СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", пятница, 20 июля 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Экспедиция - это здорово!
 
 

   Как наша газета уже сообщала, группа печорских школьников побывала в июле на полевой практике в одном из южных районов республики — в Усть-Куломском, на знаменитых Кадамских озерах. Об этой инициативе Республиканского эколого-биологического центра и участии в ней печорцев рассказывает Татьяна Николаевна ЛЕВИНА, учительница географии СОШ N33 и одна из руководителей печорской группы.
   — Комплексная образовательная экспедиция школьников на Кадамские озера, в которой участвовала и группа печорцев, была осуществлена под руководством преподавателей Республиканской заочной экологической школы. Её задачей было комплексное обследование системы озер — Большого, Среднего и Малого Кадама и в дальнейшем подготовка материалов, необходимых для обоснования особой ценности этих озер и придания им статуса особо охраняемой природной территории. А одновременно с этим — организация активного отдыха детей на природе, в экологически чистой среде.
   Наш район представляли ребята из СОШ №3 и Сынинской школы. Кроме нас, учителей, группу готовил к полевым работам Григорий Викторович Батула из национального парка «Югыд ва».
   Экспедиционные условия уже сами по себе воспитывают и обучают: надо уметь и палатку поставить, и костер разжечь, нужно знать, как переправиться через ручей, и всегда быть готовым протянуть руку помощи ... Если добавить к этому интересный совместный отдых с новыми друзьями, с участием в импровизированных спектаклях и других ярких моментах коллективного времяпровождения, если учесть ежедневную серьезную работу по сбору и первичной обработке полевых материалов, общение со специалистами — педагогами заочной экологической школы, станет очевидным, что каникул насыщенней и полезнее трудно придумать.
   Веселый отдых и нелегкие экспедиционные условия не мешали работе. Восьмиклассник нашей школы Валерий Береснев, например, увлекся изучением почвенных разрезов под руководством специалиста Т.В. Пастуховой. Лихенологическими исследованиями вместе с опытным преподавателем Н.В.Поповой занималась Наташа Мищенко, тоже восьмиклассница. Гидробиологию озер ребята изучали вместе с руководителем экологической школы О.Н.Социховской. И тут у них тоже была специализация: Руслан Шалунов и Алексей Горбунов занимались ихтиофауной и беспозвоночными, а Вячеслав Рыбин изучал высшие водные растения. Энтомологические исследования на различных участках леса и прибрежной зоны возглавляла Е.Г.Дунаева. Дети получили бесценный опыт научно-исследовательской работы, собрали уникальный материал для дальнейшей обработки и изучения в течение года.
   Для наших ребят эти полевые работы были интересны еще и тем, что они получили возможность воочию убедиться, как обширна наша республика, насколько разнообразна её природа. Ведь одно дело, когда мы на уроках рассказываем им о том, что Коми — вдвое больше Великобритании и в полтора раза — Италии, и совсем другое, когда ребята сами, не выезжая за пределы своей республики, вдруг оказываются в иных природных условиях.
   Наши школьники, особенно ребята из Сынинской школы, на базе которой работает эколого-краеведческое объединение Печорского Дома детского творчества (руководитель Т.А.Рыбина), не впервые работают в природе. Но до сих пор они проводили свои исследования у нас, на севере республики. Южные же районы оставались для них загадкой. Благодаря этой экспедиции ребята увидели растения, не типичные для нашей местности, этакое растение, как телорез, даже «расписалось» на ногах и животах юных исследователей. Как такое не запомнишь?
   Для школьников важно также, что сотрудники Института биологии Коми НЦУрО.РАН подключаются к обработке собранного ими материала. Выходит, они помогают ученым обосновать ценность природных комплексов Кадама. А это значит, что ребята занимались серьезным делом, что их труды востребованы.
   Хотелось бы добавить к сказанному, что экспедиция была прекрасно организована. Это была очень полезная, нужная, запоминающаяся поездка.

Валентина СЕМЯШКИНА.

 

вернуться