СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", пятница, 29 июня 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Александр Гущин:
"Никто из ветеранов на припомнит таких сюрпризов погоды"
 
 

   В истории Печорского пароходства навигация 2007 года 76-я по счету. Какими были первые — это осталось в воспоминаниях ветеранов, в архивных материалах, но нынешние сюрпризы погоды, как ни пытались выяснить современные речники, не припомнят даже старожилы реки.
   — Навигация — 2007 с точки зрения гидрологических условий невероятно интересна, — констатировал генеральный директор судоходной компании «Печорское речное пароходство» Александр ГУЩИН. — Такого ее начала не было за все время работы нашего предприятия.
С руководителем нельзя не согласиться. О превратностях нынешней навигации мы беседуем с Александром Владимировичем.

   — Прогнозы опять не оправдались или нельзя было спрогнозировать все то, свидетелями чего мы стали в начале зимы прошлого года и начале весны этого?
   — Вы вспомните, что нам обещали весной: буйную воду, которая сметет всё, в том числе наши корабли. Печора встала осенью: сначала замерзла, потом растаяла, затем льдом забило до дна все перекаты, и ожидалось, что у реки весной не хватит сил все это промыть. Но природа делала свое собственное дело. Она попридержала воду. Настали погожие дни, и река вскрылась, потом похолодало, и в связи с этим прекратилось таяние льда в тундре и в горах. И, как результат, река потихоньку поломала лед, все прошло удачно для нас. При низких горизонтах воды ни город, ни Путеец не топило, как вы знаете.
   — Каким было начало навигации, мы видели. А что обещают специалисты в продолжении?
   — Обещают разное. Мы верим только краткосрочным прогнозам синоптиков, например, на ближайшие 2-3 дня. Аномальные, не характерные явления наблюдаются на Севере. Но посмотрите, что происходит в Москве! Там тропическая жара. Если разобраться, то существуют разные циклы погоды: 11-летние, 100-летние, 300-летние и т.д. Вполне вероятно, что уже никто из ныне живущих не был свидетелем оригинальных изменений климата. Холода начала весны на Припечорье попридержали воду. Это оказалось нам, речникам, на руку. На настоящий момент удалось завезти грузы по всем малым рекам. Уголь доставлен в Усть-Цилемский район, закончены перевозки нефтеналивом (их в этом году было мало). Остались небольшие объемы для Нарьян-Мара, Усть-Цильмы. Работа идет по графику.
   — Сколько единиц флота задействовано в эту навигацию?
   — Мы сдали в начале навигации суда в эксплуатацию, своевременно выполнив их ремонт. Используем в работе столько единиц, сколько требуют объемы перевозок. В этом году уменьшаются объемы перевозки нефтепродуктов на Вараидей. Нет ясности, что будет в следующем году по сухогрузам. Потому приходится рассчитывать на клиентуру, работающую на месторождениях Баренцева моря. Два года нами не осуществлялись пассажирские перевозки. Как оказалось, они и не потребовались. Администрации районов приобрели маленькие суденышки на 24-25 человек, которые ходят с небольшой скоростью, и посчитали, что нашли удачное решение, дабы не платить Печорскому пароходству дотаций на пассажирские перевозки. Но ведь это были мизерные суммы, не сопоставимые с дотациями на авиаперевозки. Как подсказывает опыт, каждый должен заниматься своим делом. Негоже сапоги тачать пирожнику, так и власти на местах — заниматься пассажирскими перевозками по реке. Что такое флот, понимает только профессионал. Например, чтобы восстановить судно (так по просьбе администрации Усть-Цильмы готовится к регулярным рейсам пассажирский теплоход «Заря»), нам пришлось приложить громадные усилия. А кадровый состав? Сложно вернуть в профессию людей, которые уже привыкли работать на берегу.
   — Вы говорите о профессионализме и качестве, а ведь при объявлении тендеров на выполнение работ выигрывает предложивший наименьшую цену.
   — Это так, но власти администраций на местах уже приходят к мнению, что перевозки на объявленных конкурсах должны выигрывать предприятия, зарекомендовавшие себя как добросовестные партнеры. К примеру, опыт Печорского пароходства на протяжении 75-летней истории дает основание утверждать, что никогда еще оно не срывало никакие перевозки. На Вуктыле тендер по перевозке угля выиграла компания «Терпус». В результате возникли огромные трудности по доставке груза получателю. Думаю, что в связи с этим вуктыльские власти попали в сложнейшее положение. Надо отдавать себе отчет в том, что экономия на спичках до добра не доведет. Доверяйте дело профессионалам. Пароходство содержит флот, у него опыт, люди. Наверное, настала нора пересмотреть законодательные акты об организации конкурсов, выделив в качестве приоритета не наименьшую цену, а качество и надежность. В противном случае профессионалы могут разориться, а фирмы, предлагающие некачественные, но дешевые услуги, — подвести клиента.
   — Способствует ли нынешняя обстановка на реке нормальной работе флота?
   — Береговая и речная обстановка, которую обеспечивают путейцы, нареканий не вызывает. Когда есть вода, проблем не возникает, они возникают при наступлении межени. У путейцев нет сил и средств для того, чтобы содержать огромное количество перекатов. С другой стороны, нет и больших объемов перевозок, под которые государство выделяло бы бюджетные средства для дноуглубительных работ. Поэтому мы стараемся организовать процесс таким образом, чтобы перевезти основные грузы в полноводный период, затем — когда придет осенняя вода.
   — Затихла кампания по строительству понтонного моста. Однако в коллективе деповчан обсуждается тема необходимости ремонта существующего железнодорожного моста через Печору. Было бы здорово, если бы его перепланировали под автомобильный, а параллельно построили новый для движения поездов.
   — У меня нет информации на этот счет. Однако полагаю, наше государство поднялось с колен, чтобы построить такой объект, который будет служить десятки лет. Например, нынешнему мосту более 60-ти лет. Сейчас тенденция такова, что природный газ идет в основном за границу, а наши электростанции большей частью будут переводиться на энергетические угли. Из этого следует, что угольной отрасли суждено развитие. Основная транспортная артерия для шахт Воркуты и Инты — Северная железнодорожная магистраль. Ее и нужно укреплять, вкладывая средства в ремонты и строительство мостов, железнодорожного полотна и искусственных сооружений. Дорога — это все: освоение северных территорий, заявленное право на развитие существующей инфраструктуры. Север должен разрабатываться, а его ресурсы — работать не только на страну, что мы наблюдаем сейчас, но и на живущее здесь население. Так что, если у правительства есть планы строить еще один мост через Печору, — это нужно приветствовать.
   — Александр Владимирович, а что «говорят» перевозки по реке? Есть тенденция их роста?
   — Предыдущая навигация дала рост перевозок на 50 процентов. Полагаю, что нынешняя но сравнению с прошлогодней будет характерна уменьшением объемов процентов на 15. Изменилась структура перевозок. В связи со сменой экономической формации, с реформированием в отраслях новый собственник считает деньги не так, как в свое время государство. В огромном количестве, как это было в советское время, грузы не завозятся. Частные компании заказывают перевозки под определенный оборот средств, чтобы это давало прибыль. Поэтому роста объемов до уровня 1990 года наивно ожидать. Самое главное для нас сейчас — чтобы предприятие функционировало и было востребовано.
   — А кадровая проблема не мешает этому?
   — К нам приходят выпускники речного училища. Набирали в этом году штурманов, чтобы они выросли со временем до капитанов. Им жизнь дает хороший шанс за достаточно короткий срок сделать карьеру. Ведь возраст нынешнего командного состава на пределе. Требуется уже сейчас готовить ему смену. Со своей стороны мы повышаем зарплату на флоте до достойной. Надеюсь, люди к нам придут. К сожалению, кадровая проблема не скоро разрешится. Перестали полностью выпускаться из училищ крановщики, котельщики, младший командный состав. В этот раз мы не могли набрать на флот поваров. ПРУ, отправляя в Санкт-Петербург своих выпускников получать высшее образование, вроде бы делает хорошее дело. Но в Печору на флот эти специалисты не возвращаются. Невозможно укомплектовать суда мотористами. Назревает необходимость менять договорные отношения с училищами. В противном случае кадры в пароходство предстоит набирать из других училищ и регионов. Кадровый голод на специалистов младшего звена уже дает о себе знать. Молодежь выросла такая: хотят иметь все сразу и много. Но в жизни к этому нужно идти ступенька за ступенькой.
   — И тем не менее, транспорт при любой экономической формации нужен. Главное, оплачивать его услуги.
   — В этом смысле крупным структурам, таким, как наше АО, где трудятся порядка 300 человек, сложнее, чем мелким собственникам. Имею в виду налоговую и тарифную политику государства. Полагаю, что наше правительство должно пересмотреть Налоговый кодекс, с тем чтобы не ухудшить условия среднего бизнеса, к которому мы себя относим и на котором держится 90 процентов экономики страны.

Беседовала Раиса ГЛУЩЕНКО.

 

вернуться