СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", суббота, 17 марта 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Таланты и поклонники
 
 

   Когда нам представляется случай встретить на своем жизненном пути талантливого человека, это обстоятельство вызывает положительные эмоции — восхищение и благодарность. Именно такие чувства испытали недавно слушатели на вечере фортепианной музыки «Талантливые учителя — талантливым ученикам» в детской музыкальной школе. То была встреча с талантами, необыкновенно одаренными музыкантами — Олегом Каневым, Елизаветой Богдановой и их преподавателем Надеждой Васильевной Богдановой.
   Олег Канев — выпускник ДМШ нынешнего года, наша «звезда» и гордость. Целеустремленный, трудолюбивый, исполнительный, очень надежный, чрезвычайно способный, он представляет нашу школу на конкурсах и фестивалях, завоевывая лауреатские звания, исполняет целые концертные программы в нашей школе, в зале искусств центральной библиотеки, в Печорском речном училище. Везде его выступления пользуются неизменным успехом. Как правило, талантливый человек способен отличиться сразу в нескольких сферах деятельности. Олег в 2007 году успешно заканчивает 11-й класс в общеобразовательной школе, он замечательный музыкант и не менее замечательный спортсмен. Его достижения и в этой области очевидны: Олег имеет синий пояс по карате. В марте 2006 года стал чемпионом Республики Коми по контактному карате, в декабре 2006 года занял 2-е место в первенстве Республики Коми по рукопашному бою.
   Встречу с Елизаветой Богдановой печорцы всегда ожидают с особым нетерпением, и каждый ее приезд в родной город отождествляют с праздником, ведь Лиза, бывшая наша ученица, теперь живет в Москве, она стала прекрасным музыкантом, давно превзошедшим своих первых учителей. Наш маленький городок солидные исполнители обходят стороной, но выявлять причинно-следственные связи этой проблемы мы сейчас не будем. Скажу одно: музыкант такого уровня, как Елизавета Богданова, на печорской сцене — это уникальное событие для всех нас. Других таких выступлений в нашем городе просто не бывает. В репертуаре пианистки сложнейшие и виртуознейшие произведения мировой фортепианной литературы.
   В программе вечера прозвучали произведения представителей двух самых ярких направлений западно-европейского фортепианного романтизма XIX века. Открыла вечер Елизавета. В ее исполнении мы услышали сонату-фантазию «По прочтении Данте» венгерского композитора и величайшего исполнителя-виртуоза Ференца Листа. Содержание сонаты-фантазии вдохновлено образами «Божественной комедии» великого флорентийца эпохи раннего Возрождения Данте Алигьери. Всепоглощающее чувство любви на фоне мрачных картин ада передано ярко, с ощущением жизнелюбивой культуры Возрождения. Соната очень объемна, здесь много разделов, тем, которые все время трансформируются и приобретают противоположный смысл. Вихревое, возбужденное, блестящее и красочное, эффектное и технически совершенное исполнение Лизы привело слушателей в полный восторг. А у зрителей, впервые оказавшихся на таком серьезном концерте и никогда не слышавших ничего подобного, это исполнение вызвало целую гамму эмоций.
   Современник Листа, гениальный польский композитор Фредерик Шопен, представлял другую ветвь фортепианного романтизма XIX века. Если Лист — это виртуозно-концертный стиль, мощь, грандиозный размах и ораторский пафос с декламационной основой, сложность и объемность музыкального изложения, требующая от слушателя определенных знаний, то Шопен — это изысканность и элегичность, его инструментальные мелодии имеют вокальную природу, у него «поющая» фактура, он не извлекал и не переносил стучащей звучности. Шопен писал только для фортепиано и никогда для других инструментов. В отличие от Листа Шопен — мастер фортепианной миниатюры. В исполнении Олега Канева прозвучал этюд № 5 Ф. Шопена.
   Здесь мы услышали отличную техническую подготовку юного музыканта, стилистически верную интерпретацию, четкость, легкость, свободу и естественность.
   Далее — знаменитая «Патетическая» соната Людвига Бетховена. Бетховен жил в эпоху французской буржуазной революции, ему были близки якобинские идеи, он вещал всему человечеству и знал своего адресата, он писал не о себе и не для себя. Философия эстетики позднего классицизма, к которой принадлежал Бетховен, утверждала абсолютную веру в могущество разума, это и был главный пафос XVIII века — века немецкого и французского Просвещения. Исполнение Олегом Каневым шедевра Бетховена было настолько содержательным, экспрессивным и драматичным, что невольно задумываешься, как может совсем молодой человек, только вступающий в жизнь, так понять и прочувствовать великую идею великого музыканта-философа! Зал затаил дыхание — тут и гневный протест, и страстная мольба, и суровая мужская сдержанность, и вдохновенная, возвышенная лирика. Да, Бетховен заставляет задуматься!
   Звучали и другие произведения Листа, а завершила этот удивительный вечер транскрипция Листа на симфоническую поэму французского композитора Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Лизы Богдановой. Транскрипции Листа — это переложения для фортепиано симфонических, оперных и вокальных произведений с целью пропаганды лучших творений мирового искусства.
   Хочется сказать несколько слов о публике, присутствовавшей на вечере. Любой классический концерт, тем более такой серьезный, предполагает вовсе не развлечение, а напряженный умственный труд. Это не столько отдых, сколько активная интеллектуальная работа. Поэтому наша публика — думающая, интеллигентная, умная, духовно богатая, требовательная и одновременно великодушная, умеющая сопереживать, одним словом, самая лучшая!
   Успех ученика — это и успех его педагога. Как утверждал Генрих Нейгауз, корифей отечественной фортепианной педагогики, успех обусловлен всегда с двух сторон — со стороны ученика и со стороны педагога. И если хотя бы одна из составляющих отсутствует, тогда сложно что-либо прогнозировать. Роль педагога в этом контексте переоценить невозможно и измерить его нелегкий труд нельзя ничем. Мы поздравляем Надежду Васильевну с безусловным успехом, ведь перед музыкальной педагогикой всегда одинаково остро стоит вопрос, что играть и как играть.
   ...После концерта фойе школы еще долго было заполнено благодарными слушателями, каждый хотел поделиться впечатлениями от услышанного, выразить свое восхищение, никто не собирался расходиться, интуитивно продлевая ту неповторимую, уникальную атмосферу единства душевного порыва и взаимопонимания. У всех было праздничное, приподнятое настроение, у многих на глазах навернулись слезы от захлестнувших чувств, ведь с классической музыкой по силе эмоционального воздействия не может сравниться никакое другое искусство, оно облагораживает ум и душу, и как сказал Новалис: «Мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями. Музыка — это предельное проявление духа: она играет вокруг человека, хочет всего и ничего, она — орган более тонкий, чем речь, быть может, и чем мысли».
   Мы называем одаренными людей, которых природа изначально одарила и выделила из общей массы, и в первую очередь, наверное, интеллектом, плюс некими уже специфическими данными. Но без самозабвенной любви к своему делу, без энтузиазма и одержимости нельзя достичь чего-либо стоящего. И дай нам Бог, чтобы у талантливых людей всегда была крепкая и надежная поддержка их дарования, ведь это именно они каждый в своем направлении двигают вперед прогресс, прокладывая путь всем остальным.
 

Елена ПИСАРЕВА, заместитель директора ДМШ
по учебно-воспитательной работе.

 

вернуться