СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", среда, 20 июня 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Информация дорогого стоит

 

   СОБИРАЯСЬ в отпуск, еще и еще раз проверяем содержимое своих чемоданов и сумок, надежно ли спрятана наличность, на месте ли билеты... Еще недавно в такой последовательности каждый готовился к выезду на юга. Отныне из этого ряда выпадает один пункт — «деньги». Не обязательно вывозить свои отпускные в купюрах. Получая зарплату на пластиковые карты, мы привыкли к общению с банкоматами в любом городе и даже стране, достаточно иметь международную карту с магнитной полосой и счет, на котором есть деньги. Снимай себе, помня пин-код карты, и не носи туго набитый кошелек со всеми отпускными на пляж, на экскурсию, в кафе. Словом, все довольно цивилизованно.
   Но не будем упрощать, ошибки возможны и с пласт-картами, и с другого рода ценными бумагами. Чтобы не стать их жертвой, следует внимательно читать договоры на использование карт, правила их выдачи, договора для пополнения карт (если таковые заключаются), советоваться при возникновении вопросов со специалистами банков. То есть, учись, клиент! И желательно — не на своих ошибках.
   С Владимиром Васильевичем Телышевым произошла та самая ошибка, которая ему самому, да и нам с вами может стать уроком. Осенью прошлого года он с супругой, выезжая на юг, заключил с Усинским филиалом ОАО «Коми региональный банк «Ухтабанк», держателем банковской карты (Виза Электрон) которого являлся договор вклада «до востребования». Перевел на него крупную сумму (она без замедления была зачислена) и уехал в город у моря, где планировал снять деньги и сделать взнос за покупку квартиры.
   Если бы в своем банке клиенту подробно объяснили все тонкости и нюансы выполнения операции снятия денег, возможно, он избрал бы более простой путь и не стоял бы у банкоматов с сумкой денег на виду у целой очереди ожидающих. Не было бы 70(!) с лишним операций, при которых списывались в качестве комиссии от 15 до 80,8 рублей. Клиент потерял больше, чем если бы воспользовался сберегательным сертификатом Сбербанка (он выдается бесплатно и обналичивается в любом филиале СБ), векселем (его стоимость 250 рублей, но обналичивается через 30 дней, следовательно, выписывать нужно загодя до отъезда). Не знал клиент, что как только он снимет с карты сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов, она блокируется (такое ограничение предусмотрено правилами платежной системы Виза, если деньги снимаются в чужом банке, в данном случае в Сбербанке, а не в «Ухтабанке» и «Петрокоммерцбанке»). Пришлось обращаться в свой банк и просить изменить лимит.
   Пока суд да дело, а квартира... «уплыла». Не успел Владимир Васильевич вовремя внести деньги в строительную фирму. Как он сам говорит, «потеряна всякая надежда переселиться на малую родину», ведь родом он из Краснодарского края. 10 лет стояния в очереди на переселение в администрации города привели к тому, что за упущенное время цены взлетели так высоко, что и не достать.
   В.В. Телышев доказал в суде, что пострадал морально. Доказать, что по вине банка не состоялась покупка квартиры и ухудшилось его здоровье, не удалось. В качестве морального вреда с ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк» в пользу В.В. Телышева взыскано 2,5 тыс. рублей, а в пользу государства — госпошлина 1 тыс. рублей. Эти суммы, увы, не возместили потерь клиента, хотя требовал он, согласно иску, в 10 раз больше.
   Не хотелось бы противопоставлять один банк другому: у каждого свои преимущества, но солидный опыт работающего с населением Сбербанка подсказывает, что наши клиенты больше верят совету живого человека, чем прописанным в договорах условиям. Наши люди привыкли доверяться мнению специалиста, и коль он говорит, что проблем не будет (правда, не уточняя, что имеет в виду клиент), то клиенты рады тому. В случае с В.В. Телышевым неполнота информации действительно имела место, и это признал суд.
   Между тем лето на носу. Так и хочется посоветовать: сходите в свой любимый банк — проконсультируйтесь. Вам ответят, что больше трех раз неправильно набранный пин-код приведет к блокировке карты (и это в ваших же интересах, не дай Бог карта окажется в чужих руках). Свои правила у «Севергазбанка», свои — в «Ухтабанке». Интересуйтесь, задавайте пусть и наивные, на взгляд специалиста, вопросы, но вы же клиент, и за каждого банк с условиях рынка должен бороться. Знайте, что при обналичивании денег «чужой» банк сдерет комиссию. Это может быть 0,75, 1 процент с суммы, а может и больше. Есть ограничения в сумме снятия, например, для Сбербанка это 150 тыс. рублей в день.
   Чего только не придумала хитрая банковская система, работающая не себе в убыток! Ведь клиент за все платит, но не всегда бывает прав.И все-таки лучше переплатить за свои и чужие ошибки, чем потерять все.


Раиса АЛЕКСАНДРОВА.

 

вернуться