СТАТЬИ 2007 г.


© "Печорское время", среда, 30 мая 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Шаг за шагом
 

 

   Наталья Викторовна Веселкова в предпринимательской деятельности не новичок: начинала в теперь уже далеком 1992 году, в эпоху так называемого дикого капитализма.
   Прошла все круги ада того времени, столкнулась со множеством трудностей. Но, несмотря ни на что, с пути не свернула, ведь занималась любимым делом, к тому же всегда мечтала работать самостоятельно. И это давало силы.
   Тонкости любимого швейного дела Наталья Викторовна постигала постепенно. Сначала — в Сыктывкарском ПТУ-28, который закончила по специальности «портной 4 разряда». Работая после окончания училища в Печорском Доме быта, мечтала стать конструктором. Надо было учиться, и Наталья поступила в Сыктывкарский УПК на закройщика, затем три года училась заочно в Технологическом колледже, прошла годичный курс в Куйбышевском УПК... Да и потом, работая уже самостоятельно, всегда стремилась узнать новое: новые технологии обработки ткани, тенденции в современной моде. В 1992-1994 годах дважды в год участвовала в семинарах Центральной опытно-технической швейной лаборатории в Москве.
   На стезю частного, индивидуального предпринимательства Наталья Викторовна вышла в 1992-м. Вначале пыталась сделать это, работая ещё в коллективе Дома быта: закупала на свои собственные средства новые ткани и фурнитуру, на выручку от продажи снова закупала ткани. Но в рамках этого предприятия, работая в коллективе, «раскрутить» своё дело было сложно: пришлось уйти «в никуда». Осталась практически без средств к существованию. Тогда вместе с еще тремя начинающими предпринимателями Наталья Веселкова решила продолжить свою профессиональную деятельность в рамках нового предприятия — акционерного общества закрытого типа, в состав которого вошли ателье по пошиву женской одежды и магазин промтоваров «Рокис». Первоначальный капитал для кооператива пришлось зарабатывать, как и многим, обыкновенной перепродажей вещей: в Москве по дешевке закупали кофточки, в Печоре продавали их по более высокой цене. На полученные доходы на рынках Москвы приобретали ткани метражом и рулонами. Весь товар везли, как говорится, на себе.
    Но магазин не оправдал надежд членов АОЗТ. В ателье же поступало всё больше заказов. В 1994-м акционерное общество развалилось. У работающего теперь уже самостоятельно ателье появились свои постоянные, преданные клиенты. Производство росло, и в 1997 году учредители свой совместный бизнес разделили. Наталья Викторовна стала самостоятельным индивидуальным предпринимателем. Трудности, конечно, были. Прежде всего с кадрами. Коллектив подбирала потихоньку. Приходили в основном безработные, но имеющие специальное образование женщины. Не всех всё устраивало: бывало, что женщины уходили. Но постепенно сложился трудовой коллектив из пяти человек, которым Наталья Викторовна руководит уже шесть лет. Ей удалось внедрить у себя в коллективе такие важные, по её мнению, принципы работы, как уважение к клиенту, предупредительность, открытое, честное отношение к нему. Предприниматель Веселкова отказалась от существовавшего в советские времена бригадного подряда, когда одну вещь шили несколько мастеров. У Натальи Викторовны каждый мастер делает вещь «от и до», полностью отвечая за конечный результат. Она считает, что ориентация каждого работника на результат повышает его ответственность перед клиентом. Важно и то, что мастер как бы изначально видит готовое изделие, свой конечный продукт. Такой подход, безусловно, более всего отвечает и требованиям клиента.
   Вот уже 10 лет ателье «Леди» работает на рынке услуг Печоры, пользуется успехом, имеет своих постоянных клиентов. Постоянно участвует в республиканских конкурсах, побеждая в различных номинациях...
   Казалось бы, бизнес удался. Чего же ещё? Но Наталья Викторовна не желает останавливаться на достигнутом, ей хочется реализации новых идей, воплощения новых задумок. В частности, понимая, что будущее за специализированными магазинами, она задумала создать один из таких — и создала.
   Задумка эта зрела у неё давно. На протяжении многих лет работая с клиентами-женщинами, Наталья Викторовна давно обратила внимание, насколько сложно найти в небольшом городе соответствующую одежду дамам нестандартных размеров. В связи с этим три года назад у неё возникла идея пошива такой одежды с последующей продажей. Попробовала, но продажа таких изделий через существующие — неспециализированные — торговые точки оказалась неперспективной. Поняла, что так дело не пойдет. К тому же заниматься индивидуальным пошивом и пошивом массовым в рамках одного предприятия, даже успешного, было весьма сложно.
   Но отказаться от увлекшей её идеи Наталья Викторовна уже не могла. Чтобы расширить диапазон своей предпринимательской деятельности, пыталась самостоятельно изучать маркетинг, менеджмент. Тут как раз и подвернулись курсы, организованные в городе в рамках проекта «Развитие женского предпринимательства в Республике Коми», на которые её пригласили печорские библиотекари. Обучение придало уверенности, появились новые деловые связи, интересным и полезным было общение. Предприниматель Веселкова впервые действовала не методом проб и ошибок, а составила настоящий бизнес-план и начала последовательно воплощать его в жизнь. Для открытия магазина «Душечка» взяла кредит. К сожалению, взять кредит даже под уже существующее собственное дело оказалось невозможным, и она оформила его как физическое лицо. Этого кредита для открытия магазина в том варианте и объеме, какой задумывала, было недостаточно. Поэтому в «Душечке» пока представлена только легкая одежда, а также белье и колготки для полных женщин. Заняться и верхней одеждой пока не удаётся. Более того, пока приходится вкладывать в новое предприятие деньги, заработанные ателье. Так что ближайшая цель Натальи Викторовны — поставить новый бизнес на собственные рельсы. Есть трудности и с кадрами. Нужны продавцы-профессионалы, которых в городе практически нет. Да и обучение соответствующее пройти негде. Поэтому пока Наталья Викторовна сама делится со своими продавцами теми знаниями основ психологии и культуры делового общения, которые получила на курсах. Но качественную, глубокую подготовку все-таки должны давать специалисты.
   И хотя в последнее время в Печоре уже предлагаются подобные тренинги, воспользоваться ими мелкому предпринимателю оказывается сложно: на тренинг принимается группа из 6 человек, а продавцов у Натальи Викторовны всего два. Мелкий предприниматель остается один на один со своими проблемами. А проблем достаточно: нужен товаровед, которого найти тоже оказалось сложно, нужны услуги маркетолога, который помог бы сделать анализ рынка для расширения бизнеса... И конечно же по-прежнему не решен вопрос кредитования, а значит, пока сложно говорить о росте товарооборота. И всё же Наталья Викторовна Веселкова не теряет надежды на то, что процесс становления нового бизнеса благополучно завершится, что начатое ею дело будет успешным и востребованным печорцами.

Татьяна СМАГИНА.

 

вернуться