СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", вторник, 7 августа 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
На пороге школы
 
 

   Ежегодно в многомиллионную армию школьников вливается новое поколение первоклассников. Поступление в школу — ответственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь — учеба, требующая внимания, сосредоточенной работы на уроках, дисциплины. Очень важно, чтобы именно вы, родители, помогли ему справиться с трудностями начального этапа обучения в школе. Что же нужно знать родителям настоящих и будущих первоклассников для облегчения этого периода?
   Все системы и функции организма 6—7-летних детей находятся в стадии формирования. Не завершено развитие опорно-двигательного аппарата. Позвоночник подвержен деформации. Неправильная поза во время занятий может способствовать возникновению сначала функциональных, а затем и стойких искривлений позвоночника. У детей этого возраста еще слабы мышцы спины, поэтому им трудно высиживать неподвижно более 25 минут да еще сохранять при этом правильную позу. Недостаточно развиты у них и мелкие мышцы кисти, которые обеспечивают ребенку возможность письма, рисования.
   Помните, пожалуйста, что первоклассник может писать непрерывно не более трех минут, а затем качество письма ухудшится, появляются ошибки в работе. Не нужно заставлять сына или дочь многократно переписывать задание, — качество работы это не улучшит, а раздражение взрослых и слезы ребенка вызовет. Процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Если ребенок становится беспокойным, отвлекается — это первый признак утомления, давайте ребенку возможность подвигаться, отдохнуть через каждые 20-25 минут работы.
   Рисование, аппликация, изготовление различных поделок, составление узоров очень важны, — они развивают движения кисти рук. Полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигурки. Помните: ножницы должны быть с закругленными концами! Развитие двигательных навыков, особенно движений пальцев рук, способствует развитию мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе. Прослушивание стихов, сказок, рассказов, песен, их пересказ, разучивание развивают и совершенствуют речь. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщению, осознанию своих действий. Без умения правильно и четко произносить звуки, слоги, выражать мысли он не сможет научиться правильно писать, поэтому при нарушении речи следует обратиться к логопеду.
   Для детей дошкольного возраста продолжительность просмотра телепередач, которые не нарушают режим дня и не вызывают неблагоприятных изменений в организме, не должна превышать 30 минут. Один или два раза в неделю займитесь с ребенком специальной подготовкой руки к письму. В этом вам поможет «Тетрадь для подготовки дошкольников к письму», которую можно купить в магазинах, где продают канцелярские товары. Во время письма следите за тем, чтобы ребенок не торопился, аккуратно выводил линии. За хорошее выполнение элемента не забудьте похвалить его.
   При письме важно обращать внимание на позу ребенка: стол, за которым он работает, и стул, на котором сидит, должны соответствовать росту, а согнутые в коленях под прямым углом ноги — твердо стоять на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз такое, чтобы рука, согнутая в локте, опиралась на стол, а кончики пальцев касались угла глаза. Лампу нужно поставить так, чтобы свет падал на тетрадь слева.
   Следите за тем, чтобы в период подготовки к школе малыш строго соблюдал режим дня. Это важно для сохранения здоровья ребенка и для адаптации к школе. Помните о пользе свежего воздуха — это подлинный эликсир здоровья. Не менее 3-4 часов в любую погоду ваш ребенок должен гулять. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке, плавание в бассейне. Сколько радости доставит это вам!
   Не забывайте о закаливании; закаливающий эффект дают воздушные ванны при одевании и переодевании ко сну, при температуре воздуха в комнате 18-20 градусов. Очень полезно хождение босиком. Закаливающее воздействие и гигиенический эффект оказывает полоскание рта и горла водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Рекомендуются специальные закаливающие процедуры: попеременное обливание стоп и нижней части голени водой комнатной температуры (38-18-38-18 градусов), обтирание, душ, ванна.
   Если ребенок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними: сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребенка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручить ребенку «командные» роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.
   Воспитание детей — сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное, не забывайте, что одно из самых надежных — добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство — это хорошая школа жизни.
   Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.
   Успехов вам и радостей!

Тамара ЧИЖ,
врач центра медицинской профилактики.

 

вернуться