СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", среда, 21 ноября 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
 
 
 
 

   Администрация и Совет MP «Печора» поздравляют ветеранов и работников межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по РК с профессиональным праздником — Днем работников налоговых органов России!
   Желаем вам здоровья, удачи, семейного благополучия и дальнейших успехов в работе на благо Печоры!

В. ТОРЛОПОВ, глава MP.
В. ВЕДРИЦКАС, председатель Совета MP.



Не держать камень за пазухой

   Мало красок оставила природа ноябрю. В средней полосе России — это серая унылость, ближе к северным широтам преобладает цвет снежной чистоты, скрывающий следы наших недостатков. Но этот ноябрь особенный. Раскрашенный в цвета партий — участниц выборов в Госдуму пятого созыва, он не дает впасть в осеннюю депрессию. До нее ли, когда один партийный лидер, сменяя другого, рекламирует свою и партии исключительность и неповторимость. В глазах мелькают цвета: красный (КПРФ), синий (ЛДПР), белый (СПС)... Как реагировать на них. если ты не дальтоник? И есть ли смысл в этой какофонии флагов, звуков, программ?
   Внимательный читатель, пенсионер Леонид Михайлович Козлов прислал в редакцию письмо, где дает свою оценку каждой из партий. Прибегнув к приемам политического памфлета и стихотворного слога, автор громит всех и вся. Одним словом: «Не верь, не бойся, не проси». Это его личное дело. Но в чем, на мой взгляд, прав Леонид Михайлович, так в том, что на выборы идти надо.
   «Особенно после прослушивания по «Радио России» передачи М. Веллера. состоявшейся в последнее воскресенье октября, я еще сильнее убеждаюсь, что нужно обязательно идти на выборы 2 декабря. В этой передаче М. Веллер заявил, что он не верит ни одной из партий России, и ни за одну из них голосовать не будет. И, как ни странно, я разделяю это мнение. В то же время я расцениваю данное заявление Веллера, как косвенный призыв не ходить на выборы, но говорю: надо идти на них обязательно. Ни сбор подписей в поддержку Путина, ни многочисленные митинги в тех же целях — ничего не сравнится с вашим личным участием в выборах. Не мы придумали избирательную систему, мы можем только проголосовать».
   Какой из партий отдаст свой голос почетный гражданин Печоры, депутат, директор с 30-летним стажем Ф.П. Олексюк (имеется ввиду директор дворца спорта. Прим. админ. сайта), я не знаю, но его рассуждения по поводу околовыборной ситуации, полагаю, стоит привести.
   — Боюсь, как бы нам снова не сорваться с горы, и все опять не начинать с нуля, — говорит Федор Петрович. — Уж сколько раз так было! Еще год назад, когда слышал разговоры о третьем сроке президентства Путина, считал их не более, чем скрытым подхалимажем, но чем ближе 2 декабря, тем меньше у меня остается иронии. Восемь лет для вытаскивания страны из хаоса развала СССР — очень малый срок. Поэтому продолжать это дело должен тот, кто его начал.
   Мы быстро забываем прошлое и стремясь к лучшему будущему, вечно недовольны настоящим. А вот еще одна наша национальная черта: критикуем в большей степени уходящих и ушедших политиков. Борис Николаевич Ельцин не оставил камня на камне, борясь с КПСС, которая его взрастила, а с ней и Михаила Горбачева, предложившего первому секретарю Свердловского обкома КПСС должность первого в МГК партии. Свидетелем беспрецедентной критики бывшего генерального секретаря КПСС, президента СССР я была 13 июня 1990 года. Встречаясь с шахтерами Воркуты на шахте Воргашорская, Борис Николаевич (тогда председатель Верховного Совета РСФСР) говорил лозунгами: «Нам не нужны космос и армия». В результате в 90-е годы были свернуты космические программы, произошли не реформы, а настоящий развал Вооруженных Сил, оставивший очаги внутренних конфликтов в Чечне, Тирасполе, Грузии, Осетии, Карабахе. Азербайджане, на границе Таджикистана...
   Недавно по ТВ мы услышали высказывание о том, что Путин ни разу не бросил камень назад. Этому мнению один из моих собеседников возразил: «Еще бы! Он ведь ставленник Ельцина». Но, будучи таковым, Путин ни разу не «прошелся» по Горбачеву, Брежневу и иже с ними. Возможно, мы приближаемся к новой генерации политиков, которые не пытаются разрушить «все до основанья, а затем...». Потому, что, наверное, понимают (слава Богу), новое, построенное на культурном слое прошлого, не рискует быть разрушенным пришедшими вслед за ними рано или поздно другими правителями.
   И все же, все же... Приближаясь ко 2 декабря, не надо забывать о том, что избранные нами наши представители в парламенте много решают, но не все. Если после выборов пассивно наблюдать за депутатами, поругивая их на кухне перед телевизором, вряд ли произойдут кардинальные перемены. Дело в том, что есть большая политика, и есть приземленная жизнь. Мы на своем городском ли, районном ли уровне тоже многое значим. О чем я? О том, что. перефразируя поговорку, на парламент надейся да сам не плошай.
   Хочу привести маленький пример. Недавно к нам в редакцию позвонила женщина. Взволнованный голос говорил о том, что на Школьной, 7 бедствует одна-одинешенька бабушка: больная, в холодном ветхом доме. Семейная пара приходила в ее дом, супруг протапливал, но больной нужен был квалифицированный медицинский уход. «Помогите», — взывала ко мне звонившая. Галине Александровне Михайлянц я перенаправила этот острый сигнал. Кому, как не управлению по соцвопросам реагировать на него! В течение дня проблема одинокой 73-летней женщины, которую привезла из Саратова родная сестра и бросила больную в Печоре, была решена: ее поместили в больницу и начали собирать документы на устройство в дом-интернат.
   Говорит данный пример о том, что мы сами можем быть себе и парламентом, и Путиным в одном лице, если будем ответственными за чужую судьбу. А коль желаем добра целой стране, то не станем ни бросать камень назад, ни держать его за пазухой и 2 декабря, и на мартовских выборах президента пойдем и проголосуем.


Раиса ГЛУЩЕНКО.


Служите не тужите!

   В Печоре стало уже традиционным чествовать призывников. Этот год не стал исключением. 15 ноября в зрительном зале Дома культуры Российской Армии собрались 123 юноши, в отношении которых призывной комиссией MP принято решение о призыве их на военную службу, а также — мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья.
   Со сцены ДКРА звучали слова напутствия и пожелания. Глава MP В.А. Торлопов пожелал призывникам справедливых командиров и достойной службы, а также вручил каждому из них памятный подарок. И.о. военного комиссара г. Печоры А.В. Андросов напомнил собравшимся о том, что для каждого мужчины служба в армии — это почетная обязанность. Рассказали о военных буднях и представители войсковой части № 96876 — солдаты, сержанты и заместитель командира по воспитательной работе В.Ю. Белозеров.
   Организаторы мероприятия постарались сделать этот день незабываемым. Патриотические песни и танцевальные номера подняли настроение призывникам, а показательные выступления по рукопашному бою воспитанников патриотического клуба «Барс» под руководством Сергея Гончарова — боевой дух.


Елена САРЫЧЕВА.



Награда за преданность

   С грозового 1941 года участник Великой Отечественной войны Иван Васильевич Липин состоит в компартии. 9 ноября в госпитале для ветеранов ему были вручены орден КПРФ «Партийная доблесть» и медаль в честь 90-летнего юбилея Великого Октября.
   Эти юбилейные награды прикрепили к груди И.В. Липина секретарь Коми рескома КПРФ Александр Амонариев и первый секретарь Печорского горкома партии Валентин Семяшкин.
   — Хотел бы поблагодарить главврача Центра восстановительной медицины и депутата Совета MP Зинаиду Зелимхановну Авдонькину за предоставленную возможность навестить и наградить ветерана, — сказал Александр Амонариев. — Мне импонирует доброжелательная атмосфера, которая царит в этом учреждении, заботливое отношение к ветеранам всего персонала. Эти люди действительно заслужили, чтобы в преклонные годы к ним относились с таким вниманием. Иван Васильевич Липин один из них. Он и сейчас в строю партии, и, независимо от возраста, упорно платит партвзносы, в курсе всех дел нашего горкома. Поэтому партийные награды, которые пришли накануне 90-летия Октября, лишь малая доля благодарности за преданность нашему общему делу, чему отдал ветеран 66 лет своей жизни.



Мамам с колясками вход запрещен?

   Наверняка каждый из нас, гуляя по улицам города, отмечал, что в Печоре наступил настоящий беби-бум. Молодых мамочек с малышами в колясках можно увидеть везде. Вот они прогуливаются по парку, вот идут по тротуару, вот вместе с подружками, такими же мамами, стоят во дворе дома, а вот карабкаются с коляской по крутым ступенькам магазина, перепрыгивают через лужи и тащат яркие и веселые «детские средства передвижения».
   Нередко прогулки по городу с детской коляской превращаются для молодых мам в настоящую пытку. А если во время этой прогулки требуется сделать покупку, вообще караул кричи. «Почему?» — спросите вы. Отвечу. Представьте ситуацию: вы — молодая мама с грудным ребенком. Ваш супруг на работе, а родня напрочь отсутствует. Посидеть с ребенком некому, а впереди столько дел: купить продукты, памперсы, заплатить по счетам, посетить поликлинику. И все это нужно умудриться сделать с ребенком на руках. Все бы ничего, если в банке и магазине есть пандусы и по ним можно легко с коляской пройти внутрь помещения, а в детской поликлинике оборудована «колясочная стоянка». А если ничего этого нет? Я сама сталкивалась с подобными проблемами и прекрасно понимаю молодых мам, в частности, Марину Шарыпову, обратившуюся за помощью в нашу газету. Она поделилась тем, что, выходя на улицу с коляской, нередко сталкивалась с трудностями. Последней каплей терпения стал тот факт, когда она с полугодовалым сыном в коляске и трехлетней дочерью за ручку пыталась войти в магазин детской одежды, чтобы купить старшему ребенку платье для утренника. С коляской в магазин не пустили, пришлось взять малыша на руки. А попробуй-ка примерить одежду одному ребенку, держа на руках другого? Тут налицо нарушение прав человека. Как и в случае с объявлением, которое я недавно увидела на входе одного супермаркета: «В ходе колясками в здание т.ц. «Дева» запрещен!!!» «Это в здание, оборудованное пандусом и имеющее отдел детских товаров, нельзя заходить с колясками?» — задала я вопрос сама себе и отправилась искать правды. Правда нашлась в Роспотребнадзоре и городской прокуратуре. И вот, что из этого получилось.

Комментарий специалиста

   Помощник Печорского межрайонного прокурора Людмила Викторовна МАХНЕВА:
   — В нашем законодательстве вопрос о том, можно ли заходить с колясками в магазины и другие общественные учреждения, никакие урегулирован. В нормативных актах нет конкретного указания, запреты не установлены. А поскольку в нашей правовой системе установлен такой принцип: можно все, что не запрещено законом, то из-за отсутствия запрета в законодательстве следует вывод: с колясками заходить можно. Кроме того, договор купли-продажи в розничной торговле является публичным договором. Коммерческая организация, осуществляющая розничную торговлю, обязана обеспечить заключение договора купли-продажи с любым, кто бы не обратился. Соответственно, и человек с коляской должен иметь право зайти в магазин и заключить договор купли-продажи. Если организация торговли не обеспечивает возможность сохранности коляски за пределами помещения, значит, она обязана обеспечить человеку возможность зайти с коляской в помещение и произвести покупку. Гражданин не обязан свои личные вещи оставлять на улице без присмотра, а тем более он не обязан оставлять на улице коляску с ребенком.
   Указания в вывесках внутри помещения или на входе типа «Вход с колясками запрещен» также являются незаконными. Незаконными будут и указания, помещенные в правила торговли какого-либо магазина. Все вышеперечисленное можно с легкостью опротестовать. Отдельно взятый магазин не может нарушать законодательство, устанавливать свои правила и ограничивать права граждан.
   Из комментария помощника прокурора видно, что любой человек, столкнувшийся с подобной проблемой, может рассчитывать на защиту со стороны закона. В Печоре, правда, подобной судебной практики нет, но на уровне республики она имеет место. Так, в Сыктывкаре летом этого года молодую маму с коляской не пустили в супермаркет «Город мастеров». Охранник предложил женщине несколько вариантов: оставить коляску с ребенком на входе, носить ребенка по магазину на руках или положить двухмесячного малыша... в корзину для товаров(!).
   Оскорбленная женщина направила письменную жалобу в Роспотребнадзор и в городскую прокуратуру. После чего прокуратура Сыктывкара вынесла представление и обязала магазин впускать покупателей с колясками.
   Как правильно отстаивать свои права
   — Сразу берите все данные персонала, который нарушил ваши права: имена и фамилии, должности, телефоны.
   — Не звоните в инстанции, лучше напишите жалобу. Только имея официальную бумагу, контролирующие органы возьмутся за работу.
   — Обращайтесь сразу в несколько инстанций, например, и в прокуратуру (т. 7-33-56), и в Роспотребнадзор (т. 3-56-54). Кто-нибудь из них решит проблему быстрее.
   P.S. Пока готовился материал, объявление с входа в торговый центр «Дева» исчезло, а в отделе детских товаров была замечена мама с детской коляской. Похоже, правду мы отстояли.


Елена МАЛЮТИНА.



Только вперед!

   В минувшие выходные в Печоре прошли республиканские соревнования по лыжам на призы исследователя Севера В.А. Русанова. Этой традиции 35 лет, когда в Печору ко дню рождения ученого съезжаются лучшие спринтеры и гонщики не только республики, но и соседних регионов. На сей раз 71 спортсмен из шести команд, представлявших Лабытнанги, Сыктывкар, Печору, Усинск, Усть-Усу, стали участниками лыжных состязаний.
   17 ноября в 11 часов их открыл глава MP «Печора», большой любитель лыж и председатель местной федерации в этом виде спорта Василий Торлопов:
   — Владимир Русанов — это исследователь Севера, который в свое время определил место нашему городу, — сказал, обращаясь к строю спортсменов, глава. — Я вам желаю спортивных подвигов: только вперед, ни шагу назад. И чтобы азарт к победе у вас был классный, по-печорски.
   У стартовой площадки первыми выстроились в ряд девушки. В дисциплине «спринт» предстояло выявить лучших, кто затем (18 ноября) принял участие в пятикилометровой гонке для юношей и трехкилометровой для девушек. По мнению старшего судьи соревнований Н.А. Терентьева, вне конкуренции в гонке на выбывание были гости из Лабытнангов. Не было случая, чтобы в каждом из четырех стартов они не становились победителями или призерами. А в споре девушек среднего возраста все три ступеньки пьедестала были за ними. Лишь в гонке юношей среднего возраста печорцы Максим Зиняк и Дима Дмитриев не оставили шансов своим грозным соперникам.
   Те, кто наблюдал за стартами и финишами спринтеров, не могли не отметить зрелищности состязаний. Дело в том. что проводить дисциплину пришлось на городском стадионе. По признанию директора ДЮСШ Александра Амонариева, данная мера была вынужденной из-за недостаточного снежного покрова в лесопарковой зоне на освещенной трассе. А в результате все получилось очень наглядно и даже азартно. Ребята и тренеры подбадривали своих, усилия, спор бегущих были видны на открытом пространстве стадиона как на ладони.
   Глава MP тоже сделал несколько кругов на лыжах по стадиону. А к 12.30 уже награждал победителей и призеров.
   Печорцы в гонке на выбывание заняли: Антон Воробьев 4-е место среди юношей старшего возраста, Артем Терентьев 6-е место среди юношей среднего, Наташа Серебрякова — 6-е место среди девушек старшего возраста и Таня Сивушкина — 9-е среди девушек среднего.
   Второй день соревнований прошел на освещенной трассе. Задолго до них трассу усилиями депутатов-единороссов и сторонников партии восстановили. А.В. Ворожищев поставил окончательную точку в подключении опор к освещению. Гендиректор ООО «Горжилфонд» и его специалисты выполнили тем самым партийное поручение главы MP. Чем помогло, скажете, восстановление состязаниям, которые проводились только днем? Тем, например, что приехавшие на него лыжники смогли тренироваться и в сумерки. Две команды из Лабытнангов прибыли в Печору за две недели до стартов.
   Пятикилометровая гонка среди юношей показала одно: сильнее Максима Зиняка нет ни среди сверстников, ни среди лыжников — юношей старшего возраста. Он свою «пятерку» в подгруппе юношей среднего возраста пробежал за 15 минут. 41 сек. Стае Андрюшкевич из Сыктывкара в подгруппе старших юношей — за 15.45. Почувствуйте разницу! Это значит, что его отец и тренер по совместительству С.Т.Зиняк вырастил из сына хорошего спортсмена. Пожелаем Максиму успехов не меньших, чем у воспитанницы того же тренера Дианы Сапроновой. Дима Дмитриев показал второй результат после М. Зиняка среди юношей среднего возраста. Есть над чем работать другим нашим лыжникам. Но они тоже молодцы. Антон Воробьев, Артем Терентьев, Наташа Серебрякова пришли в гонках соответственно 6-м, 8-м, 5-м, 7-м номерами! Командные места распределились следующим образом. Победила первая команда Лабытнангов, за ней с большим отрывом идет Печора, тройку призеров закрывает Сыктывкар, 4- ми, 5- ми, 6- ми были представители второй команды Лабытнангов, команд Усинска, Усть-Усы.


Виктор ПЕРМИНОВ.



Небесными коридорами



Монитор диспетчера.
© Фото Егора Саяпина.

   Из пункта А и из пункта В навстречу друг другу вылетели два самолета. Кто обеспечит безопасность их полетов? Дозорные неба — авиадиспетчеры.

Где находится Бабем?

   Двухэтажное здание на территории аэропорта носит название Печорский центр ОВД. Однако никакого отношения к милиции оно не имеет, ибо ОВД в данном случае расшифровывается «организация воздушного движения». Поднимаюсь на второй этаж, вхожу в диспетчерскую — просторное помещение с пятью рабочими местами, оборудованными мониторами, микрофонами и пультами. На мониторах — картинка, исчерченная пересекающимися линиями, с цифрами и бессмысленными словами «Лорпи», «Динул», «Бабем», «Индом»...
   — Светящаяся точка в центре — наш город, справа от нее светится Урал, пересекающиеся линии — трассы воздушных судов, точки — самолеты, а цифры — их бортовые номера и высота полета. Бессмысленные слова — пункты обязательного донесения, пролетая над которыми экипаж обязан выйти на связь с диспетчером. Допустим, летчики вышли на связь в Лорпи, а в Динуле — не вышли, значит искать самолет надо в этом районе, — просвещает меня руководитель центра Александр Шабанов, взявший на себя миссию моего экскурсовода. — А неправильной формы многоугольник, очерченный красной линией, видите? Это зона нашего обслуживания площадью примерно 204 тысячи кв. км. А вот луч локатора, описывающий круг, его радиус — примерно 320 км. Видите, самолеты подходят к границе нашей зоны?
   — Вижу, — отвечаю я и слышу речь на хорошем английском. Это диспетчер Эдуард Рассадин вышел на связь с экипажем международного воздушного судна.

Из Сеула в Париж над Печорой

   Таких центров ОВД, как наш печорский, в России 226, из них 5 находятся в Республике Коми. Все они входят в государственную корпорацию организации воздушного движения, которая в свою очередь входит в федеральную авиационную службу. То есть огромное небо над территорией нашей страны принадлежит не кому-нибудь, а государству. Плата за использование нашего воздушного пространства поступает в его казну, и оно же организовывает движение в небе таким образом, чтобы исключить сближения воздушных судов и их выходы из трасс.
   Слово «организация» обозначает упорядоченность, действия, исключающие хаос, и это понятно, ведь управлять самолетом, как Бог на душу положит, нельзя. Небо расчерчено на трассы, причем проложены они таким образом, чтоб избежать сложные участки, но при этом не лететь лишнего.
   — Небесные дороги проложены с учетом воздушных потоков, горных массивов и прочего, — рассказывает Александр Шабанов. — Над горами всегда наблюдается изменение воздушных потоков. Воздух поднимается и с той, и с другой стороны хребта, усложняя режим полета.
   Летать низко над горами опасно. Большое значение в прокладке трасс имеют водоемы. Широкие реки формируют собственные климатические зоны, в том числе и в воздушном пространстве. Трасса или коридор имеет высоту 300 метров в зависимости от высоты полета, а расстояние между самолетами должно быть не менее 300-500 метров по высоте и нескольких километров по расстоянию, с тем, чтобы при сближении экипаж успел принять решение и разойтись в небе.
   Воздушное пространство зоны обслуживания Печорского центра ОВД имеет 6800 км трасс, из них примерно 2,5 тысячи км приходятся на международные авиалинии. А летают над нами и Боинги, и супергиганты А-310, А-320, и ойчественные самолеты из Юго-Восточной и Средней Азии, Японии, США через весь континент в европейские страны, ведь современные воздушные суда способны преодолевать до 12 тысяч км без посадки.
   — Это по карте из Сеула в Париж над Печорой не пролетишь. А по глобусу прямая линия между этими пунктами проходит через северную территорию, — говорит руководитель центра.

Do you speak English?

   Находясь в полете, экипаж не видит другие воздушные суда и, конечно, не знает их местоположение. Единственный, кто владеет всей информацией о ситуации в небе, — авиадиспетчер. Однако для того, чтобы он видел движение наверху, в Печорском центре ОВД на него работают 8 объектов: локаторы, радиостанции, другое оборудование, обслуживаемое техническими специалистами, а контроль за работой всей техники в мой приход осуществлял сменный инженер Сергей Андреев. На мониторе сменного инженера та же информация, что и на мониторе диспетчера, только он не ведет самолеты, а следит, вся ли информация доступна его коллеге. В случае неисправности на рабочем объекте инженер переключается на резервный и принимает меры к восстановлению. Сменный инженер контролирует и работу звукозаписывающей аппаратуры, ведь все переговоры авиадиспетчеров с пилотами записываются и хранятся на случай разбора полетов.
   Диспетчерская же служба центра ОВД включает две группы специалистов: тех, кто работает в зоне аэродрома, и так называемых трассовых диспетчеров, обслуживающих международные рейсы. Для последних знание международного авиационного языка — английского — обязательно. Требования к владению english состоят из двух критериев: стандартная фразеология, то есть диалог из набора служебных фраз, и свободное владение языком для форсмажорных ситуаций.
   — Были случаи, когда, пролетая над нами, пилоты докладывали о том, что в кабине самолета произошло растрескивание лобового стекла. Другой пример. Пикантный. Самолету лететь еще 6 часов, а туалет забился. Обо всем этом экипаж обязан доложить диспетчеру на английском языке, а диспетчер, тоже на английском, должен дать рекомендации. Как правило, он разрешает снижение с 10,5-11 тысяч метров до 6 тысяч (безопасный потолок), а далее пилоты решают: лететь им до конца, либо до ближайшего аэродрома.
   Наша взлетно-посадочная полоса не рассчитана на прием судов такого класса, правда, иностранцы на маленьких самолетиках, типа спортивных, к нам прилетали дважды. А вот в Сыктывкаре недавно садился международный борт, летевший из Юго-Восточной Азии. У женщины в самолете начались роды. Пришлось приземляться. Экипаж ждал роженицу сутки, после чего благополучно улетел с дополнительным пассажиром на борту.
   Вообще же существуют нормативы, определяющие степень владения языком и включающие 6 уровней: 1-й
   — начинающий, 2-й — элементарный, 3-й — промежуточный, 4-й — рабочий, при котором местная специфика языка не звучит, 5-й — уровень эксперта, 6-й — страны
   — носителя языка. Так вот из 16 трассовых диспетчеров 4 владеют языком на 4 уровне, 4-6 специалистов на 3 уровне, 12 — между 2 и 3. Смены составлены так, чтобы в каждом минимум 2 человека владели языком не ниже 3 уровня. В штате центра есть 2 преподавателя английского языка, всегда готовые прийти на помощь диспетчеру. Специалисты проходят языковые курсы в стенах родного предприятия и раз в 4 года в течение месяца стажируются в Великобритании и США. Заграничное обучение английскому уже прошли 65% инженеров по управлению воздушным движением. И не мудрено, что замечаний по владению языком не случалось даже во внештатных ситуациях.

Неужели НЛО?

   Что еще, помимо английского языка должен знать авиадиспетчер? Аэронавигацию, самолетовождение, метеонауку, ведь выйдя на связь с экипажем, он прежде всего сообщает ему информацию о погоде на трассе и в аэропортах, расположенных на пути. Дозорный неба также информирует пилотов о имеющихся боковых и встречных бортах, говорит расчетное время выхода из зоны и места (те самые Ба-бем и Индом), пролетая над которыми экипаж обязан отметиться.
   Велика ли нагрузка у трассового диспетчера Печорского центра ОВД? За шестичасовую смену он обслуживает 12-16 иностранных бортов, в час 2 борта, иногда 5-6.
   — Это в советские времена диспетчер, выпускающий авиатехнику с 7 до 9 часов утра, не мог не то, чтобы встать, а слова лишнего сказать, так как на связи с ним каждую минуту было по 5-6 бортов. Сейчас объемы перевозок сократились, и специалисты по управлению воздушным движением не слишком загружены, — говорит Александр Шабанов. — С напряжением сейчас работают там, где есть большое скрещение трасс либо активное движение с взлетами-посадками. Это Ростовская и Московская зоны, Пулково, Новосибирск, Красноярск. Участков с интенсивной нагрузкой 30 процентов на всю Россию. Остальные большую часть времени работают в обычном режиме, не выходя за пределы нормативной нагрузки. Но что это значит? Самолет — он не теннисный мяч, чтобы выскочить, как черт из табакерки. Чтобы попасть в эту зону обслуживания, он должен пройти соседнюю, ибо движение судов происходит по плану полетов. Просто так никто не полетит, а если незапланированный борт будет обнаружен радаром, наша служба сообщит о нем в соответствующие органы.
   — И что, не входящие в план полетов летающие объекты приходилось наблюдать? — задаю интересующий многих вопрос.
   — Объекты, летящие вне трасс, которые не привязать ни к самолету, ни к чему иному, наблюдали. Локатор их видит, но что это такое? То ли ступени от ракет, то ли метеошары, хотя к шарам можно привязать не все отметки. В этом году пролетало непонятно что со средней скоростью, подходящей для самолета. Пришлось докладывать военным.

* * *



Диспетчерская.
© Фото Егора Саяпина.

   Вот такая она, доля авиадиспетчера — чертовски интересная и... вредная для здоровья, ведь, находясь на рабочем месте, дозорный неба испытывает стресс: попробуй-ка принять информацию, оценить ее, сделать заключение о том, опасно или неопасно расположение самолетов, учесть их скорость и направление движения, дать рекомендации. Не мудрено, что к 35 годам люди этой профессии получают букет заболеваний. Кстати, женщин среди авиадиспетчеров всего 10 процентов.


Ольга ОРЛОВА.

 

вернуться