СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", пятница, 17 ноября 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 
 

Голубой дорогой жизни

Экскурс в прошлое
 
 

    17 ноября в актовом зале ПРУ состоятся торжественное собрание и концерт художественной самодеятельности, посвященные знаменательному событию в жизни Печорского речного пароходства — его 75-летию. 75 лет с той поры, как пользуются печорцы услугами транспортного и пассажирского флота. Вот как, совершая экскурс в прошлое, пишет о тех далеких годах в своей одноименной книге (прочитать книгу) фронтовик, бывший редактор газеты «Ленинец» Михаил Степанович Пыстин: «Царизм не тяготил себя заботой о жителях Печоры. Жажда наживы, алчность, конкурентная борьба способствовали росту грузооборота, развитию торговли. Чердынские купцы, монополизировавшие торговлю на Печоре, сказочно обогащались, закупая хлеб на юге и сбывая его здесь втрое дороже, а местное население эксплуатировалось самым наглым образом. Купечество, духовенство и царские сатрапы сдирали последнюю шкуру с рыбаков и охотников, ремеслового люда. Вся Печора стонала от двойного и тройного ига. Многие, отчаявшись от постоянного голода и различных болезней, массово покидали насиженные земли своих предков в поисках лучшей жизни».
   В этот же период (примерно 1913-1915 годы) началось и прозрение народа. Большой толчок дала первая русская революция 1905-1907 г.г. Тому же способствовали и политические ссыльные, загнанные на Печору царским самодержавием. Началось возрождение этого глухого, дикого края.
   В 1859 году была открыта Печорская компания, или товарищество. Его суда начали сплавлять лес по Печоре, везти его в Англию и Францию. Но фрахтовать корабли к устью реки было очень трудно и опасно. Русские страховые общества вообще не страховали суда, идущие в Печорский залив.
   Да... Пожалуй, далеко не одними десятками лет измеряется расстояние, отдаляющее нас от того дня — 28 августа 1864 года, когда впервые над Печорой раздался пароходный гудок. Осваивали пароходное дело у чердынских, ижемских и красноборских купцов И.Г. Федосеев, И.Д. Рочев, И.Х. Щелчков. Непосредственное начало развития судоходства на Печоре приходится на период октябрь — декабрь 1931 года, и уже 1 января 1932 года управление Печорского пароходства, возглавляемое П.Н. Кучкиным, с подчиненными ему службами пути и связи размещается в селе Усть-Цильма. В этом же году транспортный флот на Печоре стал усиленно пополняться. Уже на счету было 35 пароходов и 86 барж, что, естественно, позволило увеличить объемы грузоперевозок. Если в 1925 году флотом пароходства было перевезено за навигацию свыше 10 тысяч тонн грузов, то в 1932-м — уже 158 тысяч тонн. В одной из своих книг о Печоре М.С. Пыстин писал: «Поистине героическим можно назвать завоз грузов по рекам Усе и Воркуте. Сюда, на край земли, были завезены шахтное оборудование, рельсы, шпалы, паровозы, тысячи людей. Отсюда в сентябре 1934 года пароход «Плотник» под управлением капитана Александра Николаевича Большакова забуксировал баржу с первой партией воркутинского угля».
   Летом 1940 года на берегу Печоры раскинули свои первые палатки прибывшие работники Гипроречтранса. В это же время (30 июля) приехал сюда для организации и руководства погрузочно-разгрузочными работами (грузы шли из Нарьян-Мара для строительства железной дороги и водного узла) опытный речник Н.А. Богатырев, который и возглавил «новорожденный» причал Канин-Нос. Как пишет много позже бывший капитан-наставник пароходства А.Н. Шувалов, «вся контора причала разместилась на барже. Зиму 1940/41 года жили в палатках и землянках. Были построены землянка-столовая и землянка-баня. Первый домик появился у речки Мазиловки. До постройки землянок (до февраля 1941 года) пароход «Неман» стоял под парами как общежитие».
   Никто не станет отрицать, что завоз грузов по неосвоенным рекам был крайне сложным. Печорский край начал осваиваться усиленными темпами, и пальма первенства здесь принадлежит в первую очередь печорским речникам, доставлявшим в глубинку необходимые грузы, оборудование и продовольствие.
   Шли годы. Дизельные суда постепенно вытесняли паровые, уходили в небытие деревянные баржи и производственные здания. Вот что пишет о дальнейшем времени в своей статье «С оптимизмом — в будущее» нынешний генеральный директор ОАО «Судоходная компания «Печорское речное пароходство» А.В. Гущин: «Особый динамизм испытывало пароходство в 60-80-е годы: строительство нового флота на своей собственной базе, новых цехов судостроения и судоремонта. Мощный импульс был придан и развитию социальной сферы. Это были лучшие годы для многотысячного коллектива пароходства. Недаром 18 ноября 1981 года Печорское пароходство Указом Президиума Верховного Совета СССР награждено орденом «Знак Почета».


Квартиры под ключ
 

   55 семей тружеников пароходства справили новоселье в июле 1983 года. Вот как пишет об этом бывший и.о. начальника ОКСа пароходства Л.П. Беляков: «23 июля первые жильцы — работники Печорской РЭБ — въехали в новый 127-квартирный дом № 19 по ул. Гагарина общей площадью 5954 кв. м. Это семьи заслуженного работника Коми АССР капитана теплохода Л.А. Шашева, старейшего работника, участника ВОВ В.А. Кушева, передовиков производства И.Е. Мапинина, В.И. Матвейчука, Т.И. Киселевой и др. — всего 55 семей».
   13 октября 1983 года Анатолий Головин сообщал о том, что «20 квартир общей площадью 1152 кв. м сданы под ключ коллективом стройучастка (начальник Ю.К. Кулаков) Печорского речного порта. Предъявленная к сдаче 5-я секция дома принята рабочей, а затем и госкомиссией с оценкой «отлично». Квартиры получили ветераны порта крановщик Н.И. Орлов, сменный электромеханик плавкрана О.Г. Дэвис, слесарь-наладчик Р.С. Канев и другие. В IV квартале планируется сдача еще одной, шестой, секции жилого дома портовиков».
   В Печорском речном порту за первые три года 80-х ежегодно вводилось по две благоустроенные блок-секции жилых домов улучшенной планировки.
   В канун празднования 7 ноября Л. Орлова в газете «Речник Печоры» поведала еще об одном радостном событии: «Хороший подарок к ноябрьским праздникам получили работники Верхне-Печорского техучастка: 12 семей въедут в новый дом по ул. Комсомольской поселка Путеец. Дом построен техучастком своими силами, хозспособом. Сейчас в Путейце производится закладка фундамента следующего жилого 29-квартирного дома улучшенной планировки».
   В конце декабря 1984 года было закончено строительство блока цехов и стапельной площадки с краном грузоподъемностью 40 тонн в Печорской РЭБ, в стадии завершения находилось строительство 2-й очереди порта, мастерских и Щельяюрской РЭБ, судокорпусных цехов в Троицко-Печорском и Верхне-Печорском техучастках.
   Да... А ведь все это было на самом деле! Кто поверит сейчас?

 

Когда флот рос

   • Год от года флот пополнялся ранее все новыми единицами. Великие, незабываемые пятидесятые: поступившим буксирным пароходам присваиваются имена молодогвардейцев. В 1954-м пришли суда с дизельными установками семейства «рыб»: «Семга», «Форель» и др., пароходы «Щорс» (первый капитан - С.М.Жерихин) и «Пархоменко», пассажирские «Москвичи».
   • В 1959-м сошли со стапелей металлические баржи взамен деревянных. Через три года стали осваивать метод совмещения профессий. На смену пассажирским пароходам пришли двухпалубные красавцы «ВТ». Чуть позже появился первый танкер, за штурвал которого встал бывший курсант ПРУ Константин Канев.
   • На пассажирском флоте в 50-60-е годы далеко не безызвестным было имя Виктора Петровича Днепровского. Именно он повел в рейс прибывшие на Печору крылатые «Ракеты», а первую пассажирскую «Зарю» («Зарю-23») перегнал на Печору не кто иной, как Леонид Арьевич Шашев, в числе первых освоивший метод вождения скоростных судов.
   • В 1963-м в Щельяюрской РЭБ начато строительство колесных судов типа БТК. Первое судно проекта Р-40, построенное Печорской РЭБ, доверили вести в рейс славному капитану Вольдемару Львовичу Бабикову. Годы спустя такие суда заменили весь паровой буксирный флот. Из пароходов последними оставались «Пархоменко» и «Щорс». На смену грузовым самоходкам пошли теплоходы типа «СТ».
   К навигации 1982 года печорскими судостроителями были сданы в эксплуатацию уже семь теплоходов проекта Р-14А, а сколько несамоходных!..
   • В Печорском речном порту, на II грузовом районе, ранее стояло всего пять портальных кранов. В 80-х годах их число увеличилось вдвое. Построены были причал № 15 протяженностью свыше двухсот метров, благоустроенная контора, подъездные пути, образовались комплексные бригады.
   • 21 июля 1983 года: "Щельяюрская РЭБ продолжает строительство современных мощных теплоходов. Со стапелей спущены на воду пятнадцать 450-сильных судов проекта Р-14, построены два современных речных вокзала, десятки барж. Сегодня на стапеле — новый теплоход такой же мощности, но другого проекта. Из года в год силами Щельяюрской РЭБ поднимаются в поселке жилые дома».
   • 17 ноября 1983 года: «Недавно на Щельяюрской РЭБ закончились приемо-сдаточные испытания мелкосидящего буксировщика-толкача проекта Р-162А. Начато строительство второго теплохода новой серии. Обязались сдать его весной будущего года. В этом значительный вклад прораба по судостроению B.C. Заостровского».
 

Один — за двоих!

   Ускоренными темпами велось строительство жилья, на производстве боролись за повышение производительности труда, внедряли передовые методы.
   «На зимнем судоремонте, — рассказывали члены экипажа т/х «Александр Чупров» (капитан Юрий Дуркин), — бригадную форму труда опробовали в 1982 году. Такая организация судоремонта выгодна и предприятию, и нам. Система оплаты теперь стимулирует высокопроизводительную и качественную работу: за 1 процент сокращения срока ремонта бригада получает 3 процента премии».
   О механике земснаряда ВПТУ «Печорский-219» С.М. Кондратьеве: «С 1966 г. в числе первых судоводителей бассейна Сергей Михайлович перешел на прямое совмещение профессий. Возглавляемый им комсостав не допускал случаев простоев даже при шаландировании в сложных условиях мелководья».
   Передовой опыт вождения судов методом толкания впервые применил на практике пароход «Свирь», где комсостав был из комсомольцев (капитан — А.И. Рочев, штурман — Артеев, Лапин, Климушкин).
   В.Л. Бабиков, будучи капитаном теплохода «Скумбрия», впервые в бассейне подхватил почин: стали работать по принципу «один — за двоих».
   О работе кислородной станции Печорской РЭБ (начальник Б.Н. Уваров): «Коллективом взяты на вооружение передовые методы труда, К примеру, вполне оправдавший на практике ярославский метод расширения зоны обслуживания, когда один работает за двоих (метод взаимозаменяемости).
   О досрочном выполнении трехлетнего навигационного плана рапортовал в свое время «семейный» экипаж плавкрана № 2009, на котором трудились супруги Н.В. и Н.М. Якуба вместе с сыновьями-электромеханиками. В 1983 году в честь Дня защиты детей экипаж перечислил свой однодневный заработок в Фонд мира.
   На полгода раньше справился с трехлетним заданием пятилетки и экипаж т/х БТТ-312 Печорского речного порта (капитан А.П. Еременко), обязавшийся до конца навигации выполнить дополнительно 5 млн. физических тонно-километров.
   В 1980-х годах многие суда сухогрузного, нефтеналивного и пассажирского флота («Заполярный», «Нарьян-Мар», «Комсомольский», «Северный», РТ-13, «Нептун», «Киев», «Баку», РТ-11, -12, «Радищев», «Ракета-145» и другие) выполняли планы на 130-250 процентов!


Из ледового плена

   Еще ничего особо тревожного не ощущал комсостав судов Печорского пароходства «Сула», «Советский» и «Вишера», когда в предпоследний сентябрьский день с баржами (техникой, топливом, щебнем и прочими грузами) почти одновременно отправились в низовья реки, держа курс на Нарьян-Мар. 10 октября — в день отправления дальше из Усинска — приближавшиеся холода все более давали знать о себе. Низкие горизонты воды, темные ночи, отсутствие обстановки ниже Родионова... И если рейс Печора-Нарьян-Мар какими-либо сложностями не отличался, то этого нельзя было сказать о рейсе Нарьян-Мар-Печора.
   По окончании выгрузки в Нарьян-Маре вышеназванные теплоходы один за другим с небольшим интервалом устремились в обратный путь, оказавшийся намного труднее предыдущего, хотя и погода поначалу была вполне нормальной. 16 октября ниже Усть-Цильмы встретился первый лед, причем довольно жесткий. Далее двигались уже в ледовых условиях. В районе Брыкаланска нагнали ушедшие ранее из Щельяюра теплоходы «Советский» и «СТ-58» с плавкраном (КПл-665). «Вишера» осталась для того, чтобы вытаскивать баржи, которые зашуговало. Ей помогала вскоре подошедшая «Сула». Это получалось не так-то просто, около берега пробивали, промывали припой, образовавшийся в течение суток шириной около 70 метров. Таким образом баржи и очутились во льду. На данную операцию потребовалось свыше 12 часов. Затем с четырьмя освобожденными порожними баржами «Сула» и «Вишера» пошли вверх. С каждым перекатом движение все больше осложнялось из-за малой воды под днищем, зашугованности и сужения судового хода, по которому на большой скорости устремлялся встречный лед. Протаскивать баржи в таких условиях оказалось невероятно трудно.
   19 октября теплоходы «Советский» и «СТ» находились выше устья Усы. «Советский» вернулся на помощь легкачом — стали тянуть буксиры тройной тягой. 20-го утром на перекате Иловатник собрался караван судов (спустились сверху БТК-20, «Двина»). Лед уже стоял. БТК-20 и «Двина» пробились через стоявший лед; попытались идти следом и другие суда, но начавшийся полным ходом ледоход в образовавшейся полынье тут же застопорил движение, отняв не менее двух часов дорогого времени.
   Далее караван во главе с ВТК и «Двиной» (их меньшая осадка позволяла безопасно идти во льду, повышала манёвренность) стал продвигаться дальше. Достигнув Сотчем-курьи, встретили здесь «Хоседу» и еще несколько барж. Посовещавшись, решили оставить баржи в Лыже и пробиваться только теплоходами. На Седьшорском перекате — снова стоячий лед. Опять пробивали, шаг за шагом продвигаясь вперед. Километров пятнадцать всего было оттуда до Соколова, но на преодоление данного отрезка пути потребовалось около суток.
   Дошли таким образом до Кожвинского моста, и опять стоит лед. Во льду — теплоход «Усть-Кулом» с двумя баржами. Пробили дорогу, вытащили, забуксировав «Усть-Кулом», и... замаячили наконец-то показавшиеся более родными, чем всегда, очертания города и затона — места приписки, места зимнего отстоя судов пароходства. Это было совсем недавно — 25 октября, между 14-ю и 15-ю часами дня.
   Итак, путь от Нарьян-Мара до Печоры пройден был за 11 суток вместо обычных пяти, а от Щельяюра до Печоры — 9 дней вместо обычных 2,5. Два переката — Нижне-Канинский и Кожвинский — пришлось подкапывать краном, что также потребовало дополнительного времени.
   Надо было видеть удивительное зрелище: вдоль реки вытянулся окруженный сплошным льдом караван судов, а поперек реки — цепочка черных силуэтов людей, переходивших ледяное поле, чтобы достичь того или иного берега. Но вряд ли заметили это взволнованные, вымотанные затянувшимся вдвое рейсом члены ком- и плавсостава. Остались во вчерашнем дне и небывало низкие горизонты воды, и не однажды лопавшиеся троса, и неполадки в машине, забывались густые, соленые маты...
   По мере приближения к затону все заметнее спадала тяжесть самого, казалось бы, неподъемного «груза» и непреодолимого барьера — ледового панциря. Все радостнее бились сердца капитанов, механиков, штурманов, рулевых, поваров — всех, кто был причастен к этой незабываемой ледовой эпопее, схватку с которой, работая круглосуточно, почти без сна и отдыха, они выдержала на «отлично». Вот они — герои ледового сражения-2006: экипаж «Двины» (капитан — сменный механик И.И. Гондарчук), БТК-20 (С.С. Бабиков), «Хоседа» (И.И. Островский), «Сула» (Е.А. Ануфриев), «Вишера» (Н.И. Хозяинов), КПл-669 (командир И.С. Королев), «СТ-58» (Е.А. Ковалев), «Советский» (А.Б. Останин), «Усть-Кулом» (Л.П. Марфияк).
   А на набережную родного города уже спешили (спасибо телефонной связи!) пешком и на машинах заждавшиеся в тревоге родные, махали, приветствуя, рукой и платочком...
   Здравствуй, Печора!
   В затоне командам судов было дано осеннее разоружение. «Пахали, как негры. Надо было во что бы то ни стало урвать теплое время». И лишь «Хоседу» задействовали на рейдовых работах по расстановке флота на зимний отстой.
   Меж тем немало теплоходов других предприятий зазимовали по реке. Вышедший несколькими днями позже из Нарьян-Мара второй караван в составе судов «Академик Чебышев», «Комсомольский», «Кажим», «Сыня», танкер НТ-152 и др. остался зимовать в Щельяюре.
А уровень воды в районе Печоры, к примеру, в последующие дни поднялся, как ни странно, до четырех с лишним метров.
   17 ноября коллектив пароходства празднует 75-летие. В его составе — и вырвавшиеся из ледового плена речники, встречающие юбилей с приятным чувством на совесть выполненного долга.
   Записано со слов капитана — сменного механика т/х «Сула» Егора Алексеевича Ануфриева (примечание автора).

Кадры решают все

   В далеком 1939 году состоялся первый выпуск в речном техникуме на Печоре судоводителей и судомехаников, заметно пополнивших ряды молодых специалистов, в которых была тогда острая нехватка. Всего выпусков, как пишет ветеран ПРУ и пароходства В.И. Большаков в своей книге «На земле и на воде», до войны было три — более ста человек. Это сейчас многие и без войны оказались лишними. А тогда, «поскольку война «подчистила», специалистов осталось мало, и нехваткой кадров пароходства страдало еще около десяти послевоенных лет». Ни в какое время, никакие успехи пароходства не были бы возможны без замечательных людей, квалифицированных, грамотных специалистов, ком- и плавсостава — всех, так или иначе причастных к строительству и обслуживанию речного транспорта на Печоре. Сколько их, незабытых и, увы, забытых, весомая частица труда которых осталась неотъемлемой страничкой в летописи пароходской истории. Вот эти люди, вот их славные имена: свыше 30 лет плавал сначала на пароходе «Молоков» боцманом, а после шкипером ударник 10-й советской пятилетки С.С. Голец. С 1954 года долгие десятилетия оставался в рядах плавсостава ударник 10-й пятилетки И.С. Сабиров, чей экипаж(«МН-402»), носивший почетное звание экипажа коммунистического труда, всегда ходил в передовиках.
   Как не гордиться такими славными героями труда, как Вольдемар Львович Бабиков, награжденный орденом В.И. Ленина; Василий Иванович Пузырев, награжденный орденом «Знак Почета»; Николай Иванович Лобанов, чей труд также отмечен правительственной наградой — орденом «Знак Почета». Как не гордиться было «семейным» экипажем Якубы, представителями династии Федосеевых (И.Г. Федосеев, его сыновья и дочь, пошедшие по стопам отца)! Как не гордиться династией Боченковых, во главе которой стоял Михаил Петрович — ветеран Великой Отечественной войны, прошедший с боями от Курской дуги до Бреслау и награжденный орденом Красной Звезды. Вместе с супругой Руфиной Николаевной вырастили они восьмерых детей, семеро из них пошли по стопам родителей.
   Двадцать два года стоял у руля пароходства Владимир Авксентьевич Макеев. И.Г. Ахременко, А.С. Суровцев — выпускники Печорского речного училища военных лет; выпускники ПРУ — А.П. Апанасенко, М.В. Дидковский, В.В. Онну, А.А. Чупров. Кто не знает А.А. Иноземцеву, плававшую на пароходе первым штурманом, А.Г. Ануфриеву, прошедшую в годы войны путь от матроса земснаряда до механика парохода «Тюлень» Н.И. Быков, А.Н. Шеронов, В.И. Матвейчук — кавалер ордена «Знак Почета», возглавлявший бригаду судокорпусников Печорской РЭБ, электросварщица М.А. Лудникова и ее достойная ученица Р.П. Канева, бывший председатель совета ветеранов пароходства А.И. Рудаков (позже — А.Н. Шувалов и А.И. Семенов), Г.П. Пронин, В.И. Гольдберг, В.В. Журенко, старейший кадровик РЭБ П.Н. Канев, O.K. Опарин, немало лет отдавшие кадровой работе Г.Ф. Щукина и Г.П. Бажукова; славные бригады портовых рабочих В.Я. Вагабов, В.Ф. Трифанов и др. Систематически выполнял и перевыполнял соцобязательства шкипер баржи «ПН-1», проработавший в системе пароходства самые трудные годы войны до 70-ти лет, Ф.С. Гриневицкий; начальник порта В.Г. Герасимец, М.В. Кондратьев, шкипер И.Е. Копосов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени...
   Пусть великодушно простят меня те, кого не знала или не назвала в этом перечне. А как хочется назвать поименно всех, с кем работали в былые годы, кто помогал жить и радоваться, кто был добрым наставником. Но, увы, формат газеты просто не выдержит подробного перечисления (Статьи о речниках на нашем сайте; поимённый список: Артеев Ананий Платонович  Бученкова Галина Александровна Буйдов Иван Александрович Галышев Владимир Павлович Заглубоцкий Алексей Егорович  Истомин Фёдор Николаевич Зайцев Александр Макарович Круглов Василий Иванович Лобанов Николай Иванович Макеев Владимир Авксентьевич Оншин Валентин Николаевич Поляков Юрий Капитонович Рочева Октябрина Корниловна Семенов Анастас Иванович Сорочинский Иосиф Марьянович Соловьёв Геннадий Григорьевич Терентьев Е.Т Улитин Николай Васильевич)
   Мы умели трудиться, умели и весело отдыхать. В подразделениях пароходства — тогда это были Печорская РЭБ и Печорский речной порт — много было самоотверженных тружеников, которым хочется поклониться, которые и по сей день в благодарной памяти современников. Разметало их ветром перемен по разным дорогам жизни и смерти. По крайней мере, нам есть что вспомнить, с чем сравнивать и этим хорошим жить сегодня.

Подборку материалов подготовила
Надежда ЕРЕМЕНКО.

 

вернуться