СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", среда, 11 апреля 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Искусство театра возвращается в Печору

 

   Конец марта — начало апреля были отмечены сразу несколькими интересными событиями в культурной жизни нашего города. Среди них заметное место занимает Второй городской театральный фестиваль, который, похоже, становится в Печоре традиционным.
   ВПЕРВЫЕ проведенный в прошлом году в День театра, 27 Марата, нынче он получил развитие и теперь, судя по всему, будет ежегодным. В этом году уже и участников — театральных коллективов — больше, и спектакли — на разный возраст и вкус. Заметно выросли, по отзывам и зрителей, и организаторов фестиваля, художественный уровень постановок и мастерство самодеятельных актеров. И, что не менее важно, театр вновь притягивает зрителей: на премьерном показе комедии «Аппендикс», поставленной Печорским народным театром (режиссер Людмила Козлова, зав.постановочной частью Дмитрий Козориз) по пьесе известного в республике драматурга Любови Терентьевой, зал объединения «Досуг» был полон, как зал ДКР в давние шестидесятые - семидесятые, во времена заслуженной славы этого театра, блиставшего тогда даже и на столичной сцене. А полный зал — хороший знак, позволяющий надеяться, что театральное искусство становится вновь популярно и любимо зрителем, что, быть может, приведет на сцену новых талантливых актеров, которые сумеют вернуть театру былую славу. Пока же зритель благодарен и актерам, и режиссеру уже только за то, что не дали народному коллективу кануть в Лету: каждый год они готовят по одному — два новых спектакля, в которых наряду с такими ветеранами сцены, как Леонид Рябушко или Юрий Поляков, очень неплохо играют и молодые печорцы (например, Антон Лашин, получивший в дни фестиваля один из призов за лучшую актерскую работу).
   Очевидным плюсом театрального фестиваля этого года стало и активное участие в нем самодеятельных коллективов из района. Отличились юные артисты из Соколова (спектакль «Волк и семеро козлят»), Красного Яга («Ничегошик»), Каджерома («Голос из шкафа»). Кожвы («Как медведь трубку нашел»). В этой связи хочется отметить только, что не было среди работ, к сожалению, ни одного спектакля на коми языке. А ведь соколовцы, например, еще несколько лет назад смело брали коми пьесы и успешно ставили их на радость зрителю.
   А самым ярким событием на нынешнем празднике театра стал, на мой взгляд, спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца...», поставленный молодежным театром «Перекресток» из ДКЖ.
   «Про Федота-стрельца...» — самое известное и любимое народом литературное произведение талантливейшего Леонида Филатова. Когда-то впервые услышав «Федота...» с телеэкрана в блестящем исполнении автора, потом перечитывала его многократно, и каждый раз невозможно было оторваться. Разумеется, увлекает в «Федоте...» не сюжет: сказка как сказка. Но какое остроумие! Какая ирония! Какое чувство языка и стиля! И как актуальна по-прежнему эта сказка, в которой каждая строфа — просто «попадание в десятку»!
   Признаться, я с опаской шла на «Федота...» в исполнении неведомого мне самодеятельного коллектива. Может быть, потому, что хорошо помню разочарование от просмотра поставленного несколько лет назад по сказке Филатова художественного фильма. Всё в том фильме было, включая известных актёров (достаточно назвать Андрея Мягкова в роли Царя), но не было главного, чем замечательна эта сказка: в фильме не было текста Филатова! Вернее, он. конечно, звучал, но где-то на заднем плане, «зажеванный» исполнителями. Блестящий филатовский текст в фильме был потерян, и смотреть его было досадно и скучно!
   Разумеется, я не хочу сравнивать работу профессионалов-киношников (пусть и неудавшуюся) с самодеятельным спектаклем. И всё-таки хочется подчеркнуть: юные актеры театра «Перекресток» и режиссер Галина Чапранская. судя по всему, хорошо поняли, в чем главное достоинство сказки Леонида Филатова, а потому искрометный филатовский стих звучал с печорской сцены в полную силу, не потеряв своего завораживающего, поистине народного юмора.
   Впрочем, и игра самодеятельных актёров произвела хорошее впечатление. Убедительно смешон Царь в исполнении Коли Чумака, замечательны «дитя природы» Баба Яга (Маргарита Храмова) и традиционно туповатый Генерал (Юрий Колтаков), знающий себе цену Федот (Леонид Миронов) и «грудью встающая на защиту» царевны Нянька (Анжелика Ширлина). Сразу несколько ролей (Лешего, Посла и т.д.) исполняет Женя Овчинников, при этом не повторяясь. Прекрасно справляются с авторским текстом Потешники (группа из пяти актеров). Хороши исполнительницы Маруси и Царевны — Юля Аслямова и Татьяна Мотовилова. Запоминаются, несмотря на свою «дежурную» роль, даже Тит Кузьмич и Фрол Фомич...
   Если добавить к этому удачное режиссерское решение с использованием элементов народного действа (сказку представляют Потешники), а также органичные музыкальное и хореографическое оформление, то смело можно сказать: печорский вариант «Федота-стрельца...» получился интересным и доставил радость зрителям.
   К сожалению, я не видела прежних спектаклей этого молодежного коллектива, но среди работ, представленных в дни Второго городского театрального фестиваля, «Федот-стрелец...» был, несомненно, лучшим спектаклем.
   Нельзя не отметить и тот обнадеживающий факт, что коллектив «Перекрестка» — сплошь молодые люди и девушки: учащиеся профессионального лицея №23, Печорского речного училища, городских школ. Есть и уже работающая молодежь. Хорошо, что молодой коллектив и его руководитель не боятся обращаться к классике: в творческой копилке «Перекрестка» есть даже спектакль по произведениям Сервантеса.
   «В добрый путь!» — хочется сказать и коллективам, на протяжении трех дней радовавшим зрителя, и самому театральному фестивалю. Пусть будет у нас больше театров, хороших и разных, и пусть будет больше среди печорцев любящих театр.

Валентина СЕМЯШКИНА.

 

вернуться

обсудить на форуме