СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", среда, 9 мая 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Шаги творчества
 
 
Хайдар Абдулов.
Фотография Игоря Дементьева, 2007 г.
 

   Уже несколько недель экспонируется в зале искусств центральной библиотеки выставка фотографий Хайдара Абдулова, названная автором «Шаги творчества». Это первая выставка Хайдара — одного из представителей молодого поколения печорцев. И она сразу обращает на себя внимание неравнодушного зрителя.
   Если говорить о внешнем, первоначальном впечатлении, можно сразу отметить, что работы, представленные здесь, очень разнообразны и по тематике, и по авторскому подходу, авторской подаче. Многие фотографии объединены в тематические серии. Часть из них — северные пейзажи, эпизоды короткого печорского лета, подледный лов... — словно воссоздают знакомые каждому северянину моменты, как бы «подсмотренные» автором. Но как лаконично многозначительны эти моменты!
   А вот картины совсем, на первый взгляд, другие, уводящие нас в иные широты, знакомящие с иной культурой: серия фотографий Хайдара знакомит печорцев с достопримечательностями и просто любимыми уголками Казани — города юности. Цикл назван «Дорогие места». Запечатленные на снимках уголки Казани напоминают о беспечной юности, о первых встречах с любимой, о том, как город помогал в трудные минуты, словно «забирал» плохое настроение, освобождал тебя от грусти. «Ах, как порой бывает приятно вернуться в эти места спустя долгие годы...».
   По словам автора, из представленных на выставке тематических циклов наиболее близка для него именно серия фотографий, запечатлевших архитектурные памятники и ансамбли. Прежде всего — родной Казани. С Казанью в основном связана и серия, названная автором «Приходит с возрастом»: храмы и мечети, архитектурные сооружения удивительной красоты и величия, запечатлены фотографом так, что еще долго «не отпускают», продолжают стоять перед глазами, словно увиденные воочию. Как, например, эта мечеть на территории Казанского кремля, лишь недавно вошедшая в жизнь казанцев под названием Кул Шариф, ознаменовав новую эпоху, новое тысячелетие.
   Интересна и в какой-то мере тоже неожиданна для Печоры серия «Большой теннис». Автор говорит, что и возникла она неожиданно: «Совершенно случайно я попал на турнир по теннису одного из подмосковных клубов. Впервые в жизни своими глазами наблюдал это действо. Первое название этой серии было «Игра по-разному», потому что у каждого игрока свои движения, своя грация, что, на мой взгляд, и удалось зафиксировать».
   Серия фотографий «Фонари» тоже не случайна. Ведь автор, судя по всему, не чужд романтики, его притягивает всё прекрасное, а красивые уличные фонари просто завораживают то изысканным стилем, то неким таинством, исходящим от них: «Иногда, глядя на них, хочется понять автора, его настроение. И все они такие разные...»
   По словам Хайдара, снимает он преимущественно в свободное время. Признается, что иной раз не просто подсматривает, а придумывает кадр, и затем подгадывает время, ждет «того самого короткого момента...»: «В постановочной съемке самое интересное — это просчитывание, обдумывание, виртуальное видение кадра, который, увы, не всегда удается уловить».
   Обычная, в общем-то, история: юношеское увлечение стало первым шагом в мир творчества, в таинственный мир фотографии. В коротком сопроводительном слове к выставке сам автор говорит об этом так: «Первый опыт, первая самостоятельная встреча с фотографией произошла в тринадцать лет на небольшом песчаном обрыве, по которому скатывалась горящая модель автомобиля. Потом были другие кадры... Возможно, это первые шаги к рисунку, к художеству. С помощью фотографии я реализую свои творческие потребности».
   Знакомясь с выставкой фотографий Хайдара Абдулова, убеждаешься, что зародившееся когда-то в юноше желание творческого самовыражения от кадра к кадру не угасало, а, наоборот, росло. Потому что становился шире и разнообразнее мир вокруг, открываясь все в новых и новых проявлениях. Потому что Хайдар, к счастью, умеет видеть красоту этого бесконечно разнообразного мира, умеет отличить прекрасное от безобразного, умеет быть благодарным. На выставке очень многим понравилась его серия фотографий, посвященных ветеранам Великой Отечественной. Пойманные объективом фотографа в День Победы на площади Победы герои далекой войны — не в парадных костюмах с орденскими планками, подготовившиеся к съемке, а очень просто одетые, старенькие, уставшие... Победители. Это они подарили нам свободу, и удивительный мир вокруг, и возможность творчества...
   «Для меня, — говорит Хайдар Абдулов о Дне Победы, — этот день, пожалуй, самый трепетный, самый грустный и радостный одновременно, самый торжественный и запоминающийся. Что пережили эти люди, что они прошли, что видели... Надеюсь, мы такого никогда не узнаем. Спасибо Вам за Победу!»

Валентина СЕМЯШКИНА.

 

вернуться