СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", вторник, 7 августа 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Сколько «набрасывать» сверху?
 
 

   Овощи и фрукты, по мнению диетологов, должны составлять не менее 1/3 рациона современного человека. Этой продукцией магазины города торгуют практически круглый год. Однако пожилое население Печоры предпочитает им торговые точки печорской межрайбазы. Почему? — догадаться нетрудно: здесь можно выбрать товар хорошего качества и дешевле, чем в городских магазинах.
   Мы сидим с Любовью Валерьевной Пальчевской, предпринимателем, которая отдала торговле 3 десятка лет своей жизни и продолжает успешно трудиться, на ее рабочем месте — во вместительном прохладном ангаре, где все организовано так, чтобы прежде всего было удобно покупателю, насколько это возможно. Она занимается овощами и фруктами давно, а поэтому хорошо знает нелегкий процесс доставки этого товара потребителям, то есть нам с вами.
   Что прежде всего волнует покупателя? В принципе две вещи: чтобы товар был хорошего качества и по невысокой цене. Ради этого мы готовы пожертвовать и временем, и возможными неудобствами. Что сказать про сегодняшние цены на фрукты и овощи? Для большинства из нас они — высокие. Стоя в очереди за помидорами и огурцами у одной из торговых точек на территории межрайбазы, услышала сзади голос пенсионерки: «Господи, как же все дорого!»
   Наш разговор с Любовью Валерьевной начался с вопроса о ценах. «Наша, отечественная продукция только начала появляться, а в конце июня — июле поступал только импортный товар (апельсины, мандарины, яблоки, морковь, груши и т.д.), а на него традиционно высокие цены, — говорит она. — Зимой он дешевле».
   Плодоовощную продукцию Любовь Валерьевна закупает в основном на двух крупных оптовых базах — в Нижнем Новгороде и Кирове. К закупочной цене прибавляются затраты на транспортные перевозки, аренду помещения, коммунальные платежи. Возьмем те же арбузы. Закупочная цена — 8 руб. за килограмм, транспортная доставка — 6 руб. на 1 кг. В общей сложности получается 14 руб. за 1 кг. Любовь Валерьевна продавала арбузы по 15-17 руб. за 1 кг. «Думаете, это выгодно?» — спросила она меня.
   Понятно, что, вкладывая собственные средства, продавец должен не только вернуть их, но еще и прибыль получить, чтобы работать и развивать дело. Это законы рынка, законы торговли.
   Другое дело, сколько «набрасывать» сверху. Если продукция идет вагонами (те же лук, помидоры, огурцы, капуста) в большом количестве и она востребована, то сверху можно положить 1-2 рубля, потому что в этой ситуации продавец заработает с тоннажа. А это значит, что цены будут ниже, чем могли бы быть.
   Работники торговли тоже рискуют, приобретая товар. Пример. Закупили раннюю капусту, но пока она в страшную жару «доехала» до Печоры, превратилась в кашу. Пришлось выбрасывать. Тогда они понесли убытков на десятки тысяч рублей. И это не единственный случай. Раньше, в советские времена, можно было списывать портящийся товар. А сейчас, когда предприниматель выкладывает свои денежки, приходится овощи перебирать, чистить, мыть, если надо.
   Любовь Валерьевна знает многих своих покупателей в лицо, город-то маленький. Приходят одни и те же люди, чаще пожилые, которые вынуждены жить на нищенскую пенсию, а поэтому ищут овощи, фрукты по более низким ценам. «Мы бы и рады продавать дешевле, но не всег-да получается, — искренне огорчается Любовь Валерьевна. — Сейчас везде даже теплицы содержат частники. Поэтому в этом году самая низкая закупочная цена на огурцы, которые уже закончились, составляла 30 руб. за 1 кг. Дешевле не было».
   На оптовые базы, в тот же Киров, плодоовощную продукцию доставляют в охлаждаемых фурах (с кондиционером).
   Дальше в Печору они не едут из-за отсутствия нормальной автомобильной дороги. «Как услышат про паром, сразу отказываются», — рассказывает Л. В. Пальчевская. Что такое — переправляться на пароме с фурой, груженной теми же фруктами, она хорошо знает. Представьте себе, что паром застрял на середине реки на два дня да в жару!.. Текли не только фрукты, но и обильные слезы из глаз Любови Валерьевны. Жалко было и себя, и покупателей, которым они предназначались, ну а про понесенные убытки лучше не вспоминать.
   Сейчас они получают продукцию из Кирова по железной дороге — 3-4 тонны через день. В принципе, этого количества хватает для удовлетворения потребностей покупателей. «Мы хотим, чтобы люди шли к нам, поэтому цены у нас ниже, чем у других». Ближе к осени, когда производители будут заинтересованы в том, чтобы больше продать при наличии здоровой конкуренции, цены еще понизятся, считает она.
   Наибольшим спросом у населения пользуются сейчас огурцы, помидоры, морковь, свекла, арбузы, причем отечественных производителей. Хорошо разбирают наши первые яблоки по цене 40 рублей, в меньшей степени — виноград, персики, черешню.
   Как правило, на импортные фрукты и овощи заявки поступают из кафе и ресторанов. Зато предприятия, занимающиеся организацией детского питания (образовательные учреждения, летние площадки с дневным пребыванием), берут продукцию у Л. В. Пальчевской, и жалоб от них не поступало. Зачастую они заказывают товар не по весу, а по счету (столько-то бананов, столько-то апельсинов). На больших складах такими подсчетами не занимаются, поскольку это тяжелая и кропотливая работа. Продукция приходит крупными партиями, а это значит, ее нужно рассортировать, а потом расфасовать в небольшие, удобные по весу упаковки (те же сетки).
   Впереди осень, пора массовых заготовок. В это время большим спросом пользуются помидоры, перец, лук, капуста, морковь. Этот товар Л.В. Пальчевская намерена привезти в сентябре, капусту на засолку — в октябре. По ее словам, цены на эту продукцию, конечно, будут ниже теперешних. В планах у Л.В. Пальчевской — открыть в городе 2-3 маленьких овощных магазинчика, чтобы удовлетворять спрос покупателей на качественную и не очень дорогую плодоовощную продукцию.

Анна СТАСОВА.

 

вернуться