СТАТЬИ 2006 г.


© "Печорское время", вторник, 24 октября 2006 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2006 г.
 

Край, где водятся медведи
 

   В припечорскую деревушку Медвежскую нужно добираться так: садишься в рейсовый автобус сообщением Печора-Конецбор и где-то через час пути наблюдаешь за окном уже не кирпичные пятиэтажки, а деревянные избы.
 

ИЛЬЯ - МЕДВЕЖСКИЙ БОР - МЕЖВЕЖСКАЯ

   Иные населенные пункты расположены в пространстве согласно геометрии и вглубь, и ввысь, и вширь, а вот Медвежская что стрела, ограниченная с одной стороны величавой Печорой, с другой же — картофельным полем, тянется она в длину аж полтора километра. Конечно, столь протяженной эта деревня стала не сразу. 146 лет назад здесь и вовсе был один дом — изба основателя Медвежской, старовера Ильи Мартюшева, вытесненного из Щугора местным попом Петром Распутиным. Обиженный на попа, Мартюшев, как повествуют исторические документы, оставил свой дом на произвол судьбы, спустился по реке на 100 км и основал новый починок, который, не мудрствуя, назвал своим именем — «Захар-Илья». В 1895 году на месте починка существовал выселок Медвежий бор, названный, вероятно, по обилию водившихся здесь медведей. Со временем выселок стал Медвежской, однако, спотыкаясь на имеющийся в этом слове суффикс, Медвежскую Медвежской не называет никто, а говорят просто и без затей: «Медвежка».


БЫЛЬ И НЕБЫЛЬ

   Со времен старовера Захар-Ильи изменилось многое, но вот что наследовали медвежцы от своего основателя — так это культуру воистину верующих в Бога людей, и эта культура, по словам заезжих в Медвежскую гостей, выпячивается отовсюду. Если Бызовая, к примеру, славится красотой, то Медвежская — чистотой: ни бумажки на улицах, ни соринки. Удивительно, но в деревне совершенно отсутствует криминал, да и с чего ему взяться, если ныне, как и в старину, уходя из дома, жители подпирают дверь веником или папкой: хозяев нет, значит, входить в избу не следует.
   Правда, лет 12 назад жила Медвежка неспокойно, ибо завелся в ней неведомый поджигатель. Вредитель этот выходил на дело под вечер, запалял хлева, где хранилось сено. Горел у людей скот, горели дома. 14 семей в течение полугода остались без крыши над головой. Им, конечно, помогли: часть отстроилась заново, часть перебралась в Печору. Долгое время медвежцы спали тревожно, ко сну отходили одетыми, прижимая к груди младенцев. Закончилось все так же неожиданно, как и началось: заболела и ушла в мир иной одна местная женщина, а после ее кончины и «красный петух» по деревне гулять перестал.
   Что еще касаемо прошлого, так есть в деревне такая легенда. Сказывают, будто лет 70 назад в конце Медвежской жили странные люди, коих местные называли чудиками, чудью. Люди эти были росту среднего и носили бороды до земли. Жили они в землянках, украшенных изнутри лепниной из глины. Деревенских чудь чуралась, так как была у них особенная вера, которую они берегли. Однажды кто-то из местных увидел странных людей, и те ушли в другие края.

БУДНИ

   Однако настала пора рассказать читателю о сегодняшнем дне деревни, близ которой водились и, как сказывают местные, до сих пор водятся косолапые. Живут в Медвежской порядка 120 человек: те, кто постарше — в старой ее части, молодые — в новой деревне. Там же в летнюю пору обитают и дачники — коренные медзежцы, уехавшие на ПМЖ в Печору. Уехавшие, видимо, потому, что, как и везде в сельской местности, в Медвежской нелегко сыскать работу. В школе, ФАПе, клубе, магазине трудятся в основном женщины. А куда податься мужику? Заработать кой-какую копейку землякам помогает учредитель ООО «Медвежская» Константин Логинов (кстати, Логиновы — самая распространенная фамилия в деревне). Но у Константина Егоровича работа в основном сезонная или временная: посадка картошки, ее уборка и переборка. В общем, на селе нынче жить тяжело, и эта тяжесть бытия породила такие социальные проблемы, как пьянство, отток молодежи, низкая рождаемость.
   В Медвежке, к примеру, в этом году похоронили шестерых, из них трое — 37-летних. Кстати, хоронят здесь по-старообрядчески: над гробом делают домовину из досок и покрывают ее берестой, а уж после засыпают могилу землей. А когда в последний раз здесь играли свадьбу, никто и не припомнит. Молодежь разъезжается учиться, да так и остается в каменных джунглях. Однако четыре года назад одна свадьба в Медвежской все же была: 50 лет совместной жизни справляли супруги Логиновы — Иван Иванович и Елизавета Андреевна.
   Новорожденных в Медвежской лет шесть как нет. На всю деревню семеро детей, из них пятеро учатся в Луговской средней школе и приезжают домой на каникулы. Двое — Федя Бажуков и Коля Мартюшев — ученики третьего класса начальной школы, которую когда-то посещали до 40 ребятишек.
   — А в следующем учебном году первоклашки будут? — спросила я у учительницы Антонины Логиновой.
   — Нет, — ответила педагог. — Дошкольников в деревне больше нет.

ПРАЗДНИКИ

   Как медвежцы проводят досуг? Судя по рассказу Софьи Абраменко, заведующей деревенским клубом, весело. В клубе занимается вокальный коллектив «Войвыв югор», что значит «северное сияние», который веселит деревенских на всех праздниках, а самый любимый и массовый — проводы зимы, проходящий, как и положено, со столбом и шашлыками. Каждую субботу — дискотека: зимой — малочисленная, летом — многолюдная. «Летом у нас, как в Нью-Йорке, — говорит Софья Васильевна. — Дети приезжают, родственники приезжают, бывает и иностранцы наведываются. Года три назад приехали финны (16 человек). Они совершали турне по всем припечорским деревням, давали концерты, проповедовали свою веру. Слушать их было интересно. А в прошлом году моя родственница привезла семью голландцев, так женщина-голландка без конца произносила одно слово — «фантастика!» Сено косит — «фантастика!», окушка на удочку поймала — «фантастика!».

ПРОБЛЕМЫ

   Славятся медвежцы добротой, гостеприимством и отзывчивостью такой, что если в деревне пожар, то и тушат его всем миром, если похороны — хоронят гуртом. Живут там люди красиво, стараясь облагородить цветами свои наделы. Кормятся с огородов и теплиц, остовы коих сейчас, зимой, виднеются повсюду. Словом, надеются, как и положено, на себя. Что они ждут от властей? «Освещения уличного в этом году нет. Восстановили бы. Да плохо, что в ФАПе не продают лекарства. Нет у него на этот вид деятельности лицензии, вот и приходится соцработнику принимать заказы и возить ту же вату из города. Неудобно, хлопотно».


Татьяна ПЛОСКОВА.

 

вернуться