СТАТЬИ 2007 г.


© Новый еженедельник "Волна", четверг, 8 марта 2007 года.
© Этот текст форматирован в HTML - www.pechora-portal.ru, 2007 г.
 
 
Иконопись в Печоре
 
 

   Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность рисования выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно ее придерживаться.
   Печорский художник-иконописец Юлия Юрченко разработала проект уникального в своем роде иконостаса для нового печорского храма. Он будет выполнен по традиционной технике писания древнерусской иконы.
   Каждый лик состоит из четырех основных частей — слоев. Первый составляет щит из деревянной доски (или куска холста) и является ее основой. Второй слой — это грунт, или левкас, который приготовлен из порошка мела с животным клеем. Собственно живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов (пигментов), представляет собой третий слой. Эти пигменты изготавливаются на натуральной яичной эмульсии (так краски могут представлять собой смесь минералов, полудрагоценных камней, земли, глины) или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной. Традиционно-русскую технику письма, так называемую яичную темперу, использовали в своих картинах Андрей Рублев и Дионисий. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы). Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление олифой.
   Главным идейным вдохновителем такого масштабного проекта является настоятель печорского храма отец Константин. Именно он направил рвение творить молодой художницы в нужное русло. Несомненно, Юлии пришлось начинать работу практически с нуля.
   В августе прошлого года еще не была возведена крыша храма, поэтому возникли сложности в обозначении размеров будущего иконостаса. Первоначально эскиз представлял собой набросок. Точные его размеры определились после окончания строительства. Затем художница взялась за подготовку калек в натуральную величину досок, которые имеют резную форму (царские врата). На сегодняшний день запланировано изготовление нижнего местного чина. Далее планируется собрать верхний диисусный ряд. Естественно, живопись наносится непосредственно на грунт. Сам процесс грунтовки очень длительный: сначала на доски наклеивается ткань для сцепления грунта с деревом, затем раствор шлифуется. Чтобы написать одну икону в целом уходит месяц ежедневной работы. Кстати, Юлия Юрченко использует в своих работах сусальное золото как листовое для золочения, так и твореное — для исполнения росписи пробела. Золотом она «отделывает» нимбы святых и асест на одежде младенца.
   Проект иконостаса для печорского храма является первой крупной работой молодой художницы. Завершится он предположительно осенью этого года. В это время пройдет основное освещение храма владыкой Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом.

Анна Ткач.

 

вернуться