, чудь здесь жила, пока Захар-Илья сюда не явился. Кстати, по его словам, основатель Медвежской был человеком нервным, взрывным, а поселился он в середине теперешней деревни. Что касается моего деда, то он родился в 1869 году, а его семья переехала из Сибири в Медвежскую, когда деду было 10 лет. Так вот, когда я с ним пошла по ягоды, он остановился у ямы и сказал: «Здесь чудь закопалась». То есть они туда вошли и не вышли. Умерли они там, а не ушли в другие края. А в 1992 году, или около того, приезжали в деревню ученые и в яме той вели раскопки. Говорят, будто нашли они ложки и другую утварь, а вот скелеты не отыскали. Думаю, они в другой стороне раскапывали. Я еще хотела показать им точное место, но они сказали, что торопятся и уехали.

СЛОВО НАУКЕ

   Что ж, получается, что чудь, скрывающаяся от глаз людских, действительно обитала в окрестностях Медвежской до прихода туда ее основателя, то есть более 145-ти лет назад.
   — Чудь до сих пор изучается учеными. Существуют разные мнения о ее происхождении. Совершенно точно, что ямы в Медвежской никак не связаны с древними чудскими племенами, так как чудь жила в дохристианскую эпоху, — рассказала мне старший научный сотрудник Печорского историко-краеведческого музея Татьяна Афанасьева.
    Вот что об этом пишут сотрудник Коми научного центра, этнограф Валерий Шарапов и сотрудник Санкт-Петербурского музея этнографии, кандидат наук Александр Чувьюров, побывавшие в припечорских деревнях в 1995 и 1997 годах: «Местное предание рассказывает, что до Захар-Ильи на месте деревни жил некий Чудин, у которого была своя вера, из-за чего он жил подальше от людей, скрытно от всех. А после переселения сюда Ильи Чудин перешел на новое место в двух километрах ниже современной деревни Медвежской». Предание это ученые записали со слов Евдокии Поповой.
   Возможно, до прихода Захар-Ильи на месте Медвежской жили радикальные старообрядцы, или истинные православные христиане, как они себя называют. Люди эти уходят из мира, живут в землянках, не стригутся и не бреются, так как считают: что дано Богом — переделывать нельзя. По их вере, нельзя также работать на государство, расписываться в документах и даже получать пенсию. Бывая в экспедициях в верховьях Печоры, я сталкивалась с радикальными старообрядцами. Одну приверженку этой веры я встретила в Дутове, Она вышла на крыльцо дома и общалась со мной только жестами. Женщины-староверки были и в Щугоре. Живут они натуральным хозяйством, а еще ходят по людям — кому огород вспашут, у кого с ребенком нянчатся.
   Между прочим, Медвежская в годы советской власти была центром старообрядчества на Средней Печоре. В этой деревне имелась часовня старообрядцев, где служба шла до середины 30-х годов. Потом часовню закрыли и устроили там телятник. Однако служба продолжалась в одном из домов. Старообрядчество тогда возглавлял родственник Е.Е. Поповой Самуил Андреевич Мамонтов. С ним связывают возрождение старообрядчества на Печоре в 40-х годах прошлого века. В Медвежской также была огромная староверческая библиотека. Где она сейчас — вот вопрос.
   Для меня же вопросом осталось следующее: странные люди ушли или, как рассказывает М.А. Кулевская, зарылись и погибли в яме. Докопаться до ответа мне, видимо, еще предстоит.

Татьяна ПЛОСКОВА.

 

вернуться