СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", вторник, 13 марта 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
 
Шик, блеск, красота

 

   «Не верти на руке шапку — голова заболит», — говаривала моя бабушка — коми-ижемка. А почему, собственно, она придерживалась такого поверья?
   — Коми считали одежду оберегом, тенью человека. По их мнению, через нее можно наслать порчу, болезнь, смерть, поэтому долгое время коми не отдавали свою одежду никому даже на небольшой срок, — рассказывает старший научный сотрудник Печорского историко-краеведческого музея Ольга Адрианова. — Из этих понятий не принято было носить рваное, а если вещь истрепалась, ее либо сжигали, либо вывешивали на чердак, в сарай до полного истлевания. Нельзя было менять одеяния в течение дня, за исключением праздников, стирать женские вещи вместе с мужскими и детскими, потому что у мужа тогда не будет удачи на охоте, а дитя заболеет. Праздничные наряды коми не стирали, их раз в год просушивали на солнце или выжаривали в бане над каменкой.

Худышки не в моде

   А появилась национальная одежда коми-ижемцев под сильным влиянием русского костюма, в частности усть-цилемского, и не мудрено, ведь жили-то бок о бок. Вот устьцилемочка в ярких нарядах, а вот коми-ижемка: в ее костюме преобладают зеленые и фиолетовые тона. И носили они одежду по-своему. К примеру, праздничная кофта коми-ижемки имела длинные, закрывающие ладони и невероятно широкие (пройма доходила до 60 см) рукава.
   — Дело в том, что по тогдашним понятиям красивой считалась полная, дородная женщина, вот женщины и старались себя зрительно увеличить. Для этого они носили нижние юбки, а иногда несколько сарафанов, — говорит Ольга Адрианова. — Устьцилемки рукава подворачивали, а ижемки — нет. Помните выражение «работает спустя рукава»? Так вот длинный рукав выходной кофты ижемки — символ праздности: она не работает, праздная, счастливая. Здесь же следует сказать, что рукава рабочей одежды коми-ижемок были и поуже, покороче. Кофта состояла из двух частей: верхней, заметной из-под сарафана, потому из хорошей ткани, и нижней, сшитой из ткани похуже.
   Современная портниха орнаментирует изделие для красоты, а наши предки использовали орнамент в качестве оберега. Вспомните, как выглядела русская рубаха: украшение вокруг ворота, рукавов, подола, нашитые под мышками куски ткани, то есть орнамент в тех местах изделия, через которые может проникнуть нечистая сила. Орнаментированной тесьмой коми украшали воротник кофты, видимо, тоже с этой целью.
   — А вот почему ижемки украшали подол сарафана и передника именно черными кружевами, нет ответа, — продолжает рассказ Ольга Анатольевна. — Интересовалась у ученых, спрашивала у бабушек — не знают, однако кружева другого цвета на современных одеяниях под старину категорически не приветствуют.
   Что интересно еще: в национальном костюме коми-ижемцы не использовали вышивку. Исключением являются лишь головные уборы, тоже перенятые у русских. Они делились на девичьи и женские. Кстати, коми-девушка могла показаться на улице с непокрытой головой, а вот замужняя дама — ни-ни. На людях она не смела показать и волоса, поэтому все, что виднелось из-под головного убора, сбривалось. В праздник мужняя жена надевала расшитую канителью ошовку — триюк, или убор, повторяющий по форме мягкий чепец. По одной из версий, вышивка этих уборов — сильно измененный образ славянской богини Рожаницы.
   Обязательным элементом коми костюма был пояс-оберег. Пояс надевали на ребенка с появлением у него первого зуба, а хранить его развязанным считалось тайным недоброжелательством: пояс не создает круг, — значит, человек насылает кому-то болезнь или смерть. Во как!

Чулки на чулки

   Вышивкой коми владели слабо, зато вязаные изделия орнаментировали с удовольствием, используя яркую пряжу. К слову сказать, украшенные орнаментом рукавицы сохранились в коми культуре до сей поры. Вязали их своеобразно, без высокой резинки, но с короткими рубцами у запястий. Аргумент: когда работаешь, быстрее снять. Яркие, богато орнаментированные чулки являлись частью выходного туалета. Праздная баба шиковала, надевая их по нескольку пар и спуская одни на другие, дабы показать красоту узоров.
   Вообще же в культуре коми орнамент, яркий цвет — символы принадлежности к миру живых. Покойников коми хоронили исключительно в белом и в одежде без узлов. Считалось, что душа мертвого в цветном одеянии будет мыкаться по свету, ходить по воде и под дождями, пока одежда не слиняет.
   — В начале XX века в здешних краях побывал некто Анчуков и сделал запись: «Ижемки сильно следят за модой». В самом деле, в отличие от верхнепечорцев и устьцилемов — старообрядцев по вере, ижемцы были людьми открытыми. Они активно занимались торговлей, а богатые держали в столицах свои магазины и привозили на Коми землю моду, — рассказывает Ольга Адрианова. — Смотрите, эта праздничная одежда напоминает городское платье. Вот кофта-«японка» с «матроской» и буфами. Такие носили молодые или молодящиеся женщины. А это «японка» с вырезом каре (по тем временам, считай, декольте). Тот же Анчуков пишет, что «в начале XX века у ижемцев и костюмы-тройки, и шляпки-котелки, перчатки, ботинки».

«Высший пилотаж»

   Ну а во что обувались коми до появления ботинок? В кожаные кэты с тесемками. Похожие, между прочим, носила Золушка. Кэты коми носили летом, зимой же обряжались в пимы — высокую обувь из оленьего камуса (оленеводство ижемцы стали осваивать в XVII веке, переняв его у ненцев). Удивительно, но хозяйка чума шила пимы и малицу, не видя человека ни разу так, что ему было все впору! Для этого ей был нужен только отпечаток его следа в снегу. Это воистину «высший пилотаж», свидетельствующий о знании коми пропорций человеческого тела. На одну пару пим требовался камус с ног четырех оленей. На подошву брался жесткий мех возле копыт. А украшали ижемки национальную обувь полосками сукна, и труд сей был кропотлив. В морозы под пимы надевали липты — чулки, сшитые мехом внутрь.
   И еще. Нынче богатая женщина та, которая носит шубу из норки. У ижемцев же символом благосостояния считался белый капюшон малицы.

Татьяна НИКОЛАЕВА.

 

вернуться