СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", вторник, 17 июля 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Удар по нашим карманам
 
 

   С 1 июня «Рефсервис», дочерняя структура ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), резко подняла расценки на свои услуги.
   Лето. Жара. Рука так и тянется к баночке пива или пакетику сока. Так вот, к середине лета это невинное развлечение подорожает на 10 процентов, а может, и больше. И не надо винить обнаглевших палаточников. На этот раз в наш карман лезет рука почти государственная — компании «Рефсервис», дочерней структуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Именно она занимается перевозками по железной дороге скоропортящихся продуктов в вагонах-термосах. На первый взгляд, все выглядит банально. С 1 июня «Рефсервис» резко подняла расценки на свои услуги. За охлаждение продуктов в пути компания стала брать не 10 процентов от стоимости перевозки, как раньше, а 50-70 процентов. Возможно, железнодорожники где-то правы, работают в убыток себе. Но вот вопрос: нужны ли вообще такие перевозки при современных технологиях упаковки соков и пива? Железная дорога уверяет, что вопрос не по адресу. Попытки усовершенствовать что-либо в правилах перевозок продуктов питания упираются в Закон «О техническом регулировании» 184-ФЗ от 2002 года. Согласно закону, ранее принятые нормативные документы должны быть заменены на технические регламенты. Но как раз на перевозки продуктов питания регламентов до сих пор нет. В результате взаимоотношения между перевозчиками, производителями и грузоотправителями «скоропорта» напоминают пресловутый гордиев узел. С одной стороны, РЖД обязана выполнять требования надзорных органов, с другой — клиенты просят либерализировать условия перевозок. Единственная законная возможность сделать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, — разрешить отгружать те же соки и пиво на «особых условиях». Но есть одна трудность. За подобное регулирование рынка надзорные органы часто дают железнодорожникам по рукам.
   Как раз незадолго до повышения расценок на перевозку «скоропорта» РЖД получили нагоняй от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (ФСН). Эксперты ФСН откопали несколько случаев, когда, по их мнению, железнодорожники разрешили перевозку грузов на «особых условиях», нарушая при этом закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В итоге ФСН попросила впредь возить «скоропорт» исключительно в соответствии с установленными правилами. Телеграммы об «особых условиях» перевозок скоропортящихся грузов были отозваны с дорог. Под раздачу попали и производители соков и пива.
   Дело осложняется и тем, что вагоны-термосы, переданные РЖД своей «дочке», «Рефсервису», автоматически обретают статус собственных. Это на первый взгляд малозначительное обстоятельство кардинально меняет правила игры. Вагоны собственника, а не государственные, не подпадают под заключенные странами СНГ межправительственные соглашения, регламентирующие обязательный возврат вагонов в определенный срок. «Рефсервису», понятное дело, пришлось заложить в тариф еще и расходы на обратный пробег...
   Что мы имеем в остатке? ФСН строго надзирает за тем, чтобы соки не прокисли в пути. «Рефсервис», невинно отпочкованный от ОАО «РЖД» в мае прошлого года, не может не повысить тарифы на пробег. У законодателей руки не доходят принять регламент на перевозки продуктов питания... Виноватых днем с огнем не найти. А платить за этот российский бардак по-прежнему придется нам. Понемногу, но часто.

(«Мир новостей-Коми» от 17.06.2007 г.).

 

вернуться